В Горном университете (Санкт-Петербург) состоялось заседание Межведомственной рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке и образованию. Его темой стало «Ранжирование «пучков технологий», необходимых для эффективного преодоления «технологических разрывов» российского ТЭК».

В мероприятии приняли участие представители государственных ведомств, компаний топливно-энергетического комплекса страны, научных кругов. Они обсудили перспективы внедрения на предприятиях нефтедобывающей отрасли отечественных высоких технологий, что особенно актуально в свете антироссийских санкций, введенных лидерами ряда западных стран.

Совещание открыл академик РАН, доктор экономических наук Александр Дынкин, подчеркнувший необходимость поиска «нелинейных путей» и «системных подходов» в процессе интеграции науки и бизнеса. Именно этому была посвящена презентация руководителя ООО «Газпромнефть НТЦ» Марса Хасанова. Он отметил необходимость сотрудничества сырьевых компаний с вузовской наукой и в качестве примера привел взаимодействие возглавляемой им организации и Горного университета. Одним из направлений стало создание совместного научно-исследовательского центра, где проводятся изыскания в наиболее важных для обеих сторон областях.

Темой презентации директора ЗАО «ПКБ Автоматика», дочернего общества «Кировского завода», Олега Ильина стало импортозамещение оборудования, предназначенного для гидроразрыва пласта. По словам выступающего, сегодня превалирует мнение о том, что российская промышленность неспособна обеспечить потребность нефтяной отрасли в качественной технике и комплектующих. Однако это не так. Например, «ПКБ Автоматика» в прошлом году при активном участии ученых петербургского Горного университета выпустило опытный образец первого российского автомобильного комплекса ГРП. Как считают его создатели, он не только не уступает зарубежным аналогам, но и превосходит их по ряду характеристик. В частности, по компактности и весу – российская разработка легче на 11 тонн, а, значит, обладает повышенной проходимостью.

Дело осталось «за малым» - внедрить «ноу-хау» в производство, тем более, что, по прогнозам специалистов, начиная с 2016-17 годов, потребность в таких машинах составит минимум 15 штук в год. Если будут заказы, которых пока нет, конструкторское бюро готово приступить к следующему проекту в данной сфере – созданию подобного авиамобильного комплекса.

Ректор вуза профессор Владимир Литвиненко обратил внимание собравшихся на то, что разработка коллег с Кировского завода - «пример невнимательного отношения к достижениям отечественной науки, доведенным до самого высокого уровня». Он подчеркнул необходимость поддержки государством и профильными компаниями этого и других перспективных проектов. «В противном случае, - отметил ректор, - мы просто не выживем в условиях санкций».

С этим утверждением был согласен советник президента ОАО «Лукойл» Андрей Кузяев. Он назвал комплекс для гидроразрыва пласта «очень перспективной» разработкой и пригласил Олега Ильина более предметно обсудить ее будущее после окончания заседания рабочей группы. Представитель «Лукойла» также заверил присутствующих, что руководство компании ценит вклад отечественной научной мысли в дело гармоничного развития нефтяной отрасли и понимает, что в нынешних условиях он должен возрасти.

В то же время Андрей Кузяев призвал коллег не сужать проблему до рамок элементарного импортозамещения. Ведь на самом деле она гораздо шире. России сегодня необходимы прорывные технологии, способные повысить эффективность добычи труднодоступных запасов и коэффициент извлечения природных ресурсов из месторождений в целом.

Подводя итоги мероприятия, следует отметить, что члены Межведомственной рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке и образованию внесли ряд предложений по повышению эффективности российского ТЭК, преодолению зависимости от зарубежного  оборудования. В ходе дискуссий были предложены конкретные шаги по развитию отечественных технологий поиска и разведки залежей углеводородов, нефтепереработки и импортозамещения.

Очередное заседание рабочей группы будет посвящено выбору инструментов экономического стимулирования инновационного развития российского топливно-энергетического комплекса.

Видео

2017joy global

50 years celebration in Braås

SANDVIK Mining

Blast hole tamping device WL 36-53

Experience in Braås - Interview with Martin Lundstedt and Martin Weissburg

ЧЕТРА Т40: самый мощный российский бульдозер на тест-драйве

­