УРАЛАЗ : вчера, сегодня, завтра
Завод УралАЗ, отметивший свой 55-летний юбилей 8 июля 1999 года, вступил в новое тысячелетие. Юбилейный год стал во многом рубежом подведения итогов работы.
В сентябре 1998 года завод был практически объявлен банкротом, и областной арбитражный суд назначил внешним управляющим ОАО «УралАЗ» В.В.Панова, бывшего президента АО «Мегалит» (г. Челябинск). Вот уже полтора года «УралАЗ» работает с новой руководящей командой в соответствии с разработанным «Планом внешнего управления», который успешно претворяется в жизнь.
Уже начиная с декабря 1998 года темп сборки автомобилей начал нарастать. Пришлось приложить значительные усилия по возвращению доверия основных поставщиков — долги были «заморожены», но текущие поставки материалов необходимо было оплачивать, продолжая сотрудничество с предприятиями, производящими комплектующие к «Уралам». С этой задачей новая команда справилась и 1999 год стал для завода годом преодоления кризиса.
В настоящее время выпускаются все основные виды автотехники:
- «Урал-4320-10\31» (двигатель ЯМЗ-236\ЯМЗ-238) — бортовой автомобиль грузоподъемностью 8 тонн.
- «Урал-5557-10\31» — самосвал с двухсторонней боковой разгрузкой грузоподъемностью 8 тонн, предназначенный для перевозки насыпных и сельскохозяйственных грузов по всем видам дорог и в полевых условиях, оборудованный гидровыводами для самосвального прицепа.
- «Урал-44202-10\31» — седельный тягач с нагрузкой на седло 8,5 — 12 тонн (с гидроманипулятором «Синегорец-75») — для проведения строительно-монтажных работ, а также для погрузки и транспортировки разнообразных грузов по любой местности.
- «Урал-55571-30» — самосвал задней разгрузки грузоподъемностью 10 тонн (колесная формула 6х6), предназначенный для перевозки насыпных грузов в условиях промышленого и гражданского строительства; кроме того, применяется для отсыпки дороги.
- «Урал-43204-10\31» — лесовозный автопоезд (с гидроманипулятором «Синегорец-75») грузоподъемностью 15 тонн, разработанный для погрузки, разгрузки и транспортировки прокатного сортимента и хлыстов длиной до 23 метров.
- «Урал-43206» — бортовой автомобиль грузоподъемностью 5 тонн (колесная формула 4х4, двигатель ЯМЗ-236) — для перевозки грузов, людей, буксирования прицепов по всем видам дорог.
Малыми сериями выпускается автомобиль «Урал-53236» с колесной формулой 8х8 грузоподъемностью 16 тонн. На нем устанавливается либо дизельный двигатель с турбонаддувом ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с, либо двигатель фирмы «DEUTZ AG».
Кроме того, на заводе для всевозможных видов навесного оборудования выпускается большая гамма шасси, наиболее популярными модификациями которых являются:
- «Урал-4320-10\31», на базе которого производятся шнекороторные снегоочистители ДЭ-226 и КО-605 (ДЭ210У), вахтовые автобусы НЗАС-42116 (4х4) на 25 мест и НЗАС-42112Д (6х6) на 27 мест, автомастерские, водовозы, дорожные машины, передвижные лаборатории.
- «Урал-43203-10» для установки удлиненных кузовов фургонов под различные виды мастерских и лабораторий.
- «Урал-5557-10\31» — шасси для изготовления автокранов, топливозаправщиков, пожарных автомобилей (с двойной и одинарной кабинами) с объемом цистерны для воды 6–8 м3, с различным расположением насосных агрегатов,
Наибольшую популярность у потребителей завоевало длиннобазовое шасси «Урал-4320-1912-30» грузоподъемностью 12 тонн, комплектующееся автошинами 1200х500-508 модели ИД-П284 с увеличенной нормой слойности (до 16). На нем установлен дизельный двигатель ЯМЗ-238М2 мощностью 240 л.с. Это шасси используется для широкого спектра навесного оборудования, особенно в ресурсодобывающих отраслях. С его применением производятся: автокраны грузоподъемностью до 25 тонн, экскаваторы-планировщики, топливозаправщики, сортиментовозы, оборудованные гидроманипуляторами, автогидроподъемники АГП-28, бетононасосы, бетоносмесители, универсальные ремонтные мастерские «Урал-1С». В настоящее время ежегодный выпуск автошасси «Урал-4320-1912-30» достигает 30% от общего количества выпускаемых шасси.
В 1992 году было подписано лицензионное соглашение по совместному производству большегрузных, полноприводных, трехосных автомобилей с фирмой SPA «IVECO» (г. Турин, Италия), в состав которой входили: грузовое отделение «FIAT», «MAGIRUS-DEUTZ» (г. Ульм, Германия), предприятия в Испании, Франции и Англии. Соглашение предусматривало изготовление автотехники на базе шасси «IVECO-330» ANW грузоподъемностью 22 тонны. Шасси оснащалось дизельным двигателем воздушного охлаждения модели BL513F мощностью 306 л.с., коробкой перемены передач фирмы ZF. В дальнейшем предполагалась постепенная замена импортируемых компонентов шасси (рама, диски колес, кабина и др.) на комплектующие отечественного производства. Начиная с 1993 года были выпущены первые автомобили. Ими оказались самосвалы «IVECO-УралАЗ-330» грузоподъемностью 18 тонн. С конца 1994 года действует совместное предприятие, учредителями которого выступили РАО «Газпром», ОАО «УралАЗ» и «IVECO» S.P.A. Взаимодействие сторон, участвующих в СП, привело к выпуску значительной партии капотных самосвалов, собранных из узлов и агрегатов (схема CKD), поставленных с фирм Западной Европы. Эти самосвалы были направлены на работу на предприятия РАО «Газпром» («Ямбурггаздобыча», «Надымгазпром» и др.). В дальнейшем были созданы модели бескапотных самосвалов, лесовозных автопоездов.
В настоящее время СП «IVECO-УралАЗ» поставлена задача по освоению крупносерийного производства кабины нового поколения для грузовиков «Урал». В 1999 году автотехника с этой кабиной демонстрировалась на Московском автосалоне.
Продукция автозавода пользуется спросом не только в России, но и за рубежом. Заключены контракты на поставку грузовиков в Египет, Эфиопию, КНР, страны Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.
Словом, рубеж веков завод перешагнул на подъеме.