Духовное наследие горного дела: образ горняка в мировой и отечественной литературе

Н.К. Гринько, горный инженер, д.т.н., профессор; В.Д. Грунь, горный инженер, к.т.н., член Союза писателей России; В.Г. Лунев, горный инженер, к.т.н.

В предыдущих статьях, посвященных горняцкому наследию, авторы рассказали о памятниках материальной культуры горного дела. Следующий цикл статей посвящен богатейшей духовной культуре этой отрасли человеческой деятельности. Многие известные зарубежные и отечественные писатели, поэты, художники, композиторы, деятели театра и кино оставили свой творческий след в духовном наследии горного дела. В первой из статей нового цикла авторы рассказывают об образе горняка, отраженном в памятниках мировой и отечественной литературы.

Оприроде минералов, их поиске (геология), добыче и переработке (горное дело и металлургия) писали еще знаменитые деятели античной культуры (Гомер, Вергилий, Плиний и др.). Эти личности, будучи в одном лице естествоиспытателями, историками, писателями и поэтами, свои трактаты излагали в художественной форме в виде стихов, поэм, трагедий и др.

Римский философ и поэт Тит Лукреций Кар (живший в последнее столетие до нашей эры) в поэме «О природе вещей» поэтически изобразил картину открытия и использования металлических полезных ископаемых:

образ горняка в мировой и отечественной литературе«Были открыты затем и разного рода металлы:
Золото, медь, серебро и веский свинец и железо...
Но какова б ни была причина того, что пожаром
С шумом зловещим леса пожирало горячее пламя
До основанья корней, – только недра земли распалялись
И, в углубленья ее собираясь, по жилам кипящим
Золото, медь, серебро потекли раскаленным потоком
Вместе с ручьями свинца. А когда на земле появились
Слитки застывшие их, отливавшие ярко, то люди,
Начали их поднимать, плененные глянцем блестящим,
И замечая притом, что из них соответствует каждый
В точности впадине той, которая их заключала

Это внушило ту мысль, что, расплавив, металлы возможно, В форму любую отлить и любую придать им фигуру...»

Античных авторов-натурфилософов более всего интересовала природа земных явлений, способы их изучения и т.п. Жизнь людей, осваивавших эту природу, тех же горняков, их практически не интересовала. И лишь только в новой эре, в эпоху средневековья появились первые по настоящему художественные произведения в литературе, музыке, изобразительном искусстве, посвященные рудоискателям, горнякам и металлургам. Образ жизни свободолюбивых рудокопов и углекопов, романтика и трагизм горного дела способствовали зарождению классических основ духовной культуры горного дела и родственных с ним сфер человеческой деятельности.

* * *

Одним из памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО является старинный медный рудник в шведском городе Фалуне. Фалунский рудник эксплуатировался свыше 650 лет и закрылся в начале 1990-х годов. Добыча медной руды достигла наибольшего расцвета в середине ХVII века. Эксплуатацию рудника в этот период обеспечивали профессиональные немецкие рудокопы, эмигрировавшие в Швецию в период религиозных войн.

В 1811 г. появился рассказ «Горняк из Фалуна» немецкого писателя Иоганна Петера Хебеля. В основу сюжета были положены реальные события. В 1719 г. в заброшенных выработках одного из рудников Фалуна было обнаружено мумифицированное тело рудокопа. Его подняли на поверхность, но опознать личность горняка никто не смог. И вдруг, к поднятому на поверхность телу, подошла одна старушка и узнала в нем своего пропавшего жениха...образ горняка в мировой и отечественной литературе

Рассказ И.П. Хебеля вдохновил другого немецкого писателя, замечательного сказочника Эрнста Теодора Амадея Гофмана на развитие темы. В 1820 г. он написал рассказ «Рудники Фалуна» (в русских переводах ХIХ века он назывался «Фалунские рудокопни»). Взяв за основу тот же случай с таинственной пропажей рудокопа, Гофман ввел в сюжет подземного горного духа по имени Торнберн, который явился виновником гибели исчезнувшего горняка.

Жизнь простого рудокопа, овеянная романтикой, отражена в произведениях знаменитого поэта Германии Генриха Гейне. Он любил посещать серебряные рудники Гарца. Посещая эти рудники, Г. Гейне отмечал, что только в их глубине он оценил таинственность и опасность труда рудокопа. Гейне пишет: «неясный шорох, непрерывный гул и свист, таинственное движенье машин, журчание подземных ручьев, вода, стекающая по стенам, удушливые испарения, бледный свет шахтерской лампочки» вызывают у незнакомца приступ «так называемого страха». Другой известный немецкий писатель и поэт эпохи романтизма, Фридрих фон Гарденберг (литературный псевдоним «Новалис») – сын директора соляных копей в Саксонии, сам горняк (учился в горной академии во Фрайберге), в своем наиболее известном романе «Гейнрих фон Офтердинген» словами старого рудокопа произносит незабываемые слова о божественной сущности горного дела: «...Горное дело пользуется благословением Господним. Ничто другое не дает счастья и не придает людям столько благородства. Никакое другое дело не укрепляет до такой степени веры в небесную мудрость, ничто так не сохраняет детскую невинность сердца, как работа в рудниках. Рудокоп родится бедным и в бедности умирает. Он довольствуется тем, что знает, где обретаются металлы, и тем, что извлекает их наружу; но ослепляющий блеск их не имеет власти над его чистым сердцем... Металлы теряют для него притягательную силу, когда становятся товаром, и он предпочитает искать их, невзирая на трудность и опасность, чем добывать их на земле обманом и коварством...»образ горняка в мировой и отечественной литературе

«Ясновидящими» под землей называл горных мастероврудокопов замечательный российский писатель-фантаст (горный инженер и ученый-палеонтолог) Иван Антонович Ефремов. В рассказе «Путями старых горняков» автор устами старого опытного штейгера, работавшего на медных рудниках Урала, замечательно выразил суть горного искусства. И.А. Ефремов пишет: «...слушая его, не раз вспоминал о фрейбергских горных мастерах, основоположниках горного искусства в XV веке. У них точно так же из рода в род, из поколения в поколение передавались горные знания, и так же было известно множество примеров как бы ясновидения под землей (выделено нами). Эти мастера развивали в себе особое чувство – чувство подземного пространства и направления, заменявшее им точность маркшейдерских приборов и схемы горной геометрии...».

* * *

С окончанием феодальной эпохи и началом капитализма, сырьевой базой которого стали железо и уголь, романтический дух неспешного труда и патриархальной жизни средневековых рудокопов уступил место описанию жизни углекопов, заполненной интенсивной эксплуатацией, невзгодами, драматизмом и трагичностью.

В 1860–1870-е годы в Луарском и других угольных бассейнах Франции прокатилась мощная волна забастовок. Эти события подтолкнули французского писателя Эмиля Золя к написанию остро социального романа «Жерминаль» (1885). Этот роман литературоведы считают самым выдающимся литературным произведением, посвященным углекопам. Автор «Жерминаля» лучше других уловил особенности менталитета углекопов, сделав, например, такой вывод: «труд углекопа является скорее способом существования, чем средством к жизни». Он также впервые в художественном произведении показал, как в шахте, наравне с мужчинами, работают женщины и дети.образ горняка в мировой и отечественной литературе

Во всемирной истории угольной промышленности «пионером» промышленной угледобычи по праву считается Великобритания. Многие известные писатели Великобритании родились в шахтерских городах и поселках. Из шахтерской среды вышли, например, такие писатели, как Дэвид Лоуренс и Арчибальд Кронин.

Дэвид Герберт Лоуренс родился в Иствуде, небольшом городке близ промышленного города Ноттингем, четвертым ребенком в семье рядового углекопа. Ему, как и другим детям шахтеров, было предначертано идти по стопам отца, но рано открывшийся туберкулез, а также страстное влечение к литературе и рисованию изменили его будущую жизнь.

Уже к 25 годам была издана первая книга Лоуренса, сигнальный экземпляр которой он вложил в руки умирающей матери. Всего же Д. Лоуренс написал девять романов, десять стихотворных книг, столько же пьес, более полусотни рассказов, множество очерков, эссе и др. Образ жизни английских углекопов отражен в его известных романах «Сыновья и любовники» (1913) и «Любовник леди Чаттерли» (1928), принесших автору мировую известность.

Один из персонажей наиболее знаменитого романа Д. Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» – потомственный аристократ, на землях которого раньше охотились на оленей, а теперь дымились трубы шахт и заводов, так отзывался об углекопах: «Шахтеры, конечно, не так живописны, как олени, но не в пример, выгоднее».

Другой знаменитый британский писатель, Арчибальд Джозеф Кронин, родом из Шотландии, автор известных романов «Звезды смотрят вниз» (1935) и «Цитадель» (1937), врач по профессии, одно время работал в больницах шахтерских городков и посёлков Южного Уэльса. Он был хорошо знаком с условиями жизни и труда горняков, пытавшихся вырваться из цепких объятий нищеты. В романе «Звезды смотрят вниз» описаны жизнь и борьба шахтеров в период 1930-х годов. Квинтэссенция романа заложена в следующих строках автора: «...Рудник был фокусом, центром, на котором сосредоточивались и чаяния и ярость их душ. Рудник был ареной, амфитеатром. И в чёрной пыли этой арены, этого мрачного амфитеатра, смешались жизнь и смерть, и труд, и деньги, и пот, и кровь».

Большую популярность в первой четверти ХХ века приобрел роман «Король-Уголь» (1917), написанный всемирно известным американским писателем Э. Синклером. В основу романа были положены реальные исторические события, в частности, забастовка углекопов в штате Колорадо весной 1914 г. В романе углекопы выступают не как жертвы, сломленные нуждой, а как несгибаемые борцы за свои права. Собирая материал для романа, автор даже поработал некоторое время углекопом на одной из угольных шахт.

* * *

Размеры журнальной статьи не позволяют рассказать о других известных зарубежных авторах, писавших о жизни рудокопов и углекопов. Часть статьи необходимо посвятить российским писателям. В эпоху становления угольной промышленности в Российской империи о шахтерах-угольщиках писали такие знаменитые писатели, как А.С. Серафимович, А.И. Куприн, А.П. Чехов и др.

Писатель Александр Серафимович Серафимович (сам родом из Восточного Донбасса) в 1895 г. написал несколько рассказов и очерков о жизни и труде углекопов («Под землей», «Маленький шахтер», «Семишкура»). В рассказе «Под землей», где события разворачивались не на самой захудалой шахте, шахтеры о ней говорили: «Уж как раз попался сюда – шабаш, аминь человеку!».

В конце ХIХ века Донецкий бассейн охватила «каменноугольная горячка». Один из известных деятелей того периода писал по этому поводу: «К нам на юг налетело множество мотыльков-предпринимателей, кто со своим, а кто и с чужим капиталами и, бросившись с азартом в угольное дело, обожгли на нем свои легкие крылышки или, говоря вульгарным языком, понесли огромные убытки, разорились и большей частью прекратили свою деятельность».образ горняка в мировой и отечественной литературе

В конце 1890-х годов посетил Донецкий бассейн знаменитый писатель Александр Иванович Куприн. Тяжелая и бесшабашная жизнь углекопов описана им в рассказах «В недрах земли», «В главной шахте». Основными владельцами каменноугольных копей в Донбассе в тот период являлись французские и бельгийские компании. А.И. Куприн называл владельцев и управляющих шахт «жирными бельгийскими буржуями, которые за десять лет так и не выучили русского языка».

Знаменитый русский писатель, родившийся на берегу Азовского моря, недалеко от угольных копей Восточного Донбасса, отразил этот период «каменноугольной горячки» в нескольких рассказах и повестях – «Русский уголь» (1884), «Степь» (1888), «Печенег» (1897). В путевых очерках «Остров Сахалин» (1890) Антон Павлович Чехов описал безрадостную жизнь островных углекопов, в массе своей бывших ранее каторжанами.

В эпоху СССР об угольной промышленности и советских шахтерах писало большое количество советских писателей и поэтов. Одним из самых известных пропагандистов, воспевавших труд углекопа в советской литературе, был известный писатель Борис Леонтьевич Горбатов. Он родился в одном из шахтерских поселков, недалеко от шахты «Центральная Ирмино», на которой знаменитый шахтер советской эпохи Алексей Григорьевич Стаханов поставил свой рекорд добычи угля в очистном забое с помощью отбойного молотка.

В 1924 г. Б.Л. Горбатов стал одним из организаторов объединения пролетарских писателей Донбасса «Забой». Героями произведений писателя (роман «Донбасс» и др.) становятся шахтеры Донецкого бассейна, в жизни и труде которых, как пишет писатель, произошли «великие перемены».

* * *

Мощный пласт мировой и отечественной литературы посвящен горнорабочим-старателям. Слово «старатель» (англ. рrospector) пришло к нам из времен т.н. «золотых лихорадок». Считается, что первая, самая массовая по количеству желающих быстро разбогатеть «золотая лихорадка» началась в Калифорнии (США) в 1848 году. В ней приняло участие более 100 тыс. человек. Среди старателей можно было встретить кого угодно, от порядочных людей до бандитов. Калифорнийским старателям посвятил свое творчество известный американский писатель Фрэнсис Брет Гарт. В романе «Габриэль Конрой» (1876) автор пишет, как старатели попадают в кабалу к банкиру из Сан-Франциско, взявшему на откуп весь их горняцкий поселок с выразительным названием «Гнилая Лощина».образ горняка в мировой и отечественной литературе

Известный австрийский писатель, Стефан Цвейг, в одном из своих рассказов «Открытие Эльдорадо» (1928) показал трагическую судьбу генерала Зуттера, который в числе первых европейцев, вступил на землю Калифорнии и одним из первых пал жертвой «золотой лихорадки». Из сильного и смелого первопроходца Зуттер превратился в безумного человека. С. Цвейг характеризует калифорнийских старателей, как «... рой людской саранчи, охваченный золотой лихорадкой. Разнузданная, грубая орда, не признающая иного права, кроме права сильного, иной власти, кроме власти револьвера...».

С калифорнийской «золотой лихорадкой» связано имя знаменитого американского писателя Марка Твена.

В своей книге «Закаленные» (в русском переводе «Налегке») Марк Твен пишет о жизни старателей на приисках Невады и Калифорнии. Писатель заметил, что в годы его детства материальное богатство для американцев не было основным смыслом жизни и только открытие золота в Калифорнии породило ту страсть к деньгам, которая стала господствующей в США.

Всемирную известность получила «золотая лихорадка» на Аляске. Одним из первых прославил золотоискателей Аляски знаменитый американский писатель Джек Лондон (урождённый Джон Гриффит Чейни). Мировую известность писателю принес сборник «Северная Одиссея», в который вошли повести «Зов предков» (1903), «Белый клык» (1906), рассказы «Закон жизни» (1901), «Любовь к жизни» (1905), повествующие о жизни золотоискателей Аляски и царивших на золотых приисках нравах.

Однако первой в мировой истории «золотой лихорадкой» переболела Россия. В 1826 г. царское правительство распорядилось выдавать разрешения крупным предпринимателям на поиски и добычу золота в Сибири. Первые частные прииски стали открываться в Западной Сибири – Мариинской тайге, предгорьях Кузнецкого Алатау, Горной Шории. В эти места массово ринулись охотники за удачей.

Драматичные события т.н. «Мариинской золотой горячки» легли в основу знаменитого романа Вячеслава Яковлевича Шишкова «Угрюм-река» (1928–1933), в котором на примере жизни трех поколений золотопромышленников Громовых прослеживается история становления, развития и гибели русского капитализма.

Золотодобытчикам Урала и Сибири посвящено творчество известного русского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка – автора романов «Приваловские миллионы» (1883), «Золото» (1892) и др. Известный литературный критик и историк литературы, А.М. Скабичевский, писал об «ошеломляющем впечатлении» от романа «Золото». Особо было отмечено, что в романе «изображаются быт и нравы уральских золотоискателей в таких мрачных красках, перед которыми должны побледнеть все пресловутые рассказы Брет Гарта из калифорнийской жизни».


1 Более подробные сведения о литературном наследии, посвященном горному делу и горнякам, изложено в книге «Недра духовной культуры горного дела». – М., 2011.

2 Аналогичные случаи на медных рудниках описаны в различных источниках. Тела погибших рудокопов, которые не удавалось найти и доставить на поверхность, со временем мумифицировались по естественным причинам: останки тела, клетку за клеткой, поглощал пирит (сульфид железа), пока окончательно не вытеснял органическую материю.

3 Гарц или Харц (нем. Harz от средневекового немецкого Hart – «горный лес») – самые высокие горы Северной Германии. Расположены на территории земель Нижняя Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия. Через Гарц до 1990 г. шла граница между Западной и Восточной Германиями.

4 В 1939 г. был снят одноименный фильм, о котором известный английский писатель Грэм Грин написал в рецензии: «Роман доктора Кронина о шахтерах ныне стал отличным фильмом – не помню ни одного английского фильма, что был бы лучше, чем этот».

5 В августе 1935 года бригада из забойщика Стаханова и двух крепильщиков за одну смену добыла 102 тонны угля при норме в 7 тонн, в 14 раз превысив норму и установив рекорд.

6 В энциклопедических словарях «золотой лихорадкой» (от англ. Gold Rush) называют неорганизованную массовую добычу золота (других драгоценных металлов), отличающуюся стихийным наплывом старателей и хищническими методами добычи.

7 Генерал Зуттер не выдуманная, а реальная фигура. Он родился в Германии в 1803 г., получил военное образование. В возрасте 31 года изза карточных долгов покинул семью, Европу и бежал в США. Здесь он организовал военное поселение, назвал его своим именем, присвоил себе звание генерала и пустился во «все тяжкие». По своей натуре этот человек действительно был первооткрывателем («пионером») и решительным авантюристом.

Ключевые слова: писатель, горного, углекопов, роман, события, культура, горняк, литература

Журнал "Горная Промышленность" №6 (111) 2013, стр.114