Техника для добычи полезных ископаемых подземным способом одно из основных направлений филиала ОАО «БЕЛАЗ» в г. Могилеве

С.Н. Семко, зам. генерального конструктора главный конструктор отдела главного конструктора подземной и строительно-дорожной техники научно'технического центра (ОГК ПСДТ НТЦ) ОАО «БЕЛАЗ»

На современном рынке горнодобывающего оборудования наблюдается устойчивый спрос на машины для добычи полезных ископаемых подземным способом, поэтому сегодня предприятие уделяет большое внимание их разработкам. В настоящее время предприятие выпускает: машины погрузочно-транспортные (самосвалы шахтные) и погрузочно-доставочные машины (ПДМ) грузоподъёмностью 7, 9, 16 т, вспомогательную технику для подземных работ – автобетоносмесители, машины для торкретирования, транспорт для перевозки людей и др. Одними из основных потребителей подземной техники МОАЗ являются Россия, Казахстан, Узбекистан и другие страны СНГ, обладающие значительными запасами полезных ископаемых.

Коллектив отдела главного конструктора подземной и строительно-дорожной техники НТЦ ОАО «БЕЛАЗ» постоянно ведет работы по модернизации и совершенствованию конструкции выпускаемой техники, а также проводит мероприятия, направленные на повышение технико-экономического уровня серийной продукции. Кроме того, предприятие постоянно расширяет гамму выпускаемой продукции за счет разработки новых машин.

Погрузочно-транспортные машины (самосвалы шахтные)

Для расширения номенклатуры подземных самосвалов, производимых нашим предприятием, в 2014–2015 гг. была разработана конструкторская документация самосвалов шахтных МоАЗ75290 и МоАЗ-75850 грузоподъемностью 25 и 50 т, соответствующая требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) и ГОСТ EN 474 «Безопасность машин». В 2016 г. опытный образец МоАЗ-75290 был поставлен в ТОО «Корпорация «Казахмыс» (Казахстан) для прохождения приемочных испытаний.

Опытные образцы существенно отличаются от ранее выпускаемых серийных образцов МоАЗ75291 и БелАЗ-75810 прежде всего по компоновке, внешним габаритным размерам и применяемым комплектующим. На них установлены среднеоборотные дизельные двигатели жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров, оснащаемые системами турбонаддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Применяемые двигатели обладают повышенным запасом крутящего момента (20–25%) и отвечают современным международным требованиям по экологичности выхлопных газов. Двигатели сертифицированы для работ в подземных условиях (MSHA), имеют официальное утверждение типа EU Stage 3A, U.S. Tier 3.

Большое внимание уделено созданию комфортных условий труда оператора. На машинах установлена цельнометаллическая шумовиброизолированная кабина с улучшенным обзором фронта работ. Дизайн кабины шахтных самосвалов и общее компоновочное построение подчеркивают совершенство конструкции и функциональное предназначение машины. Кабина оснащена всеми необходимыми приборами и системами, позволяющими контролировать основные параметры самосвалов, предупреждающими сигналами о возможности наступления аварийных ситуаций, а также оборудована системами безопасности FOPS и ROPS, оснащена кондиционером, системой отопления и вентиляции. Оптимальные условия видимости достигаются за счет установки камер наружного наблюдения за рабочим процессом (в передней и задней частях самосвала).

Гидромеханическая трансмиссия с блокируемым гидротрансформатором, вальной коробкой передач с электрогидравлическим приводом управления, переключением под нагрузкой, обеспечивающей получение 6 передач переднего хода и двух передач – заднего. На коробке и двигателе установлен гидравлический тормоз – замедлитель, который используют при движении машины на длинных и затяжных спусках. Передний ведущий мост установлен на балансире с углом качания ±13°. Подвеска заднего моста – жесткая. Это обеспечивает плавное движение машины, а также преодоление преград высотой до 200 мм без отрыва колес от опорной поверхности.

Техническая характеристика машины погрузочно-транспортной МоАЗ-75290

Благодаря складыванию шарнирносочлененных полурам на ±45° в каждую сторону, автомобили приобрели высокую маневренность в стесненных условиях, обеспечивающую минимальный радиус поворота.

Тормозная система шахтных самосвалов имеет повышенный уровень надежности и безопасности Posi-Stop типа SAHR (ММОТ обратного действия) так же, как и на аналогах ведущих иностранных производителей. На всей новой подземной технике МОАЗ установлена система пожаротушения моторного отсека и автоматическая централизованная система смазки.

Шахтный самосвал МоАЗ-75290, грузоподъемностью 25 т

Шахтный самосвал МоАЗ-75290, грузоподъемностью 25 т

Электрооборудование включает в себя светотехнические приборы и систему сигнализации, в которую входят плафоны, световозвращатели, звуковая сигнализация.

Все жгуты системы электрооборудования выполнены в гофрированных трубках, электрические разъемы – в защитном исполнении IP 65. Улучшенный доступ к двигателю, гидравлике и фильтрам через откидные панели и удобный монтаж – еще одно из преимуществ этих самосвалов. Техническое обслуживание машин значительно облегчается благодаря централизованным точкам смазки.

машины погрузочно-транспортной МоАЗ-75850

Техническая характеристика машины погрузочно-транспортной МоАЗ-75850

В 2016 г. специалистами предприятия была разработана конструкторская документация на машину погрузочно-доставочную (самосвал шахтный) МоАЗ-65010 грузоподъемностью 15 т с колесной формулой 4€4 и габаритной шириной всего 2100 мм, что позволит эксплуатировать машину в шахтах с сечением выработки до 9 м2. Машина разрабатывалась по согласованному техническому заданию с ОАО «Комбинат КМАруда». МоАЗ-65010 должен потеснить в данном сегменте шахтных самосвалов продукцию зарубежных производителей. Уже в начале 2017 г. планируется отгрузка машины заказчику для проведения приемочных испытаний в условиях ее постоянной эксплуатации. Машина отличается возможностью ее спуска в шахту в разобранном состоянии через грузовой ствол путем подвеса узлов к кабине клети. Для последующей сборки таких крупных узлов, как полурамы и кузов, не требуются сварочные работы в условиях шахты.

По согласованию с заказчиком машина будет поставляться с кабиной открытого типа, кроме того возможно изготовление и кабины закрытого типа с установленным отопителем и кондиционером. Силовой каркас кабины соответствует требованиям ROPS/FOBS. В качестве силовой установки использован двигатель Cummins QSB6.7 мощностью 164/220 кВт/л.с. с жидкостным охлаждением. Двигатель сертифицирован для работ в подземных условиях (MSHA), имеет официальное утверждение типа EU Stage 3A,U.S. Tier 3. Трансмиссия: гидромеханическая коробка передач DANA Spicer® серии 32000 4+2, ведущие мосты DANA Spicer® 16D 2149, подвеска переднего моста балансирная с углом качания ±12°, задний мост жестко закреплен на задней полураме. Система тормозов – многодисковые тормоза в масляной ванне с гидравлическим приводом обратного действия типа SAHR, в качестве исполнительного узла стояночного тормоза используются колесные тормоза на всех колесах.

Техническая характеристика машины погрузочно-транспортной МоАЗ-65010

Погрузочно-доставочные машины

Погрузочно-доставочные машины (ПДМ), производимые нашим предприятием, разработаны для эксплуатации как в обычных условиях рудников, шахт, тоннелей, так и в условиях повышенной сложности, например, в рудниках с агрессивной средой и высокой обводненностью. Машины обладают большим ресурсом, содержат минимальное количество электронных компонентов.

машины погрузочно-доставочной МоАЗ-4075

Техническая характеристика машины погрузочнодоставочной МоАЗ4075

В 2016 г. проведены работы по модернизации машины погрузочно-доставочной МоАЗ-4075 грузоподъемностью 16 т., в результате чего существенно доработана конструкция всей машины. Таким образом, машина получила два исполнения с кабиной открытого типа МоАЗ-40751 и с кабиной закрытого типа МоАЗ-40752.

На ПДМ установлены новые ведущие мосты с многодисковыми тормозами обратного действия типа SAHR собственной разработки и изготовления, что существенно позволит увеличить срок службы тормозной системы, а также не требует обслуживания. Кроме того, этот тип тормозной системы существенно повышает безопасность эксплуатации машины в сложных шахтных условиях. Трансмиссия позволяет машине с грузом в ковше преодолевать подъемы до 15–20°. Кроме того на машине предусмотрена возможность использования защитных цепей.

Подвеска переднего моста – жесткая. Задний мост установлен на балансире с углом качания ±8°. Это обеспечивает плавное движение машины, а также преодоление преград высотой до 200 мм без отрыва колес от опорной поверхности. Шарнирно-сочлененная рама коробчатого сечения со сферическими опорами вертикального шарнира с регулируемым натягом имеет устройства для буксировки и стопорения полурам, а также места для зачаливания грузоподъемными средствами. Угол складывания полурам (42°) в каждую сторону обеспечивает хорошую маневренность в стесненных условиях.

Гидросистема рулевого управления и погрузочного оборудования позволяет уверенно управлять ПДМ как при челночной схеме движения, так и при погрузочно-разгрузочных работах. На машине установлены гидроаппараты, шестеренные насосы от ведущих мировых производителей. Управление поворотом и рабочим оборудованием осуществляется джойстиками.

Кабина расположена сбоку по левой стороне между осями машины. Размещение оператора – перпендикулярно оси машины. Кабины открытого либо закрытого типа с защитой от падающих предметов и опрокидывания ROPS и FOPS, обеспечивают хороший обзор и управление при челночной схеме работы, а также при погрузке породы в машины погрузочнотранспортные МоАЗ-75840, МоАЗ-75850, а также Sandvik, Atlas Copco и Сaterpillar грузоподъемностью 40–50 т.

Погрузочное оборудование изготавливается из высокопрочных легированных сталей. Нижний и боковые ножи ковша – из стали HARDOX или стали 18ХГНМФР, устойчивых к абразивному износу.

В 2016 г. продолжено серийное производство машины погрузочно-доставочной МоАЗ-4055 грузоподъемностью 9 т. Развитие техники не стоит на месте: требования к ней меняются вместе с усложнением горнотехнических условий разработки месторождений. И даже хорошо зарекомендовавшая себя машина, неизбежно с течением времени претерпевает стадии модификации.

При этом любая модернизация должна обеспечить не только повышение надежности, безопасности и производительности, но и снижение или, по меньшей мере, сохранение на достигнутом уровне себестоимости добычи руды. Подземные самосвалы, выпускаемые Могилевским автомобилестроительным заводом, постоянно модернизируются и совершенствуются, в соответствовии с современными требованиями рынка, что позволяет находить новых потребителей.

Техническая характеристика машины погрузочнодоставочной МоАЗ40550

Техническая характеристика машины погрузочнодоставочной МоАЗ40550

Так, в 2015 г. проведена модернизация серийно освоенных машин ПДМ МоАЗ-4055 и изготовлен опытный образец МоАЗ-40550.

На МоАЗ-40550 установлен дизельный двигатель Cummins QSL9 С280 жидкостного охлаждения с рядным расположением цилиндров. Двигатель сертифицирован для работ в подземных условиях (MSHA) и имеет официальное утверждение типа EU Stage 3A,U.S. Tier 3.

Изменена конструкция тормозной системы и ведущих мостов: установлены тормоза обратного действия с гидравлическим приводом, система типа SAHR. В гидравлической системе рабочего оборудования использованы отвечающие современным требованиям распределители. Претерпела изменения конструкция кабины оператора машины и оперения: проведена доработка металлоконструкции кабины и эргономики управления.

В зависимости от эксплуатационных условий и потребностей клиента разрабатываются индивидуальные конструктивные версии машин и оборудования. На машине предусмотрена, как опция, установка ковша с выдвижной перегородкой, также разработаны различные исполнения ковшей. Приведенные доработки способствовали существенному увеличению потребительского спроса на ПДМ новых модификаций выпускаемой продукции в 2016 г. В 2016 г. разработана конструкторская документация на машину погрузочно-доставочную МоАЗ-4035, отличающуюся значительно меньшими габаритными размерами, чем с МоАЗ4055 и МоАЗ-40550, грузоподъемностью 7 т. МоАЗ-4035 имеет схожие характеристики с лучшими зарубежными аналогами, а по отдельным параметрам – превосходит их.

Техническая характеристика машины погрузочнодоставочной МоАЗ4035

В качестве силовой установки использован дизельный двигатель с жидкостным охлаждением Cummins QSВ6.7, развивающий мощность 144 кВт, двигатель сертифицирован для работ в подземных условиях (MSHA).

Трансмиссия состоит из гидромеханической коробки передач DANA Spicer® R 32425 cерии 32000 с гидротрансформатором С 273,1 с автоматической блокировкой, ведущие мосты DANA Spicer® 16D 2149. Подвеска заднего моста – балансирная с углом качания 8° в обе стороны, передний ведущий мост – жестко закрепленный.

Создание новых моделей шахтного подземного транспорта всегда диктовалось потребностями горнодобывающих предприятий России, Казахстана, Узбекистана и других стран СНГ. Основным направлением своей производственной политики Филиал ОАО «БЕЛАЗ» считает постоянное повышение технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, максимальное удовлетворение запросов потребителей, с которыми предприятие связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество.

Для решения поставленных задач проводится изучение мирового уровня строительно-дорожной, подземной и специальной техники, а также запросов потребителя. Осуществляется совершенствование продукции с учетом требований и ожиданий рынка.

Выпускаемая предприятием техника постоянно модернизируется и обновляется. Эту задачу успешно решает коллектив предприятия и инженерно-технические работники ОГК ПСДТ НТЦ ОАО «БЕЛАЗ».

www.belaz.by

Ключевые слова: БЕЛАЗ, Могилев, подземная техника

Журнал "Горная Промышленность"№6 (130) 2016, стр.34