Возрождение сибирского машиностроения

«Крастяжмаш» делает заявку на лидерство

28 апреля 2005 г. в Красноярске прошел семинар-презентация «Красноярского завода тяжелого машиностроения». Это событие вызвало живой интерес у ведущих горно- и угледобывающих компаний Красноярского края, Иркутской области, Республики Хакасия, угольных разрезов, входящих в состав холдингов ОАО «Сибирская угольно-энергетическая компания (СУЭК) и ОАО «КрасноярскКрайУголь».

Когда журналистская судьба впервые, 7 лет назад, забросила меня на Бородинский угольный разрез, и я увидел тяжелый карьерный экскаватор в работе, он напомнил мне динозавра. И дело было даже не в схожих размерах и одинаковой солидной медлительности движений этого ЭКГ и доисторического диплодока. Глядя на обшарпанные бока и местами покореженный ковш далеко не новой машины, я подумал, что еще совсем немного и исчезнет с лица карьеров наша красноярская техника, вымрет как динозавры в свое время, уступив место импортным аналогам. Ведь «Крастяжмаш» тогда практически ничего не выпускал, да и в целом отрасль тяжелого машиностроения в стране оставляла желать лучшего.

Но хорошо, что мои тогдашние ощущения оказались ошибочными. Красноярские машины, как показывают события последнего времени, гораздо ближе по своей судьбе не к динозаврам, а к птице Феникс, возвращающейся к жизни даже после самых серьезных передряг.

Новые идеи в тяжелом машиностроении можно смело сравнивать с инженерными и технологическими революциями, потому что эта отрасль, по общему мнению, одна из самых консервативных отраслей промышленности и появление новых конструкторских решений происходит в ней крайне редко. Возраст большинства идей в производстве тяжелых экскаваторов исчисляется десятками лет. Так, например, работающие сейчас по всей стране экскаваторы спроектированы в лучшем случае в 1940-50-х годах, а ведь время-то движется.

Именно поэтому новые разработки конструкторского бюро «Крастяжмаша» (КБ КЗТМ) так важны. Техника с новой идеологией КБ КЗТМ серьезно отличается от всех существующих в мире подобных машин по многим показателям.

Экскаваторы новой серии, разработанные нашими красноярскими машиностроителями, существенно легче и устойчивее, потому что кузов «сошел» с рамы и стал несущим. Это уникальная серия машин, механизмы которых собраны из идентичных, универсальных деталей, что позволяет не только сократить затраты на ремонт техники, но и на порядок уменьшить объем запчастей на складах разрезов, а значит сократить «замораживание» миллионов рублей в виде деталей.

Новая форма гусеничного звена, значительно облегчила текущий ремонт. Конструкторами КБ КЗТМ разработана новая конструкция крепления ковша к рукояти. На смену тросам пришел новый механизм, что позволило увеличить срок службы агрегата до срока службы самого экскаватора.

«Крастяжмашу» удалось решить вечный спор между прочностью ковша и его устойчивостью к истиранию. Рукоять и часть ковша, прикрепленная к рукояти, изготавливается из более легкого (вдвое) и прочного титана, а копающая часть ковша - из устойчивой к истиранию стали.

Помимо конструкторских «ноу-хау», которых у КЗТМ несколько десятков, на заводе разработали и применили новую организацию производства. Большинство производителей конструируют машины по собственному представлению о необходимых качествах экскаватора. На «Крастяжмаше» считают, что реально знать все требования к экскаватору в карьере могут только те, кто на нем работает. Поэтому с каждым заказчиком работают индивидуально. К тому же сегодня путь от идеи в карьере или конструкторском бюро до ее воплощения в металле на заводе - на КЗТМ, самый короткий в мире.

Все эти новшества были бы лишь отвлеченными категориями, если бы не живая и заинтересованная реакция представителей угледобывающих компаний. На презентации кроме руководителей разрезов присутствовали и главные механики, которые сразу же оценили предложения завода. Переговоры о поставках экскаваторов и глубокой модернизации уже имеющихся начались сразу на семинаре и по окончании его продолжились. Поэтому уверенность самих машиностроителей в востребованности их техники, сразу же была подкреплена заинтересованностью угледобывающих компаний.

Строительство крупнейшего в Сибири завода «Крастяжмаш» для производства тяжелых экскаваторов и горнодобывающей техники было начато в 1979 году в двадцати километрах от Красноярска.

Целью создания «Крастяжмаша» стало освоение богатейших запасов угля КАТЭКа, Забайкалья и Дальнего Востока. Сибирский гигант машиностроения, оснащенный самым передовым оборудованием, был введен в строй в декабре 1981 года. Первый экскаватор «Крастяжмаша» начал добычу бурого угля в 1982 году.

Производственные мощности и оборудование предприятия позволяют выпускать и обслуживать практически любой вид машиностроительной продукции. Производство выполняет полный цикл работ от конструкторской разработки необходимого оборудования до его монтажа, отладки и ввода в строй.

В настоящий момент производство «Крастяжмаша» ориентировано по следующим направлениям:

• Производство тяжелых экскаваторов и запчастей к ним;

• Производство оборудования для открытых горных работ;

• Производство горно-обогатительного оборудования;

• Производство буровых установок для нефте- и газодобывающей отрасли;

• Сервисное обслуживание и ремонт машиностроительного оборудования, в том числе и выпущенного на других предприятиях.

Александр Сургутский

Журнал "Горная Промышленность" №2 2005