Знакомьтесь,ОАО «Шахта Заречная»

В.П.Зубарев, Генеральный директор,
В.Г.Харитонов, главный инженер,
В.А.Крючков, зам. главного инженера, ОАО «Шахта Заречная»

Шахта «Заречная» в Кузбассе, на которой впервые в стране осуществлялась гидродобыча угля камерностолбовой системой с применением комбайнов К-56МГ и гидротранспортом по горным выработкам, была сдана в эксплуатацию в 1953 году с проектной мощностью 150 тыс.т угля в год. После реконструкции в 1971 году проектная мощность была увеличена до 750 тыс.т угля в год, а в 1980 году объем добычи был доведен до 850 тыс.т. В последующие годы уровень добычи угля уменьшался, что было вызвано снижением пригодных к отработке гидроспособом запасов угля, и в 1993 году он составил всего 222 тыс.т. В 1994 году было принято решение о прекращении работ по гидродобыче угля и переводе шахты на традиционную «сухую» технологию.

В соответствии с выполненным в 1993 году институтом «Кузбассгипрошахт» «Проектом технического перевооружения конвейерного транспорта» проектная мощность шахты «Заречная» была определена в 1 млн.т угля в год. Работы по добыче угля с применением механизированного комплекса 1ОКП-70 с отработкой очистного забоя длинными столбами по простиранию были возобновлены на пласту «Полысаевский-1» в 1997 году, а уже в 1999 году была превышена проектная мощность (1150 тыс.т). Шахта «Заречная» после перевода на традиционную технологию добычи угля работает по схеме шахта – пласт, с первоочередной отработкой пласта «Полысаевский-1» мощностью 2.5 метра и углом падения от 0 градусов в осевой части синклинальной складки до 40 градусов у выхода его под наносы на западном крыле. С глубины 150 метров пласт относится к угрожаемым по горным ударам, склонен к самовозгоранию и опасен по взрываемости угольной пыли. Шахта отнесена к сверхкатегорной по метану.

Пласт «Полысаевский-1» вскрыт тремя наклонными стволами с центральной промплощадки шахты и двумя наклонными стволами с западной промплощадки в месте выхода пласта под наносы. Подготовка пласта осуществлена тремя центральными бремсбергами и двумя газоотводящими фланговыми штреками.

Проветривание шахты производится всасывающим способом вентиляционной установкой типа ВЦ-25, смонтированной на промплощадке западных наклонных стволов и оснащенной вращающимися переключателями потока.

В 2000 году прирезаны запасы угля западного крыла бремсбергового поля, и с апреля 2001 года очистные работы ведутся в обеих крыльях: лава №908 (западное крыло) оснащена механизированным комплексом 1ОКП-70 с лавным конвейером СП-301 и очистным комбайном 2ГШ-68Б, лавы восточного крыла №904 и №905 отрабатываются с применением механизированного комплекса КМ-138/2 с чешским комбайном МВ12-2, лавным конвейером СПЦ-271 производства Юргинского машзавода. В лаве №906 забойный конвейер СПЦ-271 был заменен на конвейер AFS фирмы JOY, установлен перегружатель BVS с дробилкой и устройством типа «Матильда» этой же фирмы, а так же смонтировано электрооборудование английского производства. Отработка лав ведется длинными столбами по простиранию обратным ходом от границ шахтного поля к центральным бремсбергам с управлением кровлей полным обрушением.

Подготовительные работы по углю ведутся проходческими комбайнами типа ГПКС отечественного производства, МК2В – фирмы DOSCO (Великобритания) и SM-130 (совместного российско-немецкого производства).

Транспорт угля осуществляется по схеме полной конвейеризации. На наклонном конвейерном стволе установлен уникальный ленточный конвейер российского производства 3ЛП-1200А длиной 2200 метров с двумя промежуточными бустерными приводами, а также конвейеры типа 1ЛП-1200 и 2П-120 по конвейерному бремсбергу.

ОАО «Шахта Заречная» образовано в 1994 году на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах». В 1998 году после приобретения контрольного пакета акций фирмами концерна «Энегро» начинается активное финансирование «Программы технического перевооружения», разработанной специалистами шахты и институтом «Кузбассгипрошахт». Было приобретено вышеперечисленное оборудование для очистных и подготовительных работ.

Активная реализация «Программы технического перевооружения» не замедлила отразиться на результатах производственной деятельности шахты: в 2000 году объем добычи угля достиг 1937 тыс.т, а в 2001 году шахта впервые перешагнула двухмиллионный рубеж и добыла 2062 тыс.т угля. Очистная бригада, руководимая полным кавалером знака «Шахтерская Слава» и кавалером Ордена «Знак Почета» С.С.Критоновым в течение двух последних лет уверенно преодолевает миллионный рубеж годовой добычи угля: в 2000 году – 1182 тыс.т; в 2001 году – 1410 тыс.т. В настоящее время она является одной из лучших бригад не только на шахте, но и в стране. Кроме бригады С.С.Критонова на шахте работает вторая очистная бригада А.А.Морозова, которая также преодолевала миллионный рубеж: в 1999 году ею было добыто 1002.5 млн.т угля. Руководит участком опытный горный инженер Ю.А.Пермяков, полный кавалер знака «Шахтерская Слава», стаж его работы в угольной отрасли более 35 лет. Не отстают от очистников и подготовители. В 2001 году при плане 8065 метров на шахте пройдено хозспособом 14496 метров, что позволило не только восполнить подготовленные к выемке запасы угля, но и приступить к подготовке пласта «Полысаевский-2».

Проведение подготовительных выработок осуществляется силами двух подготовительных участков: участок №3, которым руководит опытный горняк со стажем работы в угольной отрасли 21 год А.А.Александров, а также участок ГКР, в состав которого кроме двух маршевых бригад входит объемная бригада. Возглавляет участок полный кавалер знака «Шахтерская Слава» В. М. Черухин, стаж работы которого в угольной отрасли 34 года. Во главе подготовительных бригад стоят заслуженные горняки: В.И. Антонов – кавалер Орденов «Трудового Красного Знамени», «Трудовой славы» III степени, полный кавалер знака «Шахтерская Слава»; А.Е.Люкин – кавалер Ордена «Трудовой славы» III степени, полный кавалер знака «Шахтерская Слава», Почетный шахтер России. Не уступают им более молодые, но уже достаточно опытные бригадиры А.А.Коробейников и А.А.Павлюченко. Любой из этих бригад по силам годовой объем проведения горных выработок на уровне 3500–4000 м.

С 1999 года начато техническое перевооружение вспомогательного транспорта. На замену одноконцевым, высокоаварийным, с низкой пропускной способностью и уровнем безопасности подъемам применены монорельсовые дизелевозы типа ЛПГ-50Дзе чешской фирмы FERRIT. Сегодня общая протяженность 4-х маршрутов составляет 7700 метров, парк дизелевозов насчитывает 6 штук, в том числе один дизелевоз ЛПГ-70До.

Применение современного транспортного оборудования позволило: резко сократить объемы ручного труда на доставочных работах; уменьшить риск и аварийность, связанные с перегрузками и перецепками подвижного состава, маневрами на разминовках, обрывами канатов на концевых откатках, сходом транспортных сосудов с рельсового пути; решить давнюю проблему доставки трудящихся непосредственно к месту работ и обратно.

Перевозка людей по горным выработкам монорельсовой дорогой по четкому графику исключила необходимость передвижения рабочих пешком или на транспортных средствах, не предназначенных для перевозки людей.

Совет директоров ОАО «Шахта Заречная» большое внимание уделяет не только наращиванию объемов производства, но и созданию безопасных условий труда. Шахта оснащена современным оборудованием контроля содержания метана в рудничной атмосфере, аппаратурой контроля воздуха, средствами борьбы с пожарами, индивидуальными средствами защиты рабочих. Борьба с метаном ведется методом аэродинамической изоляции очистных забоев от выработанного пространства с изолированным отводом метановоздушной смеси на поверхность газоотсасывающими фланговыми вентустановками типа УВЦГ-7 и новейшей УВЦГ-9.

На создание безопасных условий труда в 2001 году шахтой затрачено более 25 тыс. рублей собственных средств.

Новые собственники шахты ясно понимают, что выгоднее вкладывать средства в обеспечение более безопасных и комфортных условий труда, повышение уровня промышленной безопасности на шахте в целом, чем тратить деньги на ликвидацию аварийности, восстановление здоровья пострадавших трудящихся.

С внедрением и расширением объемов применения дизелевозного транспорта практически исключены случаи травматизма на вспомогательном транспорте.

В целом по шахте, несмотря на рост численности работающих в связи с увеличением объемов производства с 555 человек в 1998 году до 1376 человек в 2001 году количество несчастных случаев снижено с 12 до 9, соответственно, а коэффициент частоты снижен с 21.6 до 6.5.

Техническое перевооружение шахты позволило создать благоприятные условия для высокопроизводительной работы, повысить культуру производства, улучшить материальное и моральное состояние рабочих и ИТР. Изменился в положительную сторону психологический климат на шахте, ушли в прошлое забастовки. Бережное отношение к эксплуатируемому оборудованию, соблюдение требований промышленной безопасности стало внутренней потребностью трудящихся.

Сегодня ОАО «Шахта Заречная» – динамично развивающееся предприятие, занимающее твердые позиции на рынке угля.

Уголь марки «Г» реализуется на энергетические цели, в основном – на экспорт. С целью повышения конкурентоспособности реализуемой угольной продукции и улучшения её качественных показателей шахта приступила к строительству обогатительной фабрики по проекту института «Гипроуголь», что позволит после ввода ее в эксплуатацию поставлять производимый концентрат не только на энергетику, но и на коксование.

Успешная реализация программы технического перевооружения шахты позволила создать 950 новых рабочих мест, полностью погасить задолженность по заработной плате, повысить ее уровень по сравнению с другими шахтами Ленинского рудника в 1.5 раза, резко сократить задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, учредить благотворительный фонд «Заречье» для финансирования социальных программ города Полысаево.

ОАО «Шахта Заречная» с уверенностью смотрит в будущее. В перспективных планах – увеличение объемов производства на основе безопасных и здоровых условий труда с целью дальнейшего улучшения благосостояния трудящихся.  

Журнал "Горная Промышленность" №1 2002