Особенности эксплуатации строительно-дорожной техники в условиях Крайнего Севера

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2021-6-30-32

Р.В. Мельников, канд. техн. наук, и.о. зав. кафедрой «Разработка месторождений полезных ископаемых», ФГБОУ ВО «Заполярный государственный университет им. Н.М. Федоровского», г. Норильск, Российская Федерация

Н.И. Мокрицкая, канд. пед. наук, зав. кафедрой автомобильного транспорта, ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», г. Магадан, Российская Федерация

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним расположено около 12 млн кв. км территории Российской Федерации [1], что составляет примерно 70% от общей площади страны. В то же время на этой территории проживает 9,8 млн человек [2], что составляет только 6,7% населения РФ. Столь малая заселённость указанных территорий делает проблему их освоения достаточно важной. Полноценное развитие районов Крайнего Севера невозможно без полномасштабного строительства, а значит без применения строительно-дорожной техники. На территории Крайнего Севера и приравненных к нему районов расположена значительная часть залежей полезных ископаемых. Большинство горнодобывающих предприятий осуществляют свою деятельность, применяя различную специальную технику и оборудование в суровых климатических условиях.

1. Кто лишается районного коэффициента из-за нового списка районов Крайнего Севера: таблица 2021 по регионам России / Юридическая еженедельная газета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://yur-gazeta.ru/ekonomika/kto-lishaetsiaraionnogo-koefficienta-iz-za-novogo-perechnia-raionov-krainego-severa-tablica-2021-poregionam-rossii.html

2. Федеральная служба государственной статистики. Экономические и социальные показатели районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в 2000-2019 годах [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/regl/b20_22/Main.htm

3. Матери И.В., Корытов М.С., Деревсков Н.Ю. Особенности эксплуатации специальной техники в условиях Крайнего Севера / И.В. Матери, М.В. Корытов, Н.Ю. Деревсков // Наука и военная безопасность. 2021. №3 С. 79-83.

4. Лукойл ВМГЗ. Описание продукта [Электронный ресурс] Режим доступа: https://catalog.lukoil-masla.ru/u/product_document_file/801/tds_vmgz_v1_10.11.2014_rus.pdf

5. Evaluation of the trailbuilder hydraulic drive thermal preparation. International Scientific Conference Interstroymeh (ISM 2020) 17th-18th December 2020, Samara, Russia. V V Konev 2021 IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 1103 012015 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1103/1/012015/pdf

6. Тарасенко В. П. Основы технического обслуживания гусе¬ничных машин. М.: Воениздат, 1961.

7. Эксплуатация землеройных машин в зимнее время. Л., Стройиздат, Ленингр. отдние, 1978. 120 с. Авт.: Д. А. Лозовой. В. А. Запускалов, А. А, Покровский, Ю. М. Трушин.

8. Статья 132 Федеральных норм и правил «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения» от 26 ноября 2020 года. Утверждено Приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461.

9. Методические рекомендации МР 2.2.7.2129-06. 2.2.7. Физиология труда и эргономика. Режимы труда и отдыха работающих в холодное время на открытой территории или в неотапливаемых помещениях. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 19.09.2006).

10. Перепелкин М.А. Машины для земляных работ [Текст]: Учеб. пособие / М.А. Перепелкин. Норильск: АПЕКС, 2017. 160 с. 11. Перепелкин М.А. Конструкция землеройных и землеройно-транспортных машин [Текст]: Учеб. пособие / М.А. Перепелкин, Н.И. Мокрицкая М.: Экспресс-полиграфия, 2019. 160 с.

Журнал "Горная Промышленность" №6 / 2021, стр.30