Завод Volvo Construction Equipment в г. Браас (Швеция) уникальное «месторождение» шарнирно-сочлененных самосвалов

В рамках Юбилейного пресс-тура, посвященного 50-летию выпуска первого шарнирно-сочлененного самосвала, журналисты ведущих специализированных изданий из России, Казахстана и Украины посетили три завода, входящих в состав Volvo Construction Equipment. Для всех подразделений Volvo установлены единые ценности: качество, безопасность и забота об окружающей среде. Все предприятия Volvo работают в соответствии с системой производства Volvo, которая направлена на постоянное повышение эффективности работы и в конечном итоге на создание лучшего в мире машиностроительного производства.

Volvo Construction Equipment

В настоящее время компания имеет производственные предприятия в 10 странах и предлагает более 150 качественных продуктов, отвечающих различным требованиям клиентов. Первое знакомство редакции журнала «Горная Промышленность» с производством шарнирно-сочлененных самосвалов в Браасе состоялось в 2013 г. Истории создания этого предприятия, этапам его становления, развития и достигнутым успехам была посвящена статья М.Н. Котровского – «Браас – уникальное «месторождение » шарнирно-сочлененных самосвалов Volvo» (Горная Промышленность, №№ 1-3/2013).

Volvo Construction Equipment

В 1966 г. компания Volvo Construction Equipment первой в мире разработала шарнирно-сочлененный самосвал и с тех пор остается лидером созданного ею рынка. Концепции шарнирно-сочлененных самосвалов исполнилось 50 лет, а компания Volvo, продолжает создавать машины, способные работать в самых трудных условиях. Завод, на котором 50 лет назад был создан первый шарнирно- сочлененный самосвал, находится на юге Швеции в г. Браасе. За прошедшие полвека производство шарнирно- сочлененных самосвалов в Браасе прошло большой путь. И сегодня завод остается одним из лучших в мире предприятий в своем классе, ему присвоен самый высокий уровень! В Браасе осуществляется полный производственный цикл – от обработки и резки листового металла, сварки компонентов, механической обработки и покраски – до сборки машины, ее комплексной проверки и испытаний. Все процессы досборочного производства почти полностью автоматизированы.

Volvo Construction Equipment

Необходимо отметить, что до 90% всех комплектующих – собственного производства Volvo. Здесь также находится конструкторское бюро по созданию новых моделей самосвалов и некоторых узлов колесных погрузчиков Volvo CE. Кроме этого, предусмотрены вспомогательные отделы, которые занимаются послепродажным сервисным обслуживанием, информационными технологиями, кадровыми ресурсами, финансами и взаимодействием с различными компаниями-партнерами, а также позиционированием компании на мировом рынке. Первый в мире шарнирно-сочлененный самосвал DR 631 конструктивно представлял собой сельскохозяйственный трактор без передней оси и шарнирно-сочлененный с ним прицеп. Грузоподъемность этой машины, ласково прозванной «Камушек» (Gravel Charlie), составляла 10 т. Эта модель положила начало развитию и созданию целого ряда шарнирно- сочлененных машин Volvo.

Через год после выпуска Gravel Charlie из стен завода вышла новая модель – DR 860 – первый шарнирно-сочлененный самосвал с подвеской на тележке, которая позволяла поддерживать ровное положение кузова во время езды, способствуя предотвращению просыпания материала. В 1970 г. на рынок вышла модель DR 860T с турбированным двигателем. Модель 5350, выпущенную в 1979 г., стали называть «Внедорожный экспресс» (Off-road Express) – за возможность развивать скорость по пересеченной местности в 50 км/ч. Это стало возможным благодаря подвесной передней оси и автоматической коробке передач, добавлением шестиколесного привода.

Volvo Construction Equipment

В 1986 г. на рынок вышла модель А20, грузоподъемностью 20 т и двигателем мощностью 200 л.с. В 1987 г. модельный ряд шарнирно-сочлененных самосвалов пополнила модель А35, грузоподъемностью 35 т. Она была оснащена встроенным в коробку передач тормозом-замедлителем, который способствовал сокращению износа тормозной системы.

В 1993 г. появились более совершенные модели серии С. Эти машины оснащались экологичными двигателями, автоматической коробкой передач и дифференциалами с полной блокировкой. В середине 1990-х на рынок вышла модель А40, грузоподъемностью 40 т, с двигателем – 400 л.с. и «мокрыми » дисковыми тормозами с масляным охлаждением.

В 2000 г. компания Volvo CE представила модели серии D, еще прочнее укрепившись в качестве лидера в области производства шарнирно-сочлененных самосвалов. Все машины серии D грузоподъемностью 24-37 т (A25D, A25D 4х4, A30D, A35D и A40D) отличались комфортной кабиной и не требовали ежедневной смазки. Впервые диагностическое оборудование предупреждало оператора и механика о существующих проблемах еще до того, как они становились неисправностями, увеличивая тем самым время бесперебойной работы.

Volvo Construction Equipment

Благодаря разработке и внедрению автоматической системы распределения тягового усилия (АТС) оператору не нужно вручную управлять блокировками дифференциалов и выбирать конфигурацию привода при смене условия движения. На основе данных, получаемых с сенсоров, постоянно регистрирующих разницу в частоте вращения колес, блок управления системы выбирает конфигурацию, которая наилучшим образом подходит для текущих условий движения. Это также способствует сокращению износа шин, нагрузки на привод и расхода топлива.

В 2007 г. Volvo CE решилась на радикальный шаг: оснастить шарнирно-сочлененные самосвалы гидравлической подвеской колес с функцией стабилизации и автоматического выравнивания рамы относительно мостов. Такая подвеска обеспечивала машинам превосходные характеристики на любых дорогах, позволяя развивать гораздо более высокие скорости движения. С тех пор движение шарнирно-сочлененных самосвалов Volvo по карьерным дорогам увеличилось до 55 км/ч, а уровни тряски машины свелись к минимуму.

Volvo Construction Equipment

В 2010 г. было начато производство шарнирно-сочлененных самосвалов серии F, модели которой были совершеннее предшественников в отношении функциональности, конструкции и технического обслуживания, а также соответствовали строгим экологическим стандартам Tier 4i и Stage IIIB. В стандартное оснащение всех моделей серии F вошла телематическая система Volvo Care Track, которая позволяет вести удаленный мониторинг данных о машине (отслеживать ее местоположение, расход топлива и т.д.).

Следующим шагом в совершенствовании шарнирно-сочлененных самосвалов Volvo CE стал выпуск в 2014 г. моделей серии G. Эти машины не только соответствуют экологическим стандартам Stage IV/Tier 4 Final, но и оснащены новыми технологиями. Применение многодисковых тормозов мокрого типа с масляным охлаждением, которыми оснащались модели A35 и А40, на моделях А25G и A30G позволило сократить расходы на ТО и увеличить время их бесперебойной работы.

Более крупные модели этой серии оснащались очень важной для горных предприятий – системой взвешивания Volvo, которая обеспечивает информирование о производительности машины, способствуя оптимизации нагрузки и уменьшению износа шин и расхода топлива. Система отслеживает загрузку машины и при помощи данных, поступающих от датчиков давления на подвеску, передает эти сведения в соответствующее программное приложение, интегрированное в компьютер машины. Контрольные лампы позволяют операторам самосвала и погрузочной машины определить, соответствует ли загрузка самосвала номинальному значению.

Volvo Construction Equipment

Новая серия Н, выпущенная в 2016 г., воплотила в себе инженерное мастерство и инновации Volvo, накопленные за 50 лет! Учитывая растущий спрос горнодобывающих компаний по всему миру на шарнирно-сочлененные самосвалы большой грузоподъемности, Volvo CE создает новую модель серии Н – Volvo A60Н, грузоподъемностью 60 т (55 метрических тонн), которая стала самым крупным шарнирно-сочлененным самосвалом на мировом рынке вне зависимости от бренда.

Volvo Construction Equipment

Новая модель стала альтернативой самосвалам с жесткой рамой. Гармоничное сочетание трансмиссии и двигателя, автоматический выбор конфигурации привода (включая полную блокировку дифференциалов), вездеходное шасси, гидромеханическое рулевое управление и активная подвеска обеспечивают моделям серии Н хорошую устойчивость, комфорт и высокую скорость передвижения по карьерным дорогам. В итоге все это приводит к низкой стоимости владения машиной и значительному сокращению стоимости перевозки 1 т горной массы.

Volvo Construction Equipment

Одной из важнейших задач в своей работе компания Volvo CE считает заботу об окружающей среде и экологическую безопасность своих производственных цехов и служб. Завод в Браасе стал первым в мире углеродно-нейтральным предприятием по производству строительной техники – не выбрасывающим в атмосферу газ СО2, выделяющийся при сгорании ископаемого топлива. Проект по достижению производства с нулевым балансом выбросов углерода был запущен в 1999 г. В то же время появилась возможность перейти на «зеленую» электроэнергию, а в 2007 г. компания решила использовать только электроэнергию, получаемую из возобновляемых источников. В 2012–2013 гг. Volvo сделала еще один шаг по направлению к поставленной цели: инвестировала средства в новые технологии, позволяющие в будущем отказаться от использования в производственных процессах природного газа. В этот период компания завершила переход дизельного оборудования на биотопливо, использующегося внутри завода. В результате 1 января 2014 г. по заявлению Комитета по защите окружающей среды компании Volvo Group, компания Volvo достигла своей цели по переходу к углеродно-нейтральному производству. Это достижение в области экологии было признано и оценено во всем мире, а проект стал ключевым вкладом в достижение безопасных и надежных транспортных средств! Работники завода в Браасе гордятся тем, что именно их предприятие стало первым углеродно-нейтральным предприятием отрасли в мире!

Volvo Construction Equipment

Работы в сфере экологической безопасности предприятия продолжаются и сегодня: особое внимание уделяется снижению объема потребляемой энергии. Эта инициатива стала частью плана сотрудничества компании Volvo Group и организации WWF Climate Savers, одна из целей которого – внедрение энергоэффективных процессов для снижения количества потребляемой энергии на 12 % за период 2015–2020 гг. Особенно успешным методом работы стало привлечение сотрудников к поиску «потребителей энергии», которые можно отключить, когда она не используется. Это позволило снизить количество потребляемой предприятием энергии. В результате отключения оборудования в ночное время и в выходные дни, когда производственные линии не работают, общий объем потребленной энергии значительно сократился.

Volvo Construction Equipment

Компания Volvo CE – старейший в мире производитель шарнирно-сочлененных самосвалов – и сегодня сохраняет за собой позиции бесспорного лидера в области производства таких машин. С момента создания первой машины грузоподъемностью 10 т прошло много времени. За эти годы шарнирно-сочлененные самосвалы Volvo заслужили хорошую репутацию, а новые модели серии Н продолжают традиции компании в части применения инновационных технологий, надежности, комфорта и качества. Российские горняки по достоинству оценили все преимущества применения шарнирно-сочлененных самосвалов Volvo. Машины успешно работают трудятся в тяжелых условий эксплуатации, к которым в первую очередь можно отнести карьерные дороги в различных регионах России.

В настоящее время завод в Браасе выпускает самый широкий модельный ряд шарнирно-сочлененных самосвалов в мире.

Е. Анистратова, журнал «Горная Промышленность»

Ключевые слова: Volvo, самосвалы, карьерная техника, юбилей, 50-летие

Журнал "Горная Промышленность"№5 (129) 2016, стр.74