Группа компаний «Монотранс» Пять лет на рынке горной техники

В. Семерин, Группа компаний «Монотранс»

Группа компаний «Монотранс» совсем недавно отметила свое пятилетие. Срок совсем небольшой для любой организации, а тем более промышленного объединения. Однако даже за этот небольшой отрезок времени «Монотранс» сумел занять прочное положение на рынке и предлагает целый ряд услуг для угледобывающих предприятий.


Первые предприятия группы компаний занимались поставками монорельсовых транспортных систем из Чехии. По мере развития появилось собственное производство. Сначала было освоено производство подвесной монорельсовой дороги, а затем организовано сборочное производство дизель-гидравлических локомотивов и навесного оборудования к ним. Главная особенность всей продукции «Монотранса» - адаптация к условиям российских шахт. Многие детали и элементы оборудования специально усилены, что выгодно их отличает от зарубежных производителей. При этом стоимость продукции из Кузбасса, как правило, ниже.

Изначально собственное производство рассматривалось как способ снижения цены за счет уменьшения транспортных издержек. Логика такого решения проста. Кузбасс - один из центров Российской металлургии, и понятно, что изготовить нужный прокат дешевле на месте, чем везти его из Европы за тысячи километров. Анализируя работу техники, специалисты «Монотранса» нашли собственные конструктивные решения для ее модернизации. Таким образом, появилось сборочное производство дизелевозов. Комплектующие по-прежнему поставляются из Чехии, но сами машины имеют ряд конструктивных отличий, связанных с особенностями российских шахт.

После первой модели дизель-гидравлического локомотива ДПЛ-80, были разработаны еще несколько моделей, в том числе ДПЛ-140, который считается самым мощным дизелевозом в мире, и успешно себя зарекомендовал в условиях кузбасских шахт. Важно отметить, что параллельно с этим ведется разработка гидравлических подъемных устройств и прочего навесного оборудования. Оно также отличается своими характеристиками в связи с увеличением массы горного оборудования, применяемого шахтерами.

Эта работа не прекращается. В скором времени в ГК «Монотранс» надеются представить новые образцы техники, которая отвечает не только всем требованиям надзорных органов, но и запросам угольщиков. Кстати, сегодня техника из Кузбасса работает в крупнейших угольных компаниях в Кемеровской области, а также в Донбассе и Воркуте. В этом году локомотивы и подвесную дорогу приобрели горняки одного из предприятий Дальнего Востока.

Такая работа потребовала создания мощной сервисной службы, которая способна оперативно и качественно решить вопросы по обслуживанию оборудования. Впоследствии это стало одной из предпосылок создания нового направления работ. Модернизация производства - процедура затратная и порой компании вынуждены экономить на вспомогательных этапах производства. Каждый шахтер знает, что главное добыть уголь, сбыть его и подготовить фронт для дальнейшей работы. Поэтому не редко происходят перекосы. При наличии современнейших механизированных комплексов на предприятиях остается неразвитой внутришахтная транспортная инфраструктура, с опозданием готовятся узкоспециализированные горные выработки. На это просто не хватает людей и финансов. В Кузбассе нашли способ снизить затраты и получить все необходимое. Для этого использовали опыт ведущих мировых производителей угля.

Сегодня Группа компаний «Монотранс» предлагает целый комплекс услуг по организации внутришахтных перевозок, проведению горных выработок и монтажу горно-шахтного оборудования. Так называемый аутсорсинг - выполнение отдельных бизнес-процессов сторонними организациями - развит во всем мире. Однако на российских шахтах такие методы работы пока не нашли широкого применения. Как и в советские времена, многие шахты содержат огромный штат доставщиков, монтажников и прочих работников. Им приходится платить зарплату, обеспечивать необходимым инструментом, обучать их. В конце концов от этого увеличиваются налоги, да к тому же нужно руководить всеми процессами. Благодаря ГК «Монотранс» часть этих забот решается доволь-но просто. При заключении контракта предприятию достаточно приобрести подвесную дорогу, а ее монтаж обслуживание и эксплуатацию возьмут на себя специалисты группы компаний. Для перевозок предоставляется все необходимое оборудование вместе с экипажами и обслуживающим персоналом. Все перевозки ложатся на плечи подрядчика.

Благодаря более грамотной эксплуатации снижаются простои техники, у производителя всегда есть возможность обновлять парк техники и обеспечить производство тем, что необходимо в конкретном случае. Особенно это актуально во время перемонтажа очистных забоев. Габариты и масса оборудования с каждым годом растут. Содержать мощную технику, которая используется считанные дни в году, примерно также выгодно, как перевозить карьерным самосвалом мешок картошки. Проще и дешевле арендовать эту технику вместе со специалистами. Опыт показывает, что такое сотрудничество позволяет экономить средства и сократить сроки работ. В ГК «Монотрансе» готовы сделать эти работы, что называется «под ключ», начиная от проведения монтажных и демонтажных выработок, усиления их крепления, заканчивая строительством подвесной дороги, необходимыми перевозками, и собственно, монтажом и демонтажом самого оборудования. Естественно все эти работы ведутся и согласуются с заказчиком.

Хочется отметить один интересный факт - подобное сотрудничество позволяет повысить безопасность горных работ и снизить количество нарушений, которые так часто обнаруживают контролирующие органы. Объясняется все просто - взаимодействие с подрядчиком подталкивает руководство шахты к более тщательному выполнению своих обязанностей. Усиливается контроль за рабочими и состоянием горных выработок, так как его осуществляют инженерно-технические работники сразу двух организаций. И подрядчик, и заказчик вынуждены максимально точно соблюдать правила промышленной безопасности. В противном случае порой просто невозможно выполнить поставленную задачу. Как показывает практика, даже если возникают разногласия, то найти общий язык и решить проблему всегда можно, а результат - выгоду получат обе стороны.

Сегодня лозунг Группы компаний «Монотранс»: «Аутсорсинг - безопасность первична»! Это не просто слова, но и основой принцип деятельности. Накопленный опыт позволяет говорить, что описанный выше подход к организации производства позволяет серьезно повысить эффективность угледобывающих предприятий. Кроме этого есть огромное количество примеров, которые могут помочь найти повод для сотрудничества, но о них мы планируем рассказать в ближайшем будущем.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2008, стр.6