Качество удовлетворенность покупателя и новые рынки сбыта

Т.П.Леждей, начальник отдела Управления качеством ПО «БЕЛАЗ»


Главная цель нашего предприятия – получение устойчивой прибыли от реализации конкурентной продукции на российском и мировом рынках горных машин. На это ориентирована вся политика управления производством и система менеджмента качества. Эффективность работы предприятия, повышение и обеспечение качества продукции на уровне требований международных стандартов – важнейшая задача, стоящая перед руководством и всем коллективом предприятия. И основную роль в решении этой задачи играет совершенствование механизма управления качеством на предприятии.

Технологии управления качеством строятся на создании и постоянном совершенствовании системы качества предприятия на уровне требований международных стандартов ISO 9000.

Созданием и сертификацией системы качества в 2000 году, подтверждением ее в Немецкой системе сертификации TGA в 2001 году заложен фундамент в стремлении добиться значительного повышения качества карьерных самосвалов марки БелАЗ и обеспечения их конкурентоспособности на российском и мировом рынках.

Ключевым показателем, характеризующим эффективность системы качества, является степень удовлетворенности потребителя продукции, оценка которого позволяет реализовать основной принцип идеологии ISO 9000 версии 2000 года – «Ориентация на потребителя».

Для служб ПО «БелАЗ» принцип «Ориентация на потребителя» означает:

•    надежное обслуживание, быстроту и удобство. Поддерживая и постоянно развивая сервисную сеть через «БелАЗ–сервис» и дистрибьюторскую сеть мы ориентируемся на четкое видение и понимание интересов каждого потребителя. Полный комплекс сервисных услуг при вводе карьерных самосвалов и других видов продукции в эксплуатацию и сопровождение запасными частями в процессе эксплуатации дает гарантию высоких показателей технической готовности машин. На этом мы строим свои договорные отношения с потребителем. В 2002 году коэффициент технической готовности (КТГ) парка карьерных самосвалов составил 0.85 – 0.9.

•    высокое качество, доступные цены, высокие стандарты выполнения на которые нас настраивает система менеджмента качества, мы боремся за своего покупателя. Взяв ориентацию на техническое перевооружение предприятия, оснастив его самым совершенным оборудованием и новыми технологиями мы вправе ожидать и значительного повышения качества нашей продукции и удовлетворения потребителя.

Анализ графика распределения ответственности по поступившим претензиям на качество продукции ПО «БелАЗ» за 2001 и 2002 г. позволяют сегодня говорить о наметившейся стабилизации качества. Уровень дефектности за этот период времени составил: в производстве – 18%; в конструкции – 15%; в технологии – 1.1%.

В связи с этим, наша главная задача – неуклонное снижение показателей уровня дефектности в производстве и конструкции.

Анализ претензий и выявленных дефектов по карьерным самосвалам показывает, что коэффициент рекламаций (КР) для карьерных самосвалов грузоподъемностью: 30–42 т – 0.02–0.04; 55 т – 0.09; 120 т – 0.08; 130 т – 0.21.

Пока довольно большой процент претензий поступает к качеству комплектующих, поставляемых Ярославским моторным заводом (ЯМЗ), Минским электромеханическим заводом (МЭМЗ), ОАО «Электросила» (СанктПетербург), ОАО «Сибстанкоэлектропривод» (Новосибирск), ОАО «Уралэлектротяжмаш» (Екатеринбург), Татэлектромаш и другими.

Действуя в рамках требований системы обеспечения качества технические службы ПО «БелАЗ» ведут систематическую работу с постоянными поставщиками по повышению качества комплектующих, а также путем поиска новых партнеров как в странах б.СССР, так и в зарубежных странах мира, способных поставлять качественные комплектующие.

Среди таких поставщиков – фирмы, производящие двигатели (Cummins), шины (Bridgestone), рукава высокого и сверхвысокого давления (Manuli), системы централизованной смазки (Linkoln) и др.

Конкурентные условия поставки комплектующих на конвейер ПО «БелАЗ» приносят успех не только заводуизготовителю машин, но и потребителям его продукции.

Ориентация на реальную оценку рыночных ситуаций, четкое видение и понимание интересов каждого потребителя заставляют специалистов ПО «БелАЗ» постоянно и целенаправленно работать над совершенствованием конструкции и повышением качества карьерных самосвалов.

Достижения коллектива в повышении качества карьерных самосвалов не раз отмечались высокими наградами: «Международная бриллиантовая звезда качества», присужденная ПО «БелАЗ» Мексиканским национальным институтом маркетинга (1995), XVIII Международный приз «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли (1997), X Золотой приз Америки «За качество» (1998), «Хрустальная Ника», присужденная Координационным Комитетом Международной Программы «Партнерство ради Прогресса» (2000).

В 2000 году достижения ПО «БелАЗ» отмечены Премией Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, а в 2001 году по итогам конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» предприятием получен диплом Лауреата.

Службы и отделы завода постоянно работают над совершенствованием системы менеджмента качества продукции. Так в 2003 году планируется провести комплекс работ по внедрению требований стандартов ISO 9000 версии 2000 года. Работа предстоит  сложная и напряженная, но она, в конечном итоге, приведет к выпуску на Белорусском автомобильном заводе продукции только высокого качества, соответствующего мировым стандартам. 

Журнал "Горная Промышленность" №6 2002