Без реконструкции путь в никуда

П.Л.Мариев, Генеральный директор ПО «БелАЗ»

Значительный экономический спад в России и странах СНГ в 90-х годах прошлого столетия, сопровождавшийся сокращением спроса на карьерную технику, потребовал от ПО «БЕЛАЗ» принятия решительных мер по подъему технического уровня выпускаемых машин. Стало ясно, что в условиях конкуренции с зарубежными производителями карьерной техники успех может обеспечить только продукция мирового уровня. Поддерживать качество и технический уровень нашей техники, несмотря на уникальные инженерно-технические и рабочие кадры, с каждым годом становилось все труднее: сказывалась изношенность заводского оборудования. Все это и подтолкнуло ПО «БелАЗ» к реконструкции существующего производства.

Главная цель реконструкции – выведение предприятия на новый технический уровень, обеспечивающий выпуск конкурентоспособной продукции. Применительно к «БелАЗу» это означает:

•    производить качественную, динамично обновляемую продукцию;

•    осваивать производство новых изделий в кратчайшие сроки;

•    удерживать конкурентные цены на свою продукцию за счет высокого качества изделий, эффективного сервисного обслуживания и маркетинга;

•    снижать затраты за счет оптимизации конструкции изделий и технологических процессов, минимизации запасов, эффективной закупочной деятельности;

•    сокращать время выполнения заказов, ускоряя инженерные, производственные и управленческие процессы.

Учитывая развернувшийся в мире процесс глобализации, наметили мы и вторую стратегическую цель – создание условий для интеграции с промышленными предприятиями Западной Европы.

Для проведения модернизации производства был взят кредит у Чешского Экспортного Банка под ликвидную продукцию «БелАЗа» – находящиеся на складе автосамосвалы, выручка от продажи которых целиком может пойти на погашение займа.

Это стало главным аргументом в пользу оформления кредитного договора на сумму 119 млн. долларов.

Кроме того, одним из источников погашения долга должно было стать производство на новом оборудовании комплектующих для западных компаний. В первый год мы это успешно осуществляли: продали металлоконструкций немецким фирмам на 1 млн. DM. В настоящее время ведем переговоры еще с рядом немецких фирм.

Еще одним источником погашения заемных средств стали налоговый кредит и налоговые льготы, предоставленные «БелАЗу» согласно Распоряжения Президента Республики Беларусь от 31.03.98 г. №64РП и Указу от 13.06.2001 г. №315 «О проведении эксперимента по стимулированию и развитию производства». Была, в частности, получена отсрочка по уплате НДС в республиканский бюджет на период реконструкции, что позволило направить значительные средства на обновление производства.

Начавшаяся в 1998 г. на предприятии реконструкция действующего производства была ориентирована, прежде всего, на обновление выпускаемой номенклатуры карьерной техники, разработку новых моделей, повышение качества и технического уровня как отдельных узлов и систем, так и выпускаемой техники в целом, снижение ее себестоимости на основе внедрения передовых информационных технологий и гибких технологических комплексов, внедрение современных методов управления предприятием. Заменяя малые морально и физически изношенные станки крупным высокопроизводительным оборудованием, открываем для себя новые горизонты. Серийно выпускаем машину грузоподъемностью 220 т, испытания проходит 290-тонник. А конструкторы уже работают над моделями автомобилей, способных перевозить 360 и даже 450 т грузов! И по этим параметрам мы приближаемся к зарубежным конкурентам, которые серийно производят машины с максимальной грузоподъемностью 320–360 т.

По итогам первого этапа технического перевооружения производства, на реализацию которого было направлено 50 млн. долл., смонтировано и введено в эксплуатацию около 130 единиц оборудования. Созданы мощности по выпуску новых моделей автосамосвалов грузоподъемностью 55–130 т с гидромеханической трансмиссией; изготовлению сварных конструкций рам прицепов и полуприцепов для автомобильных перевозок, рам и рычагов для землеройной техники по заказам западных фирм; созданию малотоннажных автомобилей. Вместе с тем, было модернизировано термическое оборудование, позволившее улучшить качество термообработки деталей, внедрены компьютерная техника и программные продукты для автоматизированной разработки и технологической подготовки изделий, управления производством.

Еще одним важным результатом реконструкции станет производство двигателей, которые необходимы нам для сглаживания пиков и провалов в спросе на карьерные самосвалы. Как известно, он цикличен: мы изготавливаем самосвалы, срок эксплуатации которых достигает 10 лет. И, если какой-нибудь карьер купил партию БелАЗов, ему 10 лет не потребуются новые. Поэтому нам нужна продукция, пользующаяся постоянным спросом. Исходя из этого соображения, мы выбрали производство двигателей, которые, считаем, очень нужны для производства перспективных машин, а также другим белорусским машиностроителям. Конструкция двигателей, имеющих шесть или восемь цилиндров, заимствована у немецкой фирмы DEUTZ. После продолжительных консультаций и расчетов руководство фирмы согласилось с предложенным нами вариантом: кооперативное производство, когда мы используем часть германских деталей, а они – наши комплектующие, и при этом мы становимся дилером всех моделей двигателей DEUTZ на территории СНГ. Известно, что для освоения выпуска двигателей необходимо иметь литейное производство. Сегодня в Беларуси нет ни одного предприятия, которое могло бы по качеству литья приблизиться к тем образцам, которые нам необходимы. Поэтому мы закупаем современную комплектную литейную линию для отливок из серого чугуна.

Модернизация производства, конечно, решает многие проблемы, но для реализации главной нашей задачи – увеличения продаж техники или ее сбыта – требуется «реконструкция» дилерской сети и сервисного обслуживания.

Дилерская сеть – очень важный инструмент в конкурентной борьбе. Дилер – хозяин территории, его задача – не пустить конкурентов на рынок. Сегодня «БелАЗ» владеет 30% мирового рынка карьерного автотранспорта. Пусть в основном в России, Казахстане, Украине, других странах СНГ, но это стабильный рынок, который надо отстаивать. После разговора с Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко, который побывал у нас на предприятии и поручил подготовить проект Указа, который узаконит дилерскую сеть. Ее мы собираемся развивать, ведь любая экономия на маркетинге, предпродажной подготовке, сервисе может привести к потере рынка.

Поэтому мы задумываемся о пересмотре традиционных подходов к продажам и обслуживанию техники. Еще во времена СССР ПО «БелАЗ» имело 21 технический центр в местах добычи полезных ископаемых, где использовались БелАЗы. В настоящее время идет работа над совершенствованием их деятельности. Ведь все ведущие фирмы зарабатывают на сервисе и продаже запасных частей до 60% своей годовой прибыли. У нас же эта цифра составляет пока 4%. Обычно техника продается недорого, но далее фирмы-производители, поддерживая работоспособность проданных машин, зарабатывают на реализации запасных частей к ним, которые стоят намного дороже деталей, идущих на сборочный конвейер.

Мы собираемся построить свою работу с потребителями таким образом, чтобы им было выгоднее не накапливать запчасти и самим менять их в автомобилях, а прибегать к услугам нашей сервисной службы.

В этом и будет заключаться, может быть, самый главный этап реконструкции предприятия.  

Журнал "Горная Промышленность" №6 2001