Новые компрессоры для буровых работ

Компания Atlas Copco представила новые компрессоры, которые отличаются высочайшей эффективностью, надежностью и безопасностью.

Общеизвестно, что большее давление воздуха ускоряет процесс бурения и обеспечивает бурение скважин на большую глубину. Большее давление требует большего объема воздуха и, соответственно, большей производительности компрессоров. При этом большая производительность позволяет более эффективно удалять породу из скважины.

Уникальное сочетание производительности и рабочего давления компрессоров Atlas Copco, идеально подходящий двигатель и специально разработанный для этого случая новый двухступенчатый винтовой компрессорный элемент в сочетании с несколькими уникальными опциями - все это обеспечит наивысшую производительность для пользователей таких компрессоров.

В течение последних десяти лет компания Atlas Copco поставляла заказчикам большие передвижные компрессоры с рабочим давлением от 7 до 25 ати и производительностью от 17 до 34 м3/мин. Надежность и качество этих машин отразилось во вполне осязаемом факте: в Европе доля рынка в этом классе компрессоров достигла 60%! В основе этого успеха всегда было стремление компании к инновациям. Постоянное стремление сделать лучше чем было, нашло заметное отражение в модернизации этих компрессоров, которая произошла в начале 2006 г. Огромное влияние на надежность, экономичность и сервисную доступность всей установки оказывает дизельный двигатель. Поэтому выбор двигателей для такого оборудования приобретает первостепенное значение.

Проведенные исследования показали, что по большинству параметров современные дизели фирмы Caterpillar имеют гораздо более высокие показатели, чем двигатели Mercedes. В мире Caterpillar имеет на 63% больше точек сервисного обслуживания, чем Mercedes. При этом сервисные центры Mercedes в основном специализируются на сервисе грузовиков, в то время как сервисные центры Caterpillar в большинстве случаев имеют дело с тяжелой строительной техникой, что гораздо ближе по условиям эксплуатации к дизельным компрессорам. Поэтому на всей территории России возможности по ремонту индустриальных двигателей Caterpillar на данный момент однозначно превосходят возможности Mercedes.

Неслучайно для оснащения компрессоров компании Atlas Copco выбор был сделан именно в пользу двигателей Caterpillar. Новые двигатели, оборудованные передовой системой управления ACERT, отвечают вступившим в силу с января 2006 г. жеским европейским требованиям по содержанию выхлопных газов TierIII / Euro Stage III, и при этом эта технология позволила двигателям Caterpillar стать, возможно, самыми совершенными в своем классе.

Система управления всего компрессора в целом базируется на применении многочисленных датчиков, постоянно отслеживающих состояние и режимы работы всех систем двигателя и компрессора и предупреждающих пользователя о возможных неполадках задолго до того, как они начнут влиять на нормальную работу компрессора. Вся информация как предупреждающего характера, так и причины останова компрессора выводятся на дисплей панели управления. Информация об аварийных остановах остается в памяти электронного блока и может быть считана в любой момент, что очень важно для выявления реальных причин случившейся неисправности. Если предыдущие поколения компрессоров сообщали о своем состоянии через систему сигнальных лампочек, то теперь центральный компьютер дает более развернутую текстовую информацию, выведенную на четырехстрочный жидкокристаллический дисплей, который с 2005 г. «говорит по-русски». Во время работы дисплей отображает полную текущую информацию о работе компрессора и состоянии всех его основных систем.

В таблице указаны три абсолютно новые модели XAS746, XRVS606 и XRXS556, серийное производство которых начнется в с января 2007 г. Особо необходимо отметить компрессор XRXS556, который при невиданном до сих пор давлении в 30 бар может производить до 34 м3/мин сжатого воздуха. Как видно из графика на рис. 1 такой компрессор в сочетании с погружным пневмоударником Atlas Сорсо СОР54 при прочих равных условиях обеспечил глубину бурения скважин в граните на 50 м больше, чем компрессор с рабочим давлением в 25 бар. При этом скорость бурения оказалась выше на 20% (рис. 1).

Все компрессоры теперь выпускаются в экологобезопасном исполнении, обеспечивающим защиту от попадания каких-либо жидкостей во внешнюю среду. Конструкторы разработали оригинальные металлические топливные баки, конструкция которых позволяет легко демонтировать их для более тщательной очистки от грязи и осадков топлива, что особенно важно при невысоком качестве дизельного топлива. Так как требования современных дизельных двигателей к качеству топлива постоянно растут, новые компрессоры оборудованы тройной системой очистки топлива. Топливо проходит через фильтр грубой очистки в 30 мкрн с эффективным циклонным сепаратором влаги, а затем через фильтры тонокой очистки в 10 и 3 мкм.

Компрессоры могут быть оборудованы уже привычными опциями, поставляемыми по отдельному заказу. Система «холодный старт» и исполнение Nordic обеспечивает гарантированный запуск холодного двигателя при температурах до -25°С и нормальную эксплуатацию при температурах до -35...-40°С. Как и раньше, имеется возможность подготовки воздуха через системы охладителей влагоотделителей, донагревателей и фильтров, позволяющих получить требуемое качество воздуха.

Стоит отметить и несколько новых и совершенно уникальных опций.

Система COSMOS™ позволит отслеживать состояние компрессора из любой точки земли. Информация через спутник поступает на компьютер пользователя, а сообщения об аварийных ситуациях могут приходить и на мобильный телефон ообслуживающего механика или инженера.

Система позволяет собрать исчерпывающую информацию вплоть до графика загрузки компрессора и точного его месторасположения. Система COSMOS™ передает информацию через сеть GPRS, а если она не доступна, то через спутниковую антенну. Таким образом, владелец компрессора в любой момент времени знает, где находится его компрессор и как он работает или работал вчера, неделю назад, месяц или год.

Система FuelXpert™ обеспечивает минимально возможный расход топлива при работе с неполной загрузкой. При загрузке в 50%, что не является редкостью, экономия топлива на этих и без того экономичных машинах, может достигать 10%, а иногда и больше. Ни один из компрессоров конкурентов даже близко не показывает такой топливной эффективности.

Система Oiltronix™ обеспечивает интеллектуальное управление температурой компрессорного масла. С одной стороны, не допускается выделение убийственного для подшипников и винтовых компрессорных элементов конденсата, а с другой - при низкой влажности воздуха система снижает рабочую температуру масла компрессора с 105°С до 75°С, что увеличивает срок службы подшипников винтового элемента, сепаратора и компрессорного масла почти вдвое. Ни одна из этих опций не снижает надежности компрессора в целом, т.к. эти системы не являются частью основной системы управления и таким образом не приведут к останову всего компрессора.

Определенный интерес для российских потребителей могут представлять усовершенствованные буровые установки марки OEM (рис. 4). На заводах буровых машин в Екатеринбурге и Алапаевске уже созданы несколько опытных установок УРБ, в состав которых включен компрессорный блок OEM XAH4 с приводом от вала отбора мощности. При этом может использоваться либо двигатель шасси, либо специальный дизель, установленный на платформе OEM. Компрессорные блоки могут создавать различное давление от 10 до 30 бар и производительность до 36 м3/мин. Такая модернизация по свидетельству компаний, уже использующих такие установки при буровзрывных работах, обеспечивает увеличение производительности в несколько раз, при сроке их окупаемости всего в несколько месяцев.

* * *

В России, Казахстане, Узбекистане и Белоруссии работают около 300 больших компрессоров Atlas Copco. Основная их доля приходятся на геологоразведочные и горные предприятия, а также строителей и эксплуатационников магистральных нефтяных и газовых трубопроводов.

И все-таки, какой бы качественной не была техника, всегда остается возможность поломки или отказа. В условиях, когда простой техники из-за поломки означает огромные финансовые потери, необходимо быть уверенным, что в случае отказа он будет устранен в самые короткие сроки. Следуя этим требованиям, представительство компании в СНГ - компания ЗАО «Атлас Копко» открыла свои сервисные отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Уфе, Краснодаре, Перми, Челябинске, Новосибирске, Хабаровске, Норильске и Алматы. На складе в Москве всегда имеются в наличии основные запчасти, расходные материалы и масла. ЗАО «Атлас Копко» располагает большим количеством запчастей на центральном складе в Москве. В случае выхода из строя оборудования Atlas Copco, пользователь не останется один на один со своей проблемой, а сможет реально рассчитывать на быструю реакцию сервисной службы и быстрое получение комплектующих, как в гарантийный, так и в послегарантийный период.

Журнал "Горная Промышленность" №5 2006