«Нефтяное золото» компании TEXACO для добытчиков российского золота и алмазов

А.Кораблев,  А.Шацкий, технические специалисты СП «ТНК-ТЕКСАКО», Москва

Современные горные предприятия, добывающие алмазы, золото и другие драгоценные металлы относятся к самым высокомеханизированным и оснащенным новыми образцами техники и технологиями. Современному состоянию этой подотрасли горной промышленности, кроме того, характерно и то, что основная доля извлекаемых металлов пока еще поступает от предприятий, разрабатывающих россыпные месторождения. Вместе с тем, из года в год растут объемы добычи золота и других драгоценных металлов из коренных месторождений. Только в последние годы началось интенсивное освоение нескольких крупнейших месторождений алмазов, золота, серебра и других драгметаллов в Европейской части, Сибири и Северо-востока России. В частности, в текущем году началось освоение уникального по ценности и единственного в Европе месторождения алмазов в Архангельской области, начальный этап горных работ, на котором выполняется с использованием гидравлических экскаваторов и бульдозеров фирмы LIEBHERR и карьерных самосвалов фирмы БЕЛАЗ.

На новые и модернизированные объекты МНПО «Полиметалл» осуществлены поставки современного дробильно-сортировочного оборудования и технологических линий для рудоподготовки фирмы ALTA, гидравлических экскаваторов Hitachi и др.

На предприятиях «Алданзолото» уже более шести лет работают гидравлические экскаваторы O&K. Прииски и старательские артели, а также открытые рудники, никогда не обходились без бульдозерно-рыхлительной и других видов мобильной техники на гусеничном и колесном ходу. Эти предприятия все больше переоснащаются новейшим горным, транспортным и рудоподготовительным оборудованием, произведенным известными отечественными и мировыми фирмами. Предпринятые государственные меры экономической поддержки золотодобычи в России и улучшение конъюнктуры мирового рынка золота оказали определенное стимулирующее воздействие на освоение маломасштабных месторождений, особенно рудного (коренного) золота, что обусловило рост количества добывающих предприятий не только с открытым, но и с подземных способом добычи.

Как показывает российский опыт примерно каждые три из четырех предприятий небольшой производственной мощности, приступая к освоению месторождений, приобретают не новую, а бывшую в употреблении технику. По мере развития производства и получения определенного объема товарного металла, многие предприятия начинают модернизацию производства, отдавая предпочтение новым машинам. Как отмечено выше, сегодня в горных и обогатительных производствах золотодобывающих предприятий используются машины и оборудование не только российских заводов (ИЗ-ОМЗ, УЗТМ-ОМЗ, Рудгормаш, НПП «Буревестник», Завод «Прогресс», «Механобр-техника» и др.), но и многих зарубежных фирм: Atlas Copco, БЕЛАЗ, Bumar, Caterpillar, Hitachi, KHD, Komatsu, Liebherr, Metso Minerals, Tamrock, Terex Mining, Volvo и других.

Горно-геологические условия некоторых россыпных месторождений требуют применения мощной землеройно-транспортной карьерной техники типа роторных экскаваторов и драглайнов. Например, в России при отработке так называемых погребенных россыпей золота и др. полезных ископаемых для удаления мощной толщи покрывающих пород и подготовки залежи к выемке гидравлическим или другими способами стали применять драглайны.

Многие современные мобильные карьерные машины, а также экскаваторы-драглайны, механические и гидравлические лопаты российского и зарубежного производства оснащаются системами автоматической смазки узлов и агрегатов.

Приведенный далеко не полный перечень техники, применяемой при разработке алмазов, золота и др. драгоценных металлов, свидетельствуют о широком разнообразии механического оборудования карьеров, приисков и подземных рудников (табл. 1).

Наш опыт сотрудничества с действующими и образующимися новыми предприятиями России и стран СНГ позволяют выделить наиболее употребляемые и перспективные для этого сегмента рынка смазочные и охлаждающие жидкости фирм ТНК и TEXACO.

Фирмы TEXACO и ТНК производят полную гамму смазочных материалов и охлаждающих жидкостей для всех видов техники и оборудования, приведенного в табл. 1. Ориентировочные рекомендации по применению материалов TEXACO представлены в табл. 2.

Краткая характеристика смазочных материалов и охлаждающих жидкостей, рекомендуемых в табл. 2, представлена ниже.

Meropa – серия масел для промышленных редукторов, разработанная на высококачественной минеральной основе, имеющей высокий индекс вязкости в сочетании с эффективными сернисто-фосфорными противозадирными присадками, обеспечивающими хорошую защиту от износа, отличную адгезию и хорошее гашение ударных нагрузок. Масла содержат ингибиторные добавки, придающие антипенообразующие и водоотделительные свойства, что делает их идеальными для циркуляционных систем смазки машин с возможным попаданием влаги. Масла неагрессивны к стали, меди, бронзе, баббиту и никель-калиевым сплавам, и обладают хорошей термоокислительной стабильностью для обеспечения длительного срока эксплуатации. Масла Meropa пригодны для смазывания погружением, разбрызгиванием и циркуляционного смазывания. Производятся в десяти классах вязкости по ISO: от 68 до 1700, в т.ч. Meropa 680.

Crater – серия смазок, выпускающихся в шести категориях вязкости: от тяжелого, очень вязкого, масла до полутвердых (при нормальной температуре окружающего воздуха), консистентных смазок. Это серия прочных, с высокими адгезионными качествами, смазок для канатов, тросов, цепей, гибких соединений и открытых, постоянно подвергающихся атмосферному воздействию, скользящих пар.

Starplex EP – серия комплексных литиевых консистентных смазок, предназначенных для работы под большим давлением (в частности, в подшипниках) в условиях высоких и низких температур. Термически стабильны и водостойки. Содержат специальные добавки, эффективно улучшающие смазывание, даже в экстремальных условиях эксплуатации.

Длительно работают без замены, имеют отличные антикоррозионные свойства и высокую стойкость к окислению, что делает их идеальными для «пожизненной» смазки подшипников качения.

URSA – серийный ряд моторных масел для дизельных двигателей, включающий: URSA Super Flow для холодных климатических условий, URSA Super TDX и URSA Super TD – для обеспечения увеличенного интервала замены масла в тяжелых грузовиках и автобусах, и URSA Super LA – для смешанного (бензин-дизель) автопарка.

Моторное синтетическое масло URSA Super Flow создано специально для высокопроизводительных, высокофорсированных дизелей, эксплуатирующихся в крайне тяжелых климатических условиях Севера и Арктики.

Моторные масла TEXACO применяются также в качестве рабочей гидравлической жидкости, в т.ч. в арктических условиях, в автоматических трансмиссиях Allison C-4, в системах гидропривода машин подземного и наземного применения.

Havoline XLC – специальная сервисная низкозамерзающая жидкость для систем охлаждения. В смеси с соответствующим количеством воды гарантирует долговременную антикоррозионную защиту деталей двигателя из всех современных материалов на основе алюминия и его сплавов. Продолжительный период эксплуатации жидкости, зачастую равный сроку службы двигателя или автомобиля, достигается, благодаря использованию в жидкости практически не срабатывающихся ингибиторов коррозии.

Geartex – группа трансмиссионных масел, включающая: синтетические Geartex S-4/5, предназначенные для тяжелых условий эксплуатации, в т.ч. холодных климатических зонах, с увеличенным интервалом замены; серию на минеральной основе Geartex EP-A/B/C.

Multigear – группа универсальных трансмиссионных масел на минеральной и синтетической основе с новейшим пакетом присадок и увеличенным интервалом замены (до 500 тыс.км).

Textran – группа универсальных трансмиссионно-гидравлических масел, предназначенных для применения в трансмиссиях и гидросистемах тяжелых видов мобильной техники, эксплуатирующейся в самых тяжелых условиях.

Texamatic – серия специальных рабочих жидкостей для автоматических трансмиссий и гидроусилителей.

Rando – группа противоизносных гидравлических масел, обеспечивающих эффективную работу машин и увеличенные сроки службы элементов гидросистем техники. Масла содержат стабилизирующие добавки направленного действия (по защите гидронасосов от окисления и перегревов, уменьшению пенообразования и ржавчины, быстрого выделения воздуха и др.).

Molytex EP2 – представитель группы Molytex EP, многоцелевых пластичных смазок с высокой механической стабильностью на основе минерального базового масла и загустителя. Твердый наполнитель дисульфид молибдена (МоS2) обеспечивает прекрасные смазывающие свойства продукта и защиту пар трения от заклинивания при больших нагрузках. Пригодны во всех узлах смазки (опоры скольжения, качения, подшипники и шарниры) бульдозеров, скреперов, экскаваторов, грейдеров, комбайнов и т.п. машин. Добавка МоS2 не допускает разрыва пленки смазки на поверхности узлов и особенно при ударных нагрузках, обеспечивая смазку пар трения в загрязненной среде, и в условиях не соблюдения регламентных режимов обслуживания техники.

Aries – группа масел, разработанная для всех видов бурового оборудования, работающего на сжатом воздухе по сухим и обводненным забоям при температуре окружающего воздуха от –30°С и выше. Масло содержит специальную добавку для минимизации образования и выброса в атмосферу паров масла при работе механизма.

Pinnacle EP – группа редукторных масел высшего качества на полностью синтетической основе (эфирные масла + ПАО) и пакета противоизносных и противозадирных присадок. Масла полностью совместимы с минеральными маслами, стойки к пенообразованию и быстро отделяют воздух, стабильны в широком диапазоне температур, не агрессивны к меди и предохраняют системы от коррозии, имеют крайне низкий коэффициент трения и низкое усилие сдвига.

Multifak EP – многофункциональные литиевые консистентные смазки с противозадирными присадками на основе минеральных высокоочищенных масел. Водостойки, в высшей степени устойчивы к сдвигу, при работе не изменяют консистенцию и обладают прекрасными антикоррозионными свойствами, не вызывают коррозии цветных металлов подшипников и стали. Могут эффективно использоваться при постоянных рабочих температурах до +120°С…140°С.

CETUS PAO – это полностью синтетические компрессорные масла на основе полиальфаолефинов, содержащие современный многофункциональный пакет присадок. Производятся в классах вязкости: ISO 46 и 68. Класс 46 рекомендуется для ротационных винтовых компрессоров, а также для всех остальных типов компрессоров одно- и многоступенчатых поршневых, одно- и многоступенчатых центробежных и др., где требуются масла класса ISO VG 46.

CETUS PAO обеспечивают высокий уровень окислительной стабильности, обладают прекрасной способностью к воздухоотделению, что особенно важно для маслозаполненных винтовых компрессоров, демонстрируют прекрасную защиту против задиров и великолепные характеристики при высокотемпературной эксплуатации. Низкие температуры застывания позволяют использовать масла при низких температурах.

Масла хорошо совместимы с материалами уплотнений и сальников, обладают увеличенным периодом эксплуатации (до 8000 часов), что заметно снижает эксплуатационные расходы.

Compressor Oil EP VD-L – новая линия масел для воздушных компрессоров, производимых в пяти классах вязкости по ISO-VG от 32 до 150 из высококачественных смесей парафиновых минеральных масел с хорошо сбалансированным комплексом беззольных присадок, обеспечивающих стойкость к окислению, защиту от коррозии и исключительные противозадирные характеристики. Низкая склонность к образованию отложений на поршнях и клапанах при высоких температурах (до 220°С) сводит к минимуму риск возгорания при эксплуатации.

Рекомендованы к применению в передвижных и стационарных компрессорах с рабочими температурами до 220°С, включая раздельную смазку рабочей зоны в одноступенчатых и многоступенчатых поршневых и центробежных компрессорах.

Более подробная информация о продуктах TEXACO и ТНК, предназначенных для горной техники, содержится в статьях, ранее опубликованных в журнале «Горная Промышленность».

Журнал "Горная Промышленность" №6 2003