Ковши без компромиссов

Андрей Мёд, коммерческий директор ООО «Технопарк «Импульс»

Существуют самые разные режимы эксплуатации техники специального назначения, в частности экскаваторов и фронтальных погрузчиков. Одной из самых сложных стоит признать работу выемочно-погрузочных машин в забоях различных карьеров. К данной технике предъявляются особые требования, которые должны обеспечить бесперебойную и высокопроизводительную работу в самых экстремальных условиях: сверхнизкие или сверхвысокие температурные режимы, круглосуточная эксплуатация и целый ряд других особенностей. Каждая машина подбирается индивидуально под конкретные условия ее эксплуатации. Несмотря на то что основным рабочим инструментом данных машин являются ковши, в процессе обновления им, как ни странно, уделяется не так много внимания. При выборе карьерного ковша заказчик, как правило, обращает особо пристальное внимание на условия его применения (угольный, скальный и т.д.), вместимость ковша и его стоимость. Редко встретишь заказчика, который детально изучает марки и толщины применяемых сталей. Но и это далеко не полный перечень технических характеристик и особенностей, которые ключевым образом влияют на эффективность и ресурс ковша карьерных машин.

Кинематика ковша

Оригинальный ковш карьерного экскаватора – это результат подчас многолетних расчетов и конструкторских разработок. Карьерный экскаватор должен обеспечить максимальную производительность при выемке и погрузке породы. Это означает крайне высокие требования к заполняемости ковша, ведь если ковш будет заполняться только на 80% своего объема, машинисту потребуется делать лишнюю операцию через каждые 4–5 циклов, что снизит производительность машины на 10–20%.

ковш карьерного экскаватора

Более того, изменение геометрии ковша некоторыми сторонними производителями, приводит к повышенному износу зубьев, ножей, упоров и других элементов. При этом зубья и адаптеры составляют львиную долю стоимости ковша, и небольшое отклонение от оригинальной геометрии ковша может ускорить их износ и обернуться убытками, которые будут измеряться десятками тысяч долларов дополнительных расходов. Вряд ли это порадует эксплуатирующую организацию.

Если говорить про погрузчики, особенно машины ПДМ, то небольшое нарушение параллельности осей чревато повышенными неравномерными нагрузками на сварные швы и, как следствие, быстрым выходом ковшей из строя. Иными словами, карьерный ковш не может быть серийным, так как необходимо учитывать конкретную модель экскаватора или погрузчика, на который он будет установлен. Обладая обширной базой чертежей оригинальных карьерных ковшей, Технопарк «Импульс» предлагает не просто ковш, а именно тот самый инструмент, который оптимально подходит под конкретную модель машины, чтобы эксплуатирующая организация не теряла деньги по причине установки «не совсем подходящего ковша».

Кинематика ковша

Масса ковша

Одним из условий длительного срока службы ковша является применение износостойких сталей, безусловный лидер среди которых – сталь Hardox. В зависимости от класса экскаватора и условий эксплуатации могут так же применяться Hardox Hi-Tuf и высокопрочная сталь Strenx (последняя преимущественно используется в балках ковшей). Являясь авторизованным участником программы Hardox in my body, Технопарк «Импульс» может предоставить сертификат на каждый лист стали, использованный в производстве конкретного ковша. Некоторые российские производители ковшей иногда «грешат» излишним использованием обычных отечественных конструкционных сталей, и для обеспечения более-менее приемлемого ресурса ковша, они просто увеличивают толщину используемой стали.

Масса ковша

Это оборачивается увеличением итоговой массы ковша на 10–15%. Как уже говорилось выше, каждый производитель техники старается обеспечить максимальную эффективность и производительность своей машины, а это значит, что на базовой машине, как правило, стоит ковш, близкий к максимально допустимым параметрам, в том числе по вместимости и собственной массе. Установка более тяжелого ковша создает дополнительную нагрузку на рабочие органы машины и гидроцилиндр ковша, и может привести к их преждевременному выходу из строя, что вряд ли будет признано гарантийным случаем.

Зубья и защиты

На рынке ковшей строительных машин, в частности экскаваторов собственной массой до 50 т, представлено огромное множество производителей расходных материалов (адаптеров, зубьев, сменных ножей). Можно найти зубья китайского и корейского производства, итальянского и испанского, российского и украинского. Но если говорить о карьерных машинах, где требования к точности и химическому составу литья, мехобработки в разы выше, ключевыми игроками являются компании Esco, Hensley, MTG и еще несколько чуть менее известных в России брендов. Выбор в пользу того или иного бренда может самым непосредственным образом сказаться на цене ковша. Причем, порой за низкой стартовой стоимостью может скрываться подвох в виде высокой цены на отдельные зубья. Думаю, всем знакома политика продаж компании Gillette – доступная цена на бритвенный станок и очень высокие цены на сменные лезвия, ведь после покупки станка потребителю негде больше взять сменные кассеты, т.к. только оригинальная продукция Gillette может быть установлена в адаптер станка. Нередко у подобного бренда есть эксклюзивный дилер в России, который, пользуясь своим монопольным положением, устанавливает несоизмеримо высокие цены на отдельные зубья.

Зубья и защиты ковша

В итоге Ваши затраты на 3–4 комплекта расходных материалов быстро поглощают первоначальную выгоду от покупки «дешевого» ковша.

Технопарк «Импульс» предлагает различные варианты комплектования ковшей, в зависимости от того с какими системами удобнее работать заказчику. Многие горнодобывающие предприятия привыкли к работе с Esco или Hensley и обладают большим собственным складом зубьев, адаптеров, межзубьевой защиты. Более того, Технопарк «Импульс» предлагает своим заказчикам типовые зубья Esco, Hensley и любых других брендов, но с дополнительной защитой в виде наплавки карбидом вольфрама или специальным материалом Castolin, которые отличаются повышенной устойчивостью к абразивному износу. Главный плюс для заказчика в том, что зубья с такой наплавкой могут устанавливаться на типовые адаптеры и не имеют привязки к тому или иному бренду или поставщику, сохраняя за эксплуатирующей организацией полную свободу выбора.

Зубья и защиты ковша

Вместо итога

Еще 5 лет назад, основная масса карьерных ковшей поставлялась в Россию из Европы, ЮАР или Австралии. Потребовалось немало усилий, чтобы убедить российских потребителей в том, что ковши «Made in Russia» могут гарантировать не только выгодную цену, но и высокое качество, сопоставимое с ведущими мировыми производителями.

Производство Технопарка «Импульс» авторизовано не только шведским концерном SSAB (производителя стали Hardox), но также успешно прошло длительный и скрупулёзный процесс аттестации американским производителем строительных и сельскохозяйственных машин – John Deere. Навесное оборудование Impulse успешно работает в Англии, Финляндии, Италии, Австралии, ЮАР и многих других странах. Все это является лучшим подтверждением стабильно высокого качества продукции.

Завод Технопарк «Импульс» стал одним из ведущих игроков и на рынке ковшей не за счет низкой цены, а за счет бескомпромиссно высокого качества. В отличие от большого количества конкурентов в России и за рубежом, концепция Технопарка «Импульс» не изменилась с первого дня и с первого выпущенного ковша – использовать только лучшее сырье, технологии и оборудование.

И когда другие производители стали отходить от использования лучших материалов, таких как Hardox или ESAB, «Импульс» остался верен своим принципам. Благодаря этому партнеры завода и спустя 10 лет получают именно лучшие ковши.

ООО «Технопарк «Импульс» тел.: +7 (495) 926-35-41 www.impulse.su

Ключевые слова: Ковш, масса, кинематика, зубья

Журнал "Горная Промышленность"№4 (128) 2016, стр.48