Увлекательный мир науки или интерактивные лекции в музее-лаборатории «Занимательная физика»

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2019-5-94-97

М.Д. Верещагина, педагог, писатель

Н.Х. Курбанов, д-р экон. наук, профессор, декан факультета экономики и управления МГРИ

В.А. Рафиенко, канд. техн. наук, действительный член Академии горных наук, генеральный директор НПП ФИЛЬТРОТКАНИ

Л.А. Романченко, канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой общей физики МГРИ

Н.Н. Соколов, канд. социол. наук, научный руководитель лаборатории-музея «Занимательная физика», дипл. инженер-физик (МИФИ), сотрудник кафедры общей физики МГРИ, доцент кафедры Государственного управления и политических технологий ГУУ (Государственного университета управления), почётный профессор МГА, член Экспертного Совета по вопросам профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы ФС РФ

Как много уроков и занятий мы посетили в жизни? И как много из них мы смогли запомнить, прочувствовать и понять?

Когда притворяются двери в музей-лабораторию «Занимательная физика» и его юные гости остаются один на один с удивительным миром науки, происходит настоящая магия – предметы наполняются новым смыслом и содержанием, а занятия превращаются в увлекательное путешествие.

Добрый волшебник, а по совместительству научный руководитель музея-лаборатории доцент Николай Николаевич Соколов, превращает каждый урок в спектакль, непосредственное участие в котором принимают школьники. Вместе с Николаем Николаевичем Соколовым интерактивные лекции проводит настоящая команда единомышленников, профессионалов своего дела, в числе которых начальник управления молодежной политики Людмила Евгеньевна Денисова.

В музее-лаборатории нет места для скуки и уныния: здесь сложные научные термины объясняются простым языком, а мудреные физические опыты становятся увлекательным зрелищем, настоящим театрализованным представлением. Каждая деталь – это кропотливый труд создателей лаборатории, а каждый экспонат – дань любви и уважения к науке.

Н.Н. Соколов проводит лекции для детей и их родителей в области популяризации науки (сентябрь 2019 г.)

Н.Н. Соколов проводит лекции для детей и их родителей в области популяризации науки (сентябрь 2019 г.)

Прийти в этот «дом опытов» и не полюбить его невозможно!

В настоящее время в музее-лаборатории реализуются два интерактивных практикума: «Увлекательные физические демонстрации для школьников и их родителей» и «Популярные физические опыты из мира науки и техники».

Главная цель этих программ – познакомить юных исследователей с явлениями из мира науки и окружающей природы, рассказать о том, что мир волшебен и многогранен, изучать и познавать его интересно.

В новом учебном году в музее-лаборатории разработан новый цикл опытов и демонстраций физических явлений. Особого внимания заслуживают эксперименты в области построений экотехнологий, позволяющих охранять окружающую среду, и уменьшающих техногенную нагрузку на природу.

Проф. Н.Н. Соколов принимает посетителей музея Чрезвычайного и Полномочного Посла Таджикистана Сатторова Имомуддина Мирзоевича и профессора Курбанова Нурали Хайдаровича (2015 г.)

Проф. Н.Н. Соколов принимает посетителей музея Чрезвычайного и Полномочного Посла Таджикистана Сатторова Имомуддина Мирзоевича и профессора Курбанова Нурали Хайдаровича (2015 г.)

В их числе стенд-макет современной солнечной электростанции для домашнего использования с высокоэффективными солнечными элементами из выращенного монокристаллического кремния с высоким КПД преобразования солнечной энергии, гелевым аккумулятором и контроллером для управления процессами зарядки (потребления) энергии в доме. Динамический воздушный принцип поддержания и передвижения машин по воде и суше демонстрируется на эффектном примере обычного CD-диска с крышечкой-дозатором и воздушным шариком.

Большой интерес у школьников неизменно вызывают демонстрация эффекта Магнуса для вращающегося цилиндра в потоке воздуха с возникновением мощной подъемной силы и примеры применений этого принципа для современных грузоперевозок у океанских лайнеров, экспериментальных летательных аппаратов и самолетов.

Выбранный способ «погружения в науку» и вовлечения школьников в исследовательскую работу имеет своей целью показать, что наука – удел не только ученых и студентов специализированных вузов, а сама жизнь во всех ее проявлениях.

Лекции, основанные на приемах интерактивности и театрализации, не оставляют ребят равнодушными. И, может быть, для кого-то из школьников, эти занятия станут толчком к собственной исследовательской деятельности, повторению опытов в домашних условиях. Возможно, увлеченность лекторов зажжет в чьем-то сердце огонек любви к науке, и спустя годы физика станет делом жизни нового талантливого ученого.

Встреча Учителя и его Ученика через 52 года! Проф. Н.Н. Соколов и Н.Н. Соколов (мл.) Ученик Кубышкин Евгений Иванович (сейчас ему 70 лет) изучал физику у учителя Соколова Н.Н. в школе № 435 в 1963 году. А профессор Соколов Н.Н. верен своему Делу и являлся действующим преподавателем физики и спустя более полувека! Встреча состоялась в МГРИ-РГГРУ в 2015 году!

Встреча Учителя и его Ученика через 52 года! Проф. Н.Н. Соколов и Н.Н. Соколов (мл.) Ученик Кубышкин Евгений Иванович (сейчас ему 70 лет) изучал физику у учителя Соколова Н.Н. в школе № 435 в 1963 году. А профессор Соколов Н.Н. верен своему Делу и являлся действующим преподавателем физики и спустя более полувека! Встреча состоялась в МГРИ-РГГРУ в 2015 году!

Помимо работы со школьниками, музей регулярно проводит встречи высших специалистов по теме «Глобальные экологические проблемы планеты Земля». Среди многочисленных направлений самыми востребованными неизменно остаются следующие:

• Изменение климатических параметров планеты за последние 100 лет

• Влияние технологической деятельности человека

• Прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций – землетрясений, оползней, наводнений, пожаров, цунами, ураганов

Дефицит пресной воды

• Наступление пустынных территорий

• Утилизация бытовых и промышленных отходов

• Прирост численности населения

• Опережающий рост потребительских и энергетических потребностей

• Истощение невозобновляемых источников сырья, животного и растительного многообразия

• Прекращение всех видов вооруженных столкновений, национальной нетерпимости, терроризма

• Защита от столкновений с телами космического происхождения

• Раскрытие строения вещества живой и неживой природы, геронтология, борьба с болезнями

• Проблемы качества образования

В.А. Рафиенко с коллегами - популяризаторами науки проф. Н.Н. Соколовым, проф. Н.Н. Дроздовым

В.А. Рафиенко с коллегами - популяризаторами науки проф. Н.Н. Соколовым, проф. Н.Н. Дроздовым

В перспективе работы музея-лаборатории – опыты с известным карельским минералом – шунгитом, который интересен не только своими целебными и фильтрующими свойствами, но и многообразием электрических свойств физической структуры.

Год за годом растет привлекательность интерактивных занятий на базе музея-лаборатории. Сотрудники находят новые формы работы с посетителями самых разных возрастов, а научные эксперименты выходят далеко за рамки учебной программы и становятся максимально приближенными к жизни. Выбранная уникальная форма взаимодействия талантливых ученых и гостей музея-лаборатории позволяет воспринимать занятия не как урок, а как жизненно важный опыт.

 Проф. Н.Н. Соколов и Н.Н. Соколов (мл.)

Проф. Н.Н. Соколов и Н.Н. Соколов (мл.)
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Верещагина М.Д. МГРИ-РГГРУ и Калмыцкий государственный колледж нефти и газа: планы и перспективы сотрудничества // Горная промышленность. 2018. 5. С. 104–105.
2. Верещагина М.Д. Сон наяву, или Удивительный мир науки. Занимательная физика. М.: НПП Фильтроткани, 2019. 48 с.
3. Гавриков В.В. Физика это круто- / Газета ЮЗАО г. Москвы «За Калужской Заставой». 2019. 38. С. 8.
4. Курбанов Н.Х., Рафиенко В.А. Соколов Н.Н. К 100-летию МГРИ-РГГРУ: сохраняя традиции, поощряя новаторство и эксперимент / Федеральный портал «Российское образование», ссылка на источник: http://www.edu.ru/news education/k-100-letiyu-mgri-rggru-sohranyaya-tradicii-pooshc (выпуск 07.09.2017)
5. Рафиенко В.А. Методы обучения профессора Соколова / Общественнополитическая газета «Трибуна», ссылка на источник: http://newtribuna.ru/ news/2016/12/15/78767 (выпуск 15.12.2016)
6. Саюшев В.А., Смирнов А.П., Соколов Н.Н., Махоткин В.Е. XX век. Эмоциональная мозаика физики. М.: Изд-во Кругозор, 1998. 166 с.
7. Физика. Лабораторный практикум. Механика, молекулярная физика, электричество, магнетизм. Колебания, волны и оптика: учеб. пособие (Гриф Минобрнауки РФ). В 2 т. Т. 1 / А.Х. Дегтерев, Н.В. Камышов, В.А. Рафиенко, Н.Н. Соколов, А.П. Храмцов. М.: НПП «Фильтроткани», 2018. 136 с. DOI 10.12737/textbook_5a8d5362afdc86.11663250
8. Физика. Лабораторный практикум. Атомная и ядерная физика, физика твёрдого тела: учеб. пособие (Гриф Минобрнауки РФ). В 2 т. Т. 2 / А.Х. Дегтерев, Н.В. Камышов, В.А. Рафиенко, Н.Н. Соколов, А.П. Храмцов. М.: НПП «Фильтроткани», 2018. 90 с. DOI 10.12737/textbook_5a8d54b1974271.58255668
9. Rafienko V.A., Belimenko V.V. Processing Technology of Unique Russian Carbon-bearing Rocks Shungite [Processing Technology of Unique Russian Carbon-bearing Rocks Shungite]. San Francisco, Academus Publ., 2019, pt. 1, 150 p. DOI: 10.31519/1192 (in Russian)
Ключевые слова: музей-лаборатория, Занимательная физика, интерактивные лекции

Журнал "Горная Промышленность"№5 (147) 2019, стр.94