ОАО «Шахта Заречная» отмечает 50-летний юбилей

В.П.Зубарев, Генеральный директор
В.Г.Харитонов, Технический директор
В.А.Крючков, зам. технического директора

Поле шахты «Заречная» расположено в юго-восточной части Ленинского геолого-экономического района Кузбасса. Шахта входит в черту города Полысаево Кемеровской области и находится в 3 км к юго-западу от него.

Шахта «Заречная» была сдана в эксплуатацию в 1953 году с проектной мощностью 150 тыс. тонн угля в год. На шахте впервые в стране добыча угля осуществлялась гидромеханизированным способом по камерно-столбовой системе разработки с применением комбайнов К-56МГ и гидротранспорта по горным выработкам. Шахта быстрыми темпами наращивала объем годовой добычи угля и, в результате двух реконструкций, к 1977 году достигла максимальной производительности труда рабочего – 179.6 т/чел. в месяц, а к 1978 году максимального уровня добычи угля – 962.9 тыс. тонн.

В последующие годы, по мере снижения пригодных для отработки гидроспособом запасов угля, объем добычи уменьшался и к 1993 году составил всего 222 тыс. тонн.

Вскрытие и технология отработки пластов

В 1994 году было принято решение о прекращении гидродобычи и переводе шахты на обычную «сухую» технологию с первоочередной отработкой пласта Полысаевский-1 мощностью 2.5м по схеме шахта-пласт. Пласт залегает под углом от 0° (в осевой части синклинальной складки) до 40° у выхода его под наносы.

Пласт Полысаевский-1 вскрыт тремя наклонными стволами с центральной промплощадки шахты и двумя наклонными стволами с Западной промплощадки у его выхода под наносы на противоположном крыле синклинальной складки. Подготовка пласта осуществлена тремя центральными бремсбергами и двумя газоотводящими фланговыми штреками. Угли пласта Полысаевский-1 склонны к самовозгоранию. Шахта опасна по взрывчатости угольной пыли, отнесена к угрожаемым по горным ударам с глубины более 150 м, но не опасна по внезапным выбросам. По метану шахта относится к сверхкатегорной, поэтому ее проветривание производится всасывающим способом вентустановкой 3ВЦ-25, смонтированной на промплощадке западных наклонных стволов и оснащенной вращающимся переключателем потока.

На шахте действует три водоотливных комплекса на гор. ±0 м; –85 м и –130 м, оборудованных насосами типа ЦНС-180/340; ЦНС-300/480; ЦНС-300/240 и углесосами 14УВ-6 и У-450/160. Общий средний приток воды – 350 м3/час, максимальный – до 500 м3/час.

Реконструкция и техническое перевооружение шахты

После перевода шахты на «сухую» технологию в соответствии с «Проектом технического перевооружения конвейерного транспорта», выполненного институтом «Кузбассгипрошахт» на проектную мощность в 1 млн. тонн угля в год, очистные работы с 1997 года велись в однокрылом бремсберговом поле механизированным комплексом 1ОКП-70 с очистным комбайном 2ГШ-68Б и лавным скребковым конвейером СП-301 (лавы №902 и №903). Для отработки последующих лав западного крыла был приобретен механизированный комплекс КМ-138/2 с чешским комбайном МВ12-2 и лавным конвейером СПЦ-271.

В 2000 году были прирезаны запасы угля восточного крыла, благодаря чему с апреля 2001 года очистные работы ведутся одновременно в обоих крыльях бремсбергового поля двумя очистными забоями. В лаве №906 забойный конвейер СПЦ-271 был заменен на конвейер АFC английской фирмы JOY, установлен мощный перегружатель BVS с дробилкой и устройством типа «Матильда» (этой же фирмы), а также электрооборудование на напряжение 1140 В, также английского производства.

Для уравновешивания запасов угля (длина столбов западного крыла – 1500 м, восточного – 700–900 м) длина лав по падению, отрабатываемых комплексом КМ-138/2 с английским конвейером AFC, была увеличена до 300 м.

Подготовительные работы по углю ведутся проходческими комбайнами типа ГПКС российского производства, МК-2В фирмы DOSCO (Великобритания) и SM-130 (российско-немецкого производства).

Транспорт угля – полностью конвейерный. Прием угля из наклонного конвейерного ствола осуществляется высокоскоростным ленточным конвейером В-1000, установленным в сплошной стальной галерее, имеющей всего одну цилиндрическую бетонную опору на угольном складе. В наклонном конвейерном стволе смонтирован уникальный ленточный конвейер производства Александровского машзавода 3ЛП-1200А длиной 2200 м с двумя промежуточными бустерными, длиной по 200 м, приводами, а также два конвейера 1ЛП-1200 и 2П-120 – в конвейерном бремсберге.

С 1999 года начато техническое перевооружение вспомогательного транспорта. Одно- и двухконцевые подъемные и откаточные системы стали последовательно заменяться монорельсовой дорогой МПД-24Ф (производства Чехии) с дизелевозами. Сегодня общая протяженность дороги достигла 9 км, а парк дизелевозов – 8 единиц (6 дизелевозов типа ЛПГ-50Дзе и 2 дизелевоза типа ЛСП-70До). Применение современного транспортного оборудования позволило не только резко сократить объемы ручного труда на доставочных операциях, уменьшить риск и аварийность, связанные с перегрузками, перецепками подвижного состава, маневрами на разминовках, обрывами каната, сходом рельсового транспорта, но и, наконец-то, разрешить давнюю проблему доставки шахтеров непосредственно к месту ведения работ и обратно. Перевозка людей по горным выработкам в кабинах монорельсовой дороги по четкому графику исключила необходимость передвижения рабочих пешком, езды на транспортных средствах, не предназначенных для перевозки людей, для выхода на поверхность в конце смен. Перевозка людей по горным выработкам кроме того производится по двум ступеням канатно-кресельной дороги общей протяженностью 2 км по людскому наклонному стволу, а также по верхним ветвям ленточных конвейеров.

Использование дизелевозов на монтажно-демонтажных работах (с подвеской монорельса непосредственно в демонтажной и монтажной камерах) позволило резко снизить продолжительность и трудоемкость работ. Так механизированный комплекс КМ-138/2 был перемонтирован из лавы №910 в лаву №909 длиной 300 м всего за 19 дней.

С внедрением дизелевозного монорельсового транспорта практически исключены случаи травматизма на вспомогательном транспорте.

Охрана труда и техника безопасности

Совет директоров Открытого акционерного общества «Шахта Заречная» уделяет большое внимание не только наращиванию объёмов производства, но и созданию безопасных условий труда. Шахта обеспечена средствами борьбы с пожарами, индивидуальной защиты трудящихся, компьютизированной системой управления работы вентиляторов главного проветривания, диспетчерского управления и контроля, системами связи и оповещения людей об авариях. Кроме того, шахта сегодня оснащается современным оборудованием контроля содержания вредных газов в рудничной атмосфере и измерения расхода воздуха по горным выработкам (английского производства). Очистные забои проветриваются по комбинированной схеме с аэродинамической изоляцией призабойного и выработанного пространств, отводом метановоздушной смеси из выработанного пространства на дневную поверхность газоотсасывающими фланговыми вентустановками УВЦГ-7 и УВЦГ-9, а также с дегазацией выработанных пространств через скважины, пробуренные с поверхности в купол обрушения пород кровли вакуумнасосами ВВН-50 и ВВН-150.

Всего на создание безопасных условий труда в 2001 году было израсходовано 25.4 млн. руб., в 2002 году – более 35 млн. руб. Новые собственники шахты хорошо понимают, что вкладывать средства в обеспечение более безопасных и комфортных условий труда, повышение уровня промышленной безопасности на шахте выгоднее, чем тратить деньги на ликвидацию аварий и восстановление здоровья пострадавших трудящихся.

В связи с увеличением объемов производства на шахте возросла численность трудящихся с 555 чел. (в 1998 г.) до 1590 (в мае 2003 г.). Однако, несмотря на столь значительный рост численности шахтеров, коэффициент частоты несчастных случаев снизился более чем в 3 раза (с 21.6 до 6.5).

Производственные и трудовые достижения коллектива

Активная реализация программы технического перевооружения шахты, разработанная специалистами предприятия и института «Кузбассгипрошахт», не замедлила положительно отразиться на результатах её производственно-хозяйственной деятельности. «Заречная» впервые преодолела 2-х миллионный рубеж в 2001 году, добыв 2 млн. 62 тыс. тонн угля, в 2002 году – 2252 тыс. тонн угля.

Очистная бригада награжденного орденом «Знак почета», полного кавалера знака «Шахтерская Слава» С.С.Критонова, в течение последних трех лет уверенно преодолевает миллионный рубеж, достигнув в 2001 г. максимальной добычи 1 млн. 410 тыс. тонн. Очистная бригада, руководимая А.А.Морозовым, также имеет опыт преодоления миллионного рубежа. Возглавляет очистной участок опытный горный инженер, полный кавалер «Шахтерской Славы» Ю.А.Пермяков, имеющий стаж работы в угольной отрасли более 36 лет. Не отстают в труде от шахтеров очистных забоев и проходчики подготовительных выработок. На шахте работают шесть маршевых и одна объемная подготовительные бригады. Темп проведения ими выработок за последние три года достиг 14.5 км/год. Участком №3 руководит А.А.Александров – опытный горняк с 22-летним стажем работы в угольной промышленности. Участок ГКР возглавляет полный кавалер «Шахтерской Славы» В.М.Черухин, имеющий стаж работы в угольной отрасли более 35 лет. Во главе подготовительных бригад также стоят заслуженные горняки: В.И.Антонов – кавалер ордена «Трудового Красного Знамени», ордена «Трудовой Славы» III степени, всех трех степеней «Шахтерской славы»; А.Е.Люкин – кавалер ордена «Трудовой славы» III степени, трех степеней «Шахтерской славы», почетный шахтер России, рационализатор и разработчик (изготовленных в условиях мехцеха шахты) доставочных тележек на пневмоходу, двух расштыбовщиков-грузоперевозчиков на гусеничном ходу, изгибающегося скребкового перегружателя на гусеничном ходу на базе ходовой части комбайна ГПКС, а также подвесного на монорельсе ленточного перегружателя длиной 50 м для работы по постоянной схеме транспорта подготовительного забоя: перегружатель – телескопический ленточный конвейер. Не уступают в трудовых достижениях заслуженным мастерам своего дела и более молодые, но уже достаточно опытные коллеги-бригадиры А.А.Коробейников и А.А.Павлюченко. Возглавляемые ими бригады могут выполнять объем проходки выработок 3–3.5 км в год.

Успешная работа подготовительных бригад позволяет не только своевременно и ритмично восполнить очистной фронт, но и подготовить к III кварталу 2003 года ввод в эксплуатацию пласта Полысаевский-2 на замену дорабатываемому пласту Полысаевский-1. Эта актуальная задача, так как остаточные запасы угля пласта Полысаевский-1 в объеме 2.5 млн. тонн будут полностью доработаны в течение ближайших полутора лет.

Для отработки пласта Полысаевский-2 на шахту поставлена новая механизированная крепь 2КМ-800ЗР, разработанная институтом ПНИУИ (гл. конструктор С.В.Николаев) с участием специалистов шахты и изготовленная в ОАО «Кран-УМЗ».

Пласт Полысаевский-2 имеет сложное строение (отягощенное 4-мя породными прослоями) и максимальную мощностью до 4.3 м при высокой (до 30.5%) эксплуатационной зольности. Поэтому Совет директоров акционерного общества принял решение о строительстве собственной обогатительной фабрики (ОФ), которая в настоящее время уже введена в эксплуатацию по проекту института «Гипроуголь». На ОФ производится переработка всего добываемого угля в тяжелосредном сепараторе СКВП-32 класса +13 мм (Российского производства), в тяжелосредных гидроциклонах класса 1 – 13 мм и в спиральных сепараторах класса 0.15 – 1 мм (фирмы СЕТСО). Переработка шламов осуществляется на двух радиальных сгустителях и двух ленточных фильтр-прессах.

Перед молодым коллективом ОФ, возглавляемым директором В.А.Шнейдер и главным инженером О.Н. Натурой стоит сложная задача по успешному освоению производственной мощности 2.4 млн. тонн и по достижению 3-х млн.тонного рубежа годового объема переработки рядового угля, соответствующего максимальной производительности установленного оборудования.

Добываемый шахтой уголь марки «Г» после обогащения поставляется главным образом на энергетические нужды, и частично – для коксования. Наличие обогатительной фабрики позволяет оперативно решать задачу управления качеством производимой продукции (в соответствии с конъюнктурой рынка угля) и повышения ее конкурентоспособности.

Руководство шахты сегодня поставило новый рубеж – достижение условия годовой добычи рядового угля в 3 млн. тонн. Для достижения поставленного рубежа добычи необходимо завершить программу модернизации конвейерного транспорта, расширить котельную на центральной промплощадке, установив третий котел типа КЕ10/14, построить тепловоздушную установку на вентстволе №4, завершить строительство нового здания АБК, а также ряда сооружений складского назначения.

С целью улучшения экологической обстановки предусматривается рекультивация старых шламовых отстойников, строительство новых очистных сооружений. Успешная реализация программы технического перевооружения шахты позволила создать 1035 новых рабочих мест, полностью погасить задолженность по заработной плате, повысить её уровень по сравнению с другими шахтами Ленинского рудника в 1.3–1.5 раза, резко сократить задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, учредить благотворительный фонд «Заречье» для финансирования социальных программ города Полысаево.

Столь высокие показатели работы шахты «Заречная» достигнуты во многом благодаря не только большому профессионализму первых руководителей, но и труду большого коллектива высококвалифицированных и инициативных инженерно-технических работников, способных решать задачи любой сложности. В первую очередь отметим В.В.Кривых, А.И.Гудкова, П.В.Заболоцких, Х.Т.Абзалова, В.А.Крючкова, С.А.Филимонова, Э.В.Никитина, В.М.Жеребцова, А.Т.Речкина, Т.М.Окишеву, О.Ю.Уткину, В.Г.Разумовского и других специалистов.

Сегодня ОАО «Шахта Заречная» – динамично развивающееся предприятие, занимающее устойчивые позиции на рынке угля и уверенно смотрящее в будущее.

Поздравляя коллектив шахты с предстоящим 50-летним юбилеем предприятия, желаем ему дальнейших успехов в труде, благополучия, крепкого здоровья и счастья.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2003