Перспективы Ново-Краматорского Машиностроительного Завода на мировом рынке горного оборудования

В.А.Панков, к.э.н., заместитель генерального директора по экономическим вопросам, АО «НКМЗ»,
И.А.Слабоспицкий, директор производства горнорудного оборудования, АО «НКМЗ»,
В.И.Скубаев, главный инженер производства горнорудного оборудования, АО «НКМЗ»

Производством и продажей горных машин и оборудования занимается ограниченное количество фирм, в основном, это фирмы США, Японии и Германии. В последние годы во все большей степени вовлекаются в международную торговлю предприятия Украины, России, Китая и других стран.

В современном мировом горном машиностроении преобладают крупные монополистические объединения (транснациональные корпорации), в значительной степени контролирующие через систему закупок комплектующих узлов и деталей сотни мелких и средних фирм-субпоставщиков. Усиление межфирменных связей стимулировалось мощным процессом интернационализации всего мирового хозяйства. В последнее десятилетие все отчетливее проявляется тенденция к развитию межнациональных связей и образованию совместных научно-исследовательских, производственных и сбытовых фирм.

Многие ведущие мировые компании при расширении рынка сбыта и развитии своего производства акцентируют свои усилия на переводе производства за рубеж. Так, например, японские компании имеют свои предприятия во многих странах мира, в том числе, в США, Великобритании, Италии, Норвегии, а немецкие фирмы имеют свое сборочное предприятие по гидравлическим экскаваторам в Бразилии и других странах.

Кроме того, развитие мирового горного машиностроения характеризуется существенным расширением географических границ сосредоточения его базы. Прежде всего, следует отметить увеличение числа стран-производителей, в основном, по лицензиям ведущих фирм.

Сегодня фирменная структура мирового рынка горных машин продолжает характеризоваться процессом изменения в соотношении сил между крупнейшими производителями. Например, одним из результатов обострения конкурентной борьбы на мировом рынке тяжелых гидравлических экскаваторов явилось укрепление позиций японских компаний. Все большую конкуренцию ведущие мировые производители экскаваторов большой мощности испытывают со стороны немецких фирм.

Более полувека назад производство горного оборудования было освоено на Украине на «Ново-Краматорском машиностроительном заводе» (НКМЗ) и на ряде российских предприятий. Но НКМЗ, являясь крупным производителем горных машин, раньше был ориентирован на внутренний рынок, слабо интегрирован в международную торговлю и не оказывал заметного влияния на мировой рынок. В последние годы НКМЗ изменил стратегию сбыта своей продукции, создал ряд новых видов машин и модернизировал ранее выпускаемые до уровня лучших зарубежных аналогов. В комплексе с активизацией маркетинговой деятельности за рубежом и ориентацией на зарубежные рынки это позволило сделать первые шаги по выходу и расширению рынка сбыта горного оборудования. Например, если в начале 90-х годов НКМЗ сотрудничал с зарубежными фирмами 30 стран мира, то сегодня оборудование поставляется более чем в 50 стран.

Учитывая приоритетное развитие в мире открытого способа добычи полезных ископаемых, НКМЗ в конце 50-х годов начал осуществлять комплексную поставку горнодобывающего и перерабатывающего оборудования. В настоящее время заводом накоплен большой опыт проектирования и эксплуатации горных машин на карьерах с различными горнотехническими и горно-геологическими условиями, который в совокупности с техническими возможностями позволяет разработать высокорентабельную технологию добычи и переработки на любом горном предприятии и комплексно поставить весь спектр оборудования, обеспечивающий:

• разбуривание массива (буровые станки);

• вскрышу и добычу полезных ископаемых: одноковшовые (драглайны и прямые лопаты) и роторные экскаваторы, билайны и др.;

• транспортировку горной массы: отвалообразователи, магистральные конвейеры;

• рудоподготовку: передвижные дробильные установки, дробилки любых типов и типоразмеров;

• обогащение: мельницы, грохота, сепараторы, а также другое оборудование, необходимое для складирования и погрузки как в железнодорожный, так и в морской транспорт.

Многое оборудование с маркой «НКМЗ» хорошо зарекомендовало себя как на отечественных предприятиях, так и за рубежом.

Например, драглайны «НКМЗ» с объемом ковша до 20 м3 успешно конкурируют с американскими машинами данного класса в Индии, Китае и др. странах. Эксплуатируются они и в Германии, Румынии, Польше, Иране, Кубе. В горнодобывающей промышленности России они сегодня составляют около 80% парка шагающих драглайнов.

В начале 90-х годов в структуре подземной добычи, особенно, в угольной промышленности мира, наметились тенденции на увеличение объемов и темпов комбайновой проходки в связи с повышением нагрузок на очистные забои. При этом увеличивается соответственно площадь проводимых выработок с 10 до 18 м2. Большинство машин существующего парка комбайнов, особенно, на отечественных шахтах, не удовлетворяет требованиям производства, так как конструктивные решения, заложенные в них, были прогрессивны в конце 70-х годов и сегодня практически не претерпели изменений.

Следует отметить, что удельный вес комбайнов среднего типа, например, на угольных шахтах России, Украины и др. стран СНГ не превышает 10% от парка проходческой техники, в то время как в Германии он составляет около 80%.

Руководствуясь основными направлениями мирового развития подземной добычи, НКМЗ за 1994–1997 годы поставил на серийное производство проходческий комбайн П-110.

Принципиально новые конструктивные решения обеспечили создание комбайна П-110 с низкой строительной высотой (1.5 м по корпусу машины), предназначенного для механизации отбойки и погрузки горной массы при проведении выработок арочной, трапециевидной и прямоугольной формы сечения (площадью от 7 до 25 м2).

Комбайн П-110 зарекомендовал себя как машина для скоростной проходки. Скорость проходки составляет в среднем 400 метров в месяц по породам крепостью 6 ед. по шкале Протодьяконова, а при строительстве тоннеля в г. Сочи (Россия) машина разрушала породы до 8 ед.

Данные комбайны, приобретенные у НКМЗ, позволили многим шахтам увеличить скорость проходки. Например, на шахте «Краснолиманская» в ноябре 1998 года при плане 750 метров была достигнута скорость проходки до 1276 метров. На шахте им. Засядько комбайн П-110 проходит в среднем около 350 м в месяц при сечении забоя более 18 м2, а на шахте «Южнодонбасская-1» комбайн установил рекорд для Донбасского региона (около 500 метров в месяц).

С 1998 года НКМЗ начал выпуск нового комбайна П-220, технические характеристики которого превосходят лучшие отечественные и зарубежные аналоги. Кроме проходческой техники завод производит для подземной добычи буровые и погрузочные машины, шахтные подъемные машины, горизонтальные и наклонные конвейеры и др. оборудование.

Основными проблемами, возникающими при расширении рынка сбыта, являются отсутствие опыта работы на мировом рынке и тяжелое экономическое положение страны (стран СНГ). Например, при поставках в развивающиеся государства с целью расширения сбыта американскими и немецкими компаниями широко используются средства, предоставляемые этим государствам международными финансовыми организациями, а также правительствами промышленно развитых стран в рамках «помощи». Трудности со сбытом на мировом рынке вынуждают западные фирмы идти на предоставление различного рода скидок с цены, а также льгот при финансировании и кредитовании.

Отечественные фирмы не имеют таких возможностей, поэтому им трудно завоевать и удержать позиции на мировом рынке.

В условиях обострения конкурентной борьбы на рынке НКМЗ сегодня пытается выработать оптимальную стратегию на будущее, стремится применять наиболее эффективные формы и методы сбытовой деятельности.

Расширяя деловые контакты и техническое сотрудничество с потребителями, изучая их проблемы и потребности, НКМЗ постоянно разрабатывает современные программы по дальнейшему развитию и совершенствованию технологий и выпускаемому оборудованию.

Сертификация немецкой фирмой TUV-NORD всего цикла производства от предпроектной подготовки до монтажной готовности оборудования и его сервисное обслуживание позволили повысить конкурентоспособность горных машин НКМЗ на мировом рынке.

Журнал "Горная Промышленность" №4 1999