Ростехнадзор на страже промышленной безопасности

Сегодня в России опасных производственных объектов начитывается 172 тысячи, около 2 млн объектов государственного энергетического надзора, почти 26 тысяч гидротехнических сооружений, более 200 объектов использования атомной энергии, а также около 1500 радиационно-опасных предприятий.

Необходимо отметить, что в целом уровень аварийности и смертельного травматизма на данных объектах имеет устойчивую тенденцию к снижению. За период с 2010 по 2017 г. показатели аварийности снизились более чем на 40 % (с 368 до 220), а количество смертельных случаев – на 55 % (с 464 до 210).

При этом количество выявляемых нарушений по всем видам надзоров остается стабильным и составляет более 800 тыс. ежегодно. В том числе высоким остается количество случаев административной приостановки деятельности в связи с выявлением грубых нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью. Количество таких приостановок за последние 3 года составило более 6 тысяч. За 2017 г. административная приостановка была применена 2151 раз. Фактически в этих случаях речь идет о предотвращенных авариях и сохраненных человеческих жизнях.

В области промышленной безопасности, как уже упоминалось ранее, под надзором Службы находится около 172 тыс. опасных производственных объектов всех отраслей «реального сектора» национальной экономики. Уровень аварийности здесь за период с 2010 по 2017 г. снизился на 15,5 % (со 187 до 158 аварий). Снижение уровня смертельного травматизма за этот же период составило 53 % (с 338 до 158 несчастных случаев со смертельным исходом). Этот показатель стал наименьшим, а значит наилучшим за всю историю Службы.

Значительный вклад в снижение травматизма, в т. ч. и со смертельным исходом, оказала реструктуризация угольной промышленности. В ходе реформирования отрасли были ликвидированы особо убыточные шахты, имеющие наиболее сложные горно-геологические условия отработки пластов.

В целом по угольной отрасли России число травм со смертельным исходом на один миллион тонн снижено за период 1992–2015 гг. с 1,06 до 0,06, т.е. в 15 раз! Уровень травматизма со смертельным исходом на шахтах страны в расчете на одну тысячу работающих стал ниже, чем в ряде других отраслей промышленности – примерно на 30 % ниже, чем при добыче металлических руд.007 1

В то же время на шахтах России сохраняются высокие риски возникновения крупных аварий. Сегодня большинство шахт работает в сложных горно-геологических условиях, что повышает уровень риска возникновения крупных аварий с человеческими жертвами. Основной причиной большинства аварий являются взрывы метана, вызванные высокой метанообильностью отрабатываемых пластов, неустойчивыми схемами проветривания горных выработок, обусловленными работой в уклонных полях.

Одним из важнейших условий функционирования горнодобывающей отрасли остается обеспечение улучшения условий труда, повышение безопасности ведения горных работ, снижения аварийности и травматизма, поддержания боеготовности военизированных горноспасательных частей.

Большую помощь ведомству в решении вопросов оказывает Общественный совет, образованный 11 января 2008 года. Его задачами являются изучение и обобщение инициатив граждан, деловых кругов и общественных объединений, а также подготовка предложений руководству Ростехнадзора. К настоящему времени при непосредственном участии Общественного совета было принято 37 федеральных законов, 2 указа Президента РФ и 62 акта Правительства России.

В состав Общественного совета входят члены Академии горных наук: Ю.Н. Малышев, И.И. Мохначук, Г.И. Шмаль, В.А. Белин, А.С. Державец.

Обеспечение безопасности труда на производственных объектах – фундаментальные принципы работы крупнейших компаний отрасли: Металлоинвест, СУЭК, ГМК «Норильский Никель» и других. Для снижения аварийности и травматизма Ростехнадзор России, его территориальные службы, при участии Общественного совета организуют межведомственные комиссии, проводят систематические проверки на предприятиях горнодобывающей отрасли. При выявленных нарушениях выносятся административные предписания вплоть до остановки горных работ.

При этом травмы, несовместимые с жизнью, непосредственно в результате аварий в среднем получает около 30% из общего количества пострадавших, и эта цифра также имеет тенденции к снижению (по итогам 2017 г. в авариях на ОПО погибло 34 человека, или 21,5 % от общего количества смертельно травмированных). Остальные погибают в результате несчастных случаев, связанных с нарушениями обязательных требований.

Вместе с тем риск крупных аварий по-прежнему сохраняется. И такие аварии происходят, все они известны – в 2014 г. на Ачинском НПЗ, в 2016 г. – на шахте «Северная», в 2017 г. – на руднике «Мирный».

Основными причинами аварийности и смертельного травматизма являются:

• неудовлетворительная организация производственных процессов, низкий уровень управления, недостаточность навыков при действиях в аварийных ситуациях;

• формальная и неэффективная деятельность служб производственного контроля;

• сознательное пренебрежение требованиями и правилами безопасности;

• износ основных производственных фондов (60–70% оборудования, применяемого на опасных производственных объектах, отработало нормативные сроки службы).

Только потенциальный экономический ущерб от аварий может оцениваться в 600–700 млрд руб. в год.

Чтобы предотвратить подобные аварии, Ростехнадзором совместно с экспертным и бизнес-сообществом ведется интенсивная нормотворческая деятельность. В 2010 г.

Ростехнадзор был наделен функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. За истекший период при непосредственном участии Ростехнадзора было принято 37 федеральных законов, 2 указа Президента и 62 акта Правительства России. 505 нормативных правовых акта Службы зарегистрировано Минюстом.

6 мая 2018 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ, утверждающий Основы государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 г. и на дальнейшую перспективу. Указом установлены цели, принципы, основные направления и задачи государственной политики, определены инструменты ее реализации.

Аналогичный документ готовится в области ядерной и радиационной безопасности.

Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил задачу в течение двух лет перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход.

Необходимо отметить, что Ростехнадзор является одним из первых контрольно-надзорных органов, деятельность которого регламентируется законодательством с учетом степени риска и масштаба возможных последствий аварий на поднадзорных объектах. В частности, такое регулирование с 2014 г. уже применяется в области промышленной безопасности.

Риск-ориентированная модель надзора в области промышленной безопасности позволила за 5 лет сократить количество плановых проверок более чем в 4 раза, что дало возможность сосредоточить внимание на наиболее сложных и опасных объектах. Статистика подтверждает, что снижение количества плановых проверок происходит без ущерба уровню безопасности.

С начала 2017 г. на аналогичную модель «переведен» и надзор в области безопасности гидротехнических сооружений. Подготовлены проекты нормативных актов, предусматривающие применение риск-ориентированных подходов при осуществлении федерального государственного энергетического надзора. Следующий шаг в повышении эффективности работы Службы – и эта задача также сформулирована в Послании Президента – реализовать дистанционные методы контроля.

В этих целях по нашей инициативе российскими разработчиками создан не имеющий мировых аналогов программный продукт, который в режиме реального времени позволяет отслеживать и оценивать риски развития аварийных ситуаций на опасных производственных объектах. Таким образом, впервые появляется возможность получать информацию не о произошедшем событии, а о риске наступления аварии, что дает возможность принимать своевременные меры реагирования и как минимум спасти людей, как максимум - предотвратить аварию. Уникальность комплекса состоит в том, что он подключается к действующим системам контроля технологических процессов (АСУ ТП) на предприятиях, что минимизирует расходы для его внедрения. В настоящее время проходят тестовые испытания на ОПО различных отраслей, а также проходит межведомственные согласования законопроект, определяющий правовую основу такой работы.

Кроме этого, планируется внедрение системы «Электронный инспектор». Собственники и эксплуатанты опасных производственных объектов получат возможность в «личном кабинете» пройти предварительную проверку (самопроверку) соблюдения требований безопасности.

Программный комплекс, база которого будет содержать все обязательные требования к производственным объектам, в автоматическом режиме проанализирует состояние безопасности на конкретном объекте, сформирует перечень нарушений и выдаст информацию о санкциях, которые будут применены в случае их выявления реальным инспектором. Это станет серьезным инструментом профилактики аварийности.

В этих же целях большое внимание Ростехнадзор уделяет повышению открытости. Основное место в этой работе занимают ежеквартальные публичные мероприятия, на которых обсуждается состояние промышленной безопасности в конкретных регионах, проблемы, с которыми сталкиваются эксплуатирующие организации при взаимодействии с Ростехнадзором. В 2017 г. было проведено 88 подобных мероприятий во всех регионах страны, участие в них приняли более 8000 человек. Во всех этих встречах участвовали главы субъектов Российской Федерации или их заместители. Практика проведения таких мероприятий продолжается.

Ключевые слова: Ростехнадзор, безопасность, история, причины аварийности, повышение безопасности

Журнал "Горная Промышленность" №3 (139) 2018, стр.6