Научно-производственной компании «ВМПАВТО» 20 лет

М.Н. Котровский, зам. главного редактора журнала «Горная Промышленность»

В 2015 и 2016 годах целый ряд российских предприятий отметили свои первые «круглые» даты. Примечателен факт: среди таких юбиляров заметную долю составляют российские фирмы, созданные, что называется, «с нуля» усилиями энтузиастов и профессионалов в различных сферах науки и техники. Как свидетельствует мировой опыт, такие компании легче преодолевают и пере- живают любого масштаба кризисы в силу того, что они созданы людьми, окрыленными нестандарт- ными, инновационными идеями и, как правило, сплоченными семейными и дружескими узами.

Свой 20-летний юбилей отметила научно-производ- ственная компания «ВМПАВТО» ( Санкт-Петербург), основанная в 1996 г. группой специалистов-энтузи- астов, возглавляемой кандидатом технических наук Васи- лием Николаевичем Кузьминым. Несмотря на относитель- ную молодость компании, изделия «ВМПАВТО», – консис- тентные смазки и другие виды инновационной продукции, – получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

Команда ООО «ВМПАВТО»

Аббревиатуру компании «ВМПАВТО» в современном прочтении – «Вихри Могучих Перемен в АВТОсмазке» – можно увидеть на всех ее инновационных и разнообразных продуктах.

На сегодняшний день компания уверенно себя чувствует на отечественном и мировом рынках, ее продукты экспор- тируются более чем в 30 стран мира, включая государства Европы, Африки и Восточной Азии.

После регистрации в 1999 г. патента РФ на смазку МС 1000, организации ее промышленного выпуска и последовавшего за этим масштабного применения предприятиями различ- ных отраслей в нашей стране и за рубежом, продукты с маркой «ВМПАВТО» стали отмечаться призами и наградами специализированных выставок и конкурсов.

Стоит выделить основные вехи на пути мирового при- знания продукции «ВМПАВТО»:

- В 2007 г. смазочные материалы «ВМПАВТО» вошли в число 100 лучших изобретений России в области энерго- ресурсосбережения.

- В 2008 г. – получен Патент США на изобретение металло- плакирующего концентрата.

- В 2010 г. – группа компаний VMPAUTO стала членом крупнейшей мировой Ассоциации производителей пла- стичных смазок NLGI (National Lubricating Grease Institute). В списке российских производителей, принятых в эту Ас- социацию, Группа VMPAUTO стала первой организаци- ей, качество продукции которой было признано мировы- ми экспертами от NLGI.

- В 2016 г. на международном конкурсе изобретений Lepine (Париж, Франция) изделия компании отмечены бронзовой медалью в номинации «Энергоресурсосбережение». На се- годняшний день система управления качеством продукции «ВМПАВТО» сертифицирована по стандарту ISO 9001:2008. Находясь все эти 20 лет во главе созданной компании, Василий Николаевич руководствовался девизом основателя американской автомобильной империи Генри Форда – «Со- браться вместе – это начало, остаться вместе – это про- цесс, работать вместе – это успех».

В.С. Лобанов, главный специалист НПК «ВМПАВТО» по промышленному внедрению и В.И. Янцен, генеральный директор ООО «ОМЗ-Сибирь-Сервис»

В.С. Лобанов, главный специалист НПК «ВМПАВТО» по промышленному внедрению и В.И. Янцен, генеральный директор ООО «ОМЗ-Сибирь-Сервис»

Без тени преувеличения, успешность НПК «ВМПАВТО» и глобальность признания ее инно- вационных продуктов подтверждают как количе- ство, так и географическое расположение зарубеж- ных потребителей, партнеров и дилеров. Часть из них прибыла в Санкт-Петербург на праздничные мероприятия, посвященные 20-летию компании.

В кратком вступительном обращении к участ- никам и гостям Юбилейной конференции В.Н. Кузьмин предоставил возможность собравшимся рассказать об истории сотрудничества, успехах и перспективах в деле распространения продукции «ВМПАВТО» и создания новых продуктов, отвечающих самым строгим запросам мировых рынков. И, сохраняя верность принципам управления ком- панией, обозначил свое виденье конечной цели ее развития: «Мы разрабатываем смазочные материалы… и хотим быть лучшими в своей области. Поэтому не жалеем средств на НИР и ОКР, на людей, на оборудование… На успех в достижении этой цели направлены усилия всех сотрудников компании».

Чуть позже, уже в конце первого дня работы конференции на наш вопрос, касающийся оценки препятствий на этом пу- ти, Василий Николаевич ответил: «Главный действующий фак- тор заложен в конфликте интересов конструкторов машин с работниками отделов снабжения предприятий, где машины эксплуатируются. Отделы снабжения во время закупок не вни- кают в технические подробности и характеристики смазок, для них все смазки – на «одно лицо». Поэтому они озабочены лишь выполнением задачи по обеспечению закупок физически необходимых объемов смазки на выделенные и, как правило, ог- раниченные финансовые ресурсы (а лучше бы еще и сэкономить, чтобы премию получить!).

В.Н. Кузьмин с представителями иностранных компанийпартнёров

В.Н. Кузьмин с представителями иностранных компанийпартнёров

А конструктор и, тем более, механик, отвечающий за дол- голетнюю и безаварийную работу машин, понимает, что хо- рошая смазка (пусть и немного дороже привычной) позволяет на 1–2 порядка повысить рабочий ресурс машины, ее надеж- ность и увеличить межсервисный период. Яркий пример раз- вития такого конфликта наблюдается в КАМАЗе… Поэто- му наша задача – бороться с техническим невежеством отде- лов снабжения, просвещать их специалистов так, чтобы у них было такое же отношение, как у механиков и конструкторов». Стоит признать, что к великому и общему сожалению, се- рьезную поддержку такому поведению отделов снабжения оказывает действующий закон о тендерных закупках, в соот- ветствии с которым предпочтения отдаются продуктам, име- ющим минимальную цену… В то время как грамотным спе- циалистам известно, что в общей калькуляции затрат на еди- ницу товарной продукции в частности горных предприятий доля расходов на смазочные материалы – ничтожно мала…

А вот ущерб, который может нанести использование деше- вого и низкокачественного материала, может обернуться многомиллионными суммами потерь.

В ходе общения с участниками конференции «вскрылся» и другой фактор, реально препятствующий продвижению ин- новационных продуктов «ВМПАВТО» – требования пресло- вутых «откатов» за сделку. И включение этого «механизма» становилось реальной причиной срыва подписания контрак- тов, часто даже на самых высоких стадиях их готовности. По убеждению многих экспертов, свести до нуля действие механизма «отката» может лишь перевод всех торгов и за- купок на электронную площадку, способную обеспечить прозрачность сделок.

В соответствии с программой конференции, с рассказами об истории сотрудничества и успехах в продвижении продуктов «ВМПАВТО» выступили представители фирм Lubricantes Piff (Мексика), Huomeng Technology (Тайвань), Advan Technology (Гонконг), AC Motopc (Болгария), Eco Novedades (Гватемала), Lubcon (Нигерия), Сириус Авто (Республика Казахстан), MCS (Бельгия), ОМЗ-Сибирь-Сервис (Россия), КАМАЗ (Россия), БЕЛАЗ (Беларусь), Мосметрострой и Транстоннельстрой (Москва) и некоторые другие.

В большой части докладов были показаны эффективные результаты применения в сервисных работах и при ремонтах мехоборудования металлоплакирующих добавок серии «RESURS» в моторные и трансмиссионные масла, очистите- лей системы смазки двигателей серии «I Magnet» и других продуктов «ВМПАВТО». Некоторые из докладов содержали примеры тактических и стратегических приемов работы ди- леров по продвижению этих продуктов на региональных рынках стран мира, заполненных аналогами производства фирм США, Бразилии, Германии, Китая.

Выступления партнеров компании позволили выделить ряд немаловажных моментов, способствующих не только успеш- ному продвижению уже освоенных, но и созданию новых и оригинальных продуктов. Под стать творчеству создателей продукции «ВМПАВТО» партнеры и дилеры в свою очередь демонстрируют образцы изобретательности и нетрадицион- ные методы в деле расширения масштабов ее сбыта в своих регионах. Яркий пример мотивации потребителей смазок к охране окружающей среды путем обмена упаковочных мате- риалов на моющие средства серии «Чистик PROFI», предна- значенных для механиков автосервисных станций, содержался в докладе дилера из Казахстана, который попутно отметил, что только за период с 2011 по 2015 гг. объем реализации про- дуктов «ВМПАВТО» возрос более чем в 2,5 раза.

По сообщению мексиканского партнера, уже более 6 лет ра- ботающего с продуктами «ВМПАВТО», применение реметал- лизантов (добавок в масла) серии «RESURS» моющих добавок серии «I Magnet», и других продуктов, уменьшающих вредные выхлопы двигателей автотранспорта на 50% и расход топлива до 5–10%, привели к заметному снижению загрязненности воз- духа в городах Мексики. Этот факт подтвержден Сертифика- том и отмечен Дипломом Правительства Мексики.

По данным КБ БЕЛАЗ, после длительной опытно-промыш- ленной эксплуатации смазки МС 1000 на карьерных БЕЛАЗах, в условиях Ковдорского ГОКа (где они «пробежали» по 140 тыс. км) были выданы положительные заключения о необхо- димости комплектации этих машин смазками МС 1000 и МС 1410 как на сборочном конвейре завода, так и в периоды ТО в эксплуатирующих автохозяйствах ГОКов и разрезов.

Тесное и длительное сотрудничество компании с дилера- ми, а через них и с прямыми потребителями смазок и другой инновационной продукции, наряду с прямым увеличением объемов ее сбыта в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, приводит и к созданию новых, порой очень специфических продуктов. Так, в результате тесных, с 2012 г., партнерских контактов с ООО «ОМЗ-Сибирь- Сервис» был создан новый продукт – смазка МС 1410, ставшая наряду с МС 1000 широко используемой при шеф-монтажах, ремонтных и сервисных работах, выполняемых этой фирмой на экскаваторах типа ЭКГ и ЭШ, БЕЛАЗах, бульдозерах и дро- гой отечественной технике.

Самая «молодая» по рабочим контактам с «ВМПАВТО» бель- гийская компания MCS – Mobile Control Systems за короткий период (6 месяцев) сотрудничества по программе «Разработ- ка биоразлагаемой смазки» завершила создание уникального продукта. Представитель компании доложил о начале серий- ного производства нового продукта через три месяца, выраз- ив уверенность, что этим шагом партнеры внесли серьезный вклад в экологическую безопасность использования смазок во всем мире.

В «ВМПАВТО» открыты (для посещения в рабочее время!) спортзал, оснащенный широким набором тренажеров, биб- лиотека и оригинальная картинная галерея, массажный ка- бинет и летнее кафе – в саду под деревьями, в испанском стиле. Все эти непривычные для отечественной практики по- дразделения и службы задуманы с целью перманентного под- держания в прямом смысле физического здоровья и бодрого духа сотрудников компании, труд которых проходит за ком- пьютерными столами и опытными установками, в условиях пониженных двигательных нагрузок. Именно такие «изли- шества» позволяют понижать напряженность труда работ- ников и реально противостоять рискам развития различных заболеваний. И за весь этот комплекс «удовольствий» сотруд- ники не платят ни копейки из своего кармана. Все затраты фирма «ВМПАВТО» покрывает за счет рационального рас- пределения добавленной стоимости. Об этом в своей книге В.Н. Кузьмин, опираясь на рассуждения Генри Форда, пишет так: «Если мы уменьшаем добавленную стоимость с единицы продукции, снижая цену, мы тем самым увеличиваем доступ- ность продукта на рынке. И за счет увеличения количества продаж, увеличиваем суммарную добавленную стоимость… Да, прибыль мы тоже видим, но она для нас – не самоцель… Ком- пания может жить без прибыли и при этом быть весьма ус- пешной: может развиваться, модернизировать производство, создавать новые продукты. И тем самым повышать свою жиз- неспособность в целом, благодаря тому что свои ресурсы она тратит себе на пользу, вкладывает в свое развитие. И при этом, в общем-то, все довольны!»

Сопоставив эти рассуждения В.Н. Кузьмина с его заявле- нием, сделанным при открытии конференции, становится понятно, что деятельность НПК «ВМПАВТО» выстроена на экономически прочном, научно обоснованном и потому «сейсмоустойчивом» фундаменте.

Гости и участники конференции осмотрели офисные по- мещения и производственные цеха, спортзал и кафе-столо- вую. Были организованы специальные экскурсии по терри- тории завода.

Юбилейные мероприятия завершились корабельной про- гулкой по Неве, во время которой на закрытой палубе состо- ялся концерт приглашенных мастеров музыкального жан- ра, при самом активном участии директора и его обаятель- ной супруги Светланы, сотрудников, гостей и партнеров «ВМПАВТО». И, как принято в России, угощения были на самый взыскательный вкус, и я там был, мед-пиво пил… (этому можно посвятить отдельный рассказ).

Настоящим же я хочу выразить искреннюю благодарность за теплый деловой прием гостей, за открытия, которые сде- лал для себя во время знакомства с юбиляром, за вселяемый им оптимизм в перспективности успешного развития, к со- жалению, пока еще немногочисленных отечественных и ре- ально инновационных фирм. И, конечно же, хочу пожелать постоянного и могучего попутного ветра в паруса научно- производственной компании «ВМПАВТО», возглавляемого Василием Николаевичем Кузьминым!

М.Н. Котровский, зам. главного редактора журнала «Горная Промышленность»

Ключевые слова: ВМПАВТО, научно-производственная компания

Журнал "Горная Промышленность"№4 (128) 2016, стр.86