УРАЛАЗ : вчера, сегодня, завтра

Е.Соболева

За­вод Ура­лАЗ, от­ме­тив­ший свой 55-лет­ний юби­лей 8 ию­ля 1999 го­да, всту­пил в но­вое ты­ся­че­ле­тие. Юби­лей­ный год стал во мно­гом ру­бе­жом под­ве­де­ния ито­гов ра­бо­ты.

В сен­тя­б­ре 1998 го­да за­вод был прак­ти­че­с­ки объ­яв­лен бан­кро­том, и об­ла­ст­ной ар­би­т­раж­ный суд на­зна­чил внеш­ним уп­рав­ля­ю­щим ОАО «Ура­лАЗ» В.В.Па­но­ва, быв­ше­го пре­зи­ден­та АО «Ме­га­лит» (г. Че­ля­бинск). Вот уже пол­то­ра го­да «Ура­лАЗ» ра­бо­та­ет с но­вой ру­ко­во­дя­щей ко­ман­дой в со­от­вет­ст­вии с раз­ра­бо­тан­ным «Пла­ном внеш­не­го уп­рав­ле­ния», ко­то­рый ус­пеш­но пре­тво­ря­ет­ся в жизнь.

Уже на­чи­ная с де­ка­б­ря 1998 го­да темп сбор­ки ав­то­мо­би­лей на­чал на­ра­с­тать. При­шлось при­ло­жить зна­чи­тель­ные уси­лия по воз­вра­ще­нию до­ве­рия ос­нов­ных по­став­щи­ков — дол­ги бы­ли «за­мо­ро­же­ны», но те­ку­щие по­став­ки ма­те­ри­а­лов не­об­хо­ди­мо бы­ло оп­ла­чи­вать, про­дол­жая со­труд­ни­че­ст­во с пред­при­я­ти­я­ми, про­из­во­дя­щи­ми ком­плек­ту­ю­щие к «Ура­лам». С этой за­да­чей но­вая коман­да спра­ви­лась и 1999 год стал для за­во­да го­дом пре­одо­ле­ния кри­зи­са.

В на­сто­я­щее вре­мя вы­пу­с­ка­ют­ся все ос­нов­ные ви­ды ав­то­тех­ни­ки:

  •  «Урал-4320-10\31» (дви­га­тель ЯМЗ-236\ЯМЗ-238) — бор­то­вой ав­то­мо­биль гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 8 тонн.
  •  «Урал-5557-10\31» — са­мо­свал с двух­сто­рон­ней бо­ко­вой раз­груз­кой гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 8 тонн, пред­наз­на­чен­ный для пе­ре­воз­ки на­сып­ных и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных гру­зов по всем ви­дам до­рог и в по­ле­вых ус­ло­ви­ях, обо­ру­до­ван­ный ги­д­ро­вы­во­да­ми для са­мо­сваль­но­го при­це­па.
  •  «Урал-44202-10\31» — се­дель­ный тя­гач с на­груз­кой на сед­ло 8,5 — 12 тонн (с ги­д­ро­ма­ни­пу­ля­то­ром «Си­не­го­рец-75») — для про­ве­де­ния стро­и­тель­но-мон­таж­ных ра­бот, а так­же для по­груз­ки и транс­пор­ти­ров­ки раз­но­об­раз­ных гру­зов по лю­бой ме­ст­но­с­ти.
  •  «Урал-55571-30» — са­мо­свал зад­ней раз­груз­ки гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 10 тонн (ко­лес­ная фор­му­ла 6х6), пред­наз­на­чен­ный для пе­ре­воз­ки на­сып­ных гру­зов в ус­ло­ви­ях про­мы­ш­ле­но­го и граж­дан­ско­го стро­и­тель­ст­ва; кро­ме то­го, при­ме­ня­ет­ся для от­сып­ки до­ро­ги.
  •  «Урал-43204-10\31» — ле­со­воз­ный ав­то­по­езд (с ги­д­ро­ма­ни­пу­ля­то­ром «Си­не­го­рец-75») гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 15 тонн, раз­ра­бо­тан­ный для по­груз­ки, раз­груз­ки и транс­пор­ти­ров­ки про­кат­но­го сор­ти­мен­та и хлы­с­тов дли­ной до 23 ме­т­ров.
  •  «Урал-43206» — бор­то­вой ав­то­мо­биль гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 5 тонн (ко­лес­ная фор­му­ла 4х4, дви­га­тель ЯМЗ-236) — для пе­ре­воз­ки гру­зов, лю­дей, бук­си­ро­ва­ния при­це­пов по всем ви­дам до­рог.

Ма­лы­ми се­ри­я­ми вы­пу­с­ка­ет­ся ав­то­мо­биль «Урал-53236» с ко­лес­ной фор­му­лой 8х8 гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 16 тонн. На нем ус­та­нав­ли­ва­ет­ся ли­бо ди­зель­ный дви­га­тель с тур­бо­над­ду­вом ЯМЗ-238Б мощ­но­с­тью 300 л.с, ли­бо дви­га­тель фир­мы «DEUTZ AG».

Кро­ме то­го, на за­во­де для все­воз­мож­ных ви­дов на­вес­но­го обо­ру­до­ва­ния вы­пу­с­ка­ет­ся боль­шая гам­ма шас­си, на­и­бо­лее по­пу­ляр­ны­ми мо­ди­фи­ка­ци­я­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся:

  •  «Урал-4320-10\31», на ба­зе ко­то­рого про­из­во­дят­ся шне­ко­ро­тор­ные сне­го­очи­с­ти­те­ли ДЭ-226 и КО-605 (ДЭ210У), вах­то­вые ав­то­бу­сы НЗАС-42116 (4х4) на 25 мест и НЗАС-42112Д (6х6) на 27 мест, ав­то­ма­с­тер­ские, во­до­во­зы, до­рож­ные ма­ши­ны, пе­ре­движ­ные ла­бо­ра­то­рии.
  •  «Урал-43203-10» для ус­та­нов­ки уд­линен­ных ку­зо­вов фур­го­нов под раз­лич­ные ви­ды ма­с­тер­ских и ла­бо­ра­то­рий.
  •  «Урал-5557-10\31» — шас­си для из­го­тов­ле­ния ав­то­кра­нов, топ­ли­во­за­прав­щи­ков, по­жар­ных ав­то­мо­би­лей (с двой­ной и оди­нар­ной ка­би­на­ми) с объ­е­мом ци­с­тер­ны для во­ды 6–8 м3, с раз­лич­ным рас­по­ло­же­ни­ем на­сос­ных аг­ре­га­тов,

На­и­боль­шую по­пу­ляр­ность у по­тре­би­те­лей за­во­е­ва­ло длин­но­ба­зо­вое шас­си «Урал-4320-1912-30» гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 12 тонн, ком­плек­ту­ю­ще­е­ся ав­то­ши­на­ми 1200х500-508 мо­де­ли ИД-П284 с уве­ли­чен­ной нор­мой слой­но­с­ти (до 16). На нем ус­та­нов­лен ди­зель­ный дви­га­тель ЯМЗ-238М2 мощ­но­с­тью 240 л.с. Это шас­си ис­поль­зу­ет­ся для ши­ро­ко­го спе­к­т­ра на­вес­но­го обо­ру­до­ва­ния, осо­бен­но в ре­сур­со­до­бы­ва­ю­щих от­рас­лях. С его при­ме­не­ни­ем про­из­во­дят­ся: ав­то­кра­ны гру­зо­подъ­ем­но­с­тью до 25 тонн, экс­ка­ва­то­ры-пла­ни­ров­щи­ки, топ­ли­во­за­прав­щи­ки, сор­ти­мен­то­во­зы, обо­ру­до­ван­ные ги­д­ро­ма­ни­пу­ля­то­ра­ми, ав­то­ги­д­ро­подъ­ем­ни­ки АГП-28, бе­то­но­на­со­сы, бе­то­но­сме­си­те­ли, уни­вер­саль­ные ре­монт­ные ма­с­тер­ские «Урал-1С». В на­сто­я­щее вре­мя еже­год­ный вы­пуск ав­то­шас­си «Урал-4320-1912-30» до­сти­га­ет 30% от об­ще­го ко­ли­че­ст­ва вы­пу­с­ка­е­мых шас­си.

В 1992 го­ду бы­ло под­пи­са­но ли­цен­зи­он­ное со­гла­ше­ние по сов­ме­ст­но­му про­из­вод­ст­ву боль­ше­груз­ных, пол­но­при­вод­ных, тре­хос­ных ав­то­мо­би­лей с фир­мой SPA «IVECO» (г. Ту­рин, Ита­лия), в со­став ко­то­рой вхо­ди­ли: гру­зо­вое от­де­ле­ние «FIAT», «MAGIRUS-DEUTZ» (г. Ульм, Гер­ма­ния), пред­при­я­тия в Ис­па­нии, Фран­ции и Ан­г­лии. Со­гла­ше­ние пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ло из­го­тов­ле­ние ав­то­тех­ни­ки на ба­зе шас­си «IVECO-330» ANW гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 22 тон­ны. Шас­си ос­на­ща­лось ди­зель­ным дви­га­те­лем воз­душ­но­го ох­лаж­де­ния мо­де­ли BL513F мощ­но­с­тью 306 л.с., ко­роб­кой пе­ре­ме­ны пе­ре­дач фир­мы ZF. В даль­ней­шем пред­по­ла­га­лась по­сте­пен­ная за­ме­на им­пор­ти­ру­е­мых ком­по­нен­тов шас­си (ра­ма, дис­ки ко­лес, ка­би­на и др.) на ком­плек­ту­ю­щие оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва. На­чи­ная с 1993 го­да бы­ли вы­пу­ще­ны пер­вые ав­то­мо­би­ли. Ими ока­за­лись са­мо­сва­лы «IVECO-Ура­лАЗ-330» гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 18 тонн. С кон­ца 1994 го­да дей­ст­ву­ет сов­ме­ст­ное пред­при­я­тие, уч­ре­ди­те­ля­ми ко­то­ро­го вы­сту­пи­ли РАО «Газ­пром», ОАО «Ура­лАЗ» и «IVECO» S.P.A. Вза­и­мо­дей­ст­вие сто­рон, уча­ст­ву­ю­щих в СП, при­ве­ло к вы­пу­с­ку зна­чи­тель­ной пар­тии ка­пот­ных са­мо­сва­лов, со­бран­ных из уз­лов и аг­ре­га­тов (схе­ма CKD), по­став­лен­ных с фирм За­пад­ной Ев­ро­пы. Эти са­мо­сва­лы бы­ли на­прав­ле­ны на ра­бо­ту на пред­при­я­тия РАО «Газ­пром» («Ям­бург­газ­до­бы­ча», «На­дым­газ­пром» и др.). В даль­ней­шем бы­ли со­зда­ны мо­де­ли бес­ка­пот­ных са­мо­сва­лов, ле­со­воз­ных ав­то­по­ез­дов.

В на­сто­я­щее вре­мя СП «IVECO-Ура­лАЗ» по­став­ле­на за­да­ча по ос­во­е­нию круп­но­се­рий­но­го про­из­вод­ст­ва ка­би­ны но­во­го по­ко­ле­ния для гру­зо­ви­ков «Урал». В 1999 го­ду ав­то­тех­ни­ка с этой ка­би­ной де­мон­ст­ри­ро­ва­лась на Мос­ков­ском ав­то­са­ло­не.

Про­дук­ция ав­то­за­во­да поль­зу­ет­ся спро­сом не толь­ко в Рос­сии, но и за ру­бе­жом. За­клю­че­ны кон­трак­ты на по­став­ку гру­зо­ви­ков в Еги­пет, Эфи­о­пию, КНР, стра­ны Аф­ри­ки, Юго-Вос­точ­ной Азии и Ла­тин­ской Аме­ри­ки.

Сло­вом, ру­беж ве­ков за­вод пе­ре­шаг­нул на подъ­е­ме.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2000