ПО «БелАЗ» страницы истории

1948 г. В соответствии с законом «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства Белорусской ССР на 1946–1950 гг.» около железнодорожной станции Жодино начато строительство завода торфяного машиностроения (Постановление Верховного Совета БССР 11.09.1946 № 137/308).
1948 г. Белпромпроектом закончена разработка и согласование проекта завода. Начато строительство заводских корпусов.
1951 г. Завод торфяного машиностроения переименован в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш».
1958 г. Предприятие переименовано в «Белорусский автомобильный завод». Выпущен первый 25-тонный самосвал МАЗ-525.
1960 г. Собраны первые образцы самосвала МАЗ-530 грузоподъемностью 40 тонн.
1960 г. Изготовлен 1000-й самосвал МАЗ-525.
1960 г. На предприятии приступили к проектированию «БелАЗов» – самосвалов принципиально новой конструкции для разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом.
1961 г. Выпущен первый опытный образец 27-тонного карьерного самосвала БелАЗ-540.
1962 г. Изготовлен опытный образец универсального трактора БелАЗ-550 мощностью 360 л.с.
1963 г. Удостоен дипломом Комитета ВДНХ за разработку конструкции, изготовление и испытание одноосных тягачей БелАЗ-531.
1963 г. Изготовлен опытный образец самосвала БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн.
1964 г. Выпущен опытный образец дизель-троллейвоза грузоподъемностью 65 т.
1965 г. На международной выставке в Лейпциге БелАЗ-540 отмечен Золотой медалью.
1965 г. Начат промышленный выпуск самосвала БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн – базового самосвала класса грузоподъемности 27–32 тонны.
1966 г. На Белорусском автозаводе приступили к серийному выпуску самосвала БелАЗ-548А грузоподъемностью 40 тонн – базового самосвала класса грузоподъемности 40–45 тонн.
1966 г. Завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1966 г. На международной выставке в Пловдиве БелАЗ-540 награжден золотой медалью.
1967 г. На юбилейной Лейпцигской выставке 1000-ая золотая медаль присуждена самосвалу БелАЗ-548А.
1967 г. Присуждение государственного знака качества 27-тонному самосвалу БелАЗ-540.
1968 г. Присуждение Государственной премии СССР. Лауреатами стали 11 работников завода.
1969 г. Начато серийное производство самосвала БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 тонн – базового самосвала класса грузоподъемности 75–80 тонн.
1969 г. Вхождение БелАЗа в ПО «БелавтоМАЗ».
1976 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению создания мощностей по производству карьерных автомобилей-самосвалов и автопоездов большой и особо большой грузоподъемности».
1978 г. Завод приступил к серийному производству самосвала БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110 тонн – базового самосвала класса грузоподъемности 110–120 тонн.
1978 г. Начат выпуск аэродромных тягачей для буксировки самолетов с взлетным весом 100 и 200 тонн.
1983 г. Начато серийное производство самосвала БелАЗ-75211 грузоподъемностью 170 тонн – базового самосвала класса грузоподъемности 170–200 тонн.
1983 г. Собран 1000-й самосвал БелАЗ-549 грузоподъемностью 75 тонн.
1990 г. Выпущен самый большой в истории Белорусского автомобильного завода самосвал грузоподъемностью 280 тонн.
1994 г. На предприятии приступили к выпуску самосвала БелАЗ-7555 грузоподъемностью 55 тонн – головной модели нового семейства самосвалов.
1995 г. Белорусский автомобильный завод стал Производственным объединением.
ПО «БелАЗ» присуждена «Международная бриллиантовая звезда качества» Мексиканским национальным институтом маркетинга.
1996 г. На предприятии приступили к выпуску самосвала БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн – головной модели нового семейства самосвалов с электромеханической трансмиссией.
1997 г. ПО «БелАЗ» удостоено XVIII Международного приза «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли (штаб-квартира: Мадрид, Испания).
1998 г. ПО «БелАЗ» награждено X Золотым призом Америки «За качество».
2000 г. ПО «БелАЗ» удостоено награды «Хрустальная Ника» по Международной программе «Партнерство ради Прогресса», генеральному директору ПО «БелАЗ» П.Л.Мариеву присвоено звание Директор года с вручением Диплома и Золотой медали.
2000 г. За наибольший вклад в социально-экономическое развитие Минской области в 1999 году генеральный директор ПО «БелАЗ» решением Миноблисполкома удостоен Почетного диплома.
2000 г. Между ПО «БелАЗ» и чешской фирмой «ALTA», Чешским Экспортным Банком подписаны договоры и соглашения на поставку оборудования для II и III этапов реконструкции производственного объединения «БелАЗ».
2001 г. ПО «БелАЗ» посетил Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко.
2001 г. Генеральному директору ПО «БелАЗ» Павлу Лукьяновичу Мариеву присвоено звание «Герой Беларуси».

Журнал "Горная Промышленность" №6 2001