ЗАО «ЯРОВИТ Моторс» наращивает участие в развитии горнодобывающего сектора экономики Республики Карелия

М.Н. Котровский

Актуальность и пути решения этой задачи обсуждались на конференции «Автомобили YAROVIT для строительной и добывающих отраслей», прошедшей 21 декабря 2007 г. в г. Петрозаводске (Республика Карелия).
Транспортная ситуация

Когда горняки современных рудных и угольных горнодобывающих предприятий говорят о подвижном составе карьерного транспорта, обычно, т.е. на 85-95%, при этом подразумеваются автомобили-самосвалы грузоподъемностью от 40-42 т до 220 т и более.

В последние несколько лет потолок грузоподъемности карьерных самосвалов, использующихся, например, на пред-
приятиях России и других горнодобывающих стран СНГ поднялся до уровня 280-320 т. Существенный рывок в росте единичной мощности карьерных самосвалов «подтянул» и нижнюю границу типоряда: с 27-30 т она поднялась до 42-45 т. Именно такой диапазон грузоподъемности охватывает типоразмерный ряд жесткорамных самосвалов, освоенных производством на РУПП «БЕЛАЗ» - главном производителе карьерных самосвалов для стран СНГ и зарубежья.

Такая динамика нижней и верхней границ грузоподъемности привела к образованию «бреши» в диапазоне грузоподъемности с 27-30 до 40-42 т в типоразмерном ряду карьерных самосвалов, в которую попали самосвалы, традиционно и стабильно составляющие транспортный парк многих карьеров по добыче нерудного сырья и природных материалов для промышленности стройматериалов.

Следует отметить, что эту «брешь» РУПП «БЕЛАЗ» стремится закрыть производством шарнирно-сочлененных самосвалов грузоподъемностью 36 т, а также самосвалов грузоподъемностью до 48 т на мощностях своего нового филиала - автозавода МоАЗ. Здесь же расширяется выпуск полноприводных жесткорамных двухосных самосвалов грузоподъемностью 23-25 тонн.

В ситуации, когда серийное производство шарнирно-со-члененных самосвалов еще не налажено, естественным для малых карьеров и карьеров промышленности стройматериалов остается переход к использованию карьерных самосвалов «БЕЛАЗ» большей грузоподъемности, т.е. 42-45 тонн.

Как бы то ни было, но основной, а, главное, неустранимый недостаток всех рассмотренных самосвалов заключается в том, что они карьерного типа(!). А это значит, что для них закрыт выезд на все дороги общего пользования, так как по ним допускается движение машин с нагрузкой на ось, не превышающей 8 тонн!

Этот ограничивающий барьер преодолевается просто: на карьерах создаются склады для перегрузки полезных ископаемых из карьерного в подвижной состав железнодорожного транспорта или в другие виды транспорта общего назначения. Понятно, что с этим сопряжены дополнительные затраты, которые включаются в себестоимость продукции. Если для рудных и угольных карьеров с годовой производственной мощностью от одного до нескольких миллионов, а тем более десятков миллионов тонн (или куб. м) полезного ископаемого, такое решение становится вполне экономически оправданным, то горным предприятиям малой и средней мощности - экономически чувствительным к любым дополнительным промежуточным звеньям в технологической цепи - это добавляет много «неудобств». И в первую очередь, предприятиям по добыче природного сырья для производства строительных материалов. Многие из них стремятся, если позволяет тип полезного ископаемого, работать по технологической схеме «забой экскаватора - автосамосвал - потребитель». А так как потребитель редко располагается неподалеку от карьера, транспортирование полезного ископаемого приходится осуществлять по сети дорог общего пользования, что вынуждает применять самосвалы, имеющие соответствующий допуск.

Кроме некоторых марок импортируемых самосвалов (MAN, Volvo, Scania, Mercedes и др.), к таким машинам относятся самосвалы МАЗ, КамАЗ, а с недавних пор, и медленно возрождающиеся КрАЗы (в Украине) и модернизированные УралАЗы (в России). Однако ни традиционные отечественные (и стран СНГ), ни зарубежные модели самосвалов не сулят коренного улучшения вопроса прямого транспортирования сырья из забоев карьеров промышленности стройматериалов (и других полезных ископаемых) по дорогам общего пользования по причинам относительно небольшой их грузоподъемности и низкой топливной экономичности.

К тому же главное достоинство этих машин никак не избавляет от основного их недостатка - они не относятся к категории карьерных в классическом понимании. Поэтому их грузоподъемность сравнительно мала, а объем кузова, как правило, не создает технологически оптимальной пропорции с емкостью ковша экскавационно-погрузочной машины. Кроме того, они не имеют должной защиты кабины от падающих кусков и оснащаются шинами, быстро изнашивающимися при движении по карьерным дорогам. Рама и кузова большинства этих машин не рассчитаны на тяжелые карьерные и дорожные условия, на динамические и истирающие нагрузки от крупнокусковой скальной и абразивной породы.

И пока отечественная промышленность не наладила выпуск универсального самосвала большой грузоподъемности, допущенного на дороги общего пользования, применение самосвалов типа КамАЗ, МАЗ, КрАЗ и УалАЗ (и некоторых зарубежных марок) в карьерах до 2004 г. оставалось единственным вариантом для решения транспортной задачи.

А выход есть

Начиная с 2004 года, открылась реальная перспектива кардинального улучшения ситуации в этой сфере. Она напрямую связана с вводом в действие нового автомобильного завода «ЯРОВИТ Моторс» в Санкт-Петербурге.

Развитие строительных программ в стране, особенно динамичное в последние пять лет, предопределило резкий рост спроса на облицовочный, мостовой и бордюрный природный камень, на высокопрочный щебень, песчано-гравийную смесь и другие виды природных строительных материалов. Как показывает анализ горно-технических и географических условий действующих карьеров, а также готовящихся к освоению месторождений в Северо-Западном регионе России, большинство из них осуществляют (или будут осуществлять) прямые перевозки сырья из забоев до пунктов отгрузки потребителям по автодорогам (грунтовым и шоссейным) на расстояния до 20-35 км и более. Экономически оправданные решения транспортной задачи в подобных условиях возможны за счет использования самосвалов большой грузоподъемности комбинированного типа, т.е. способных работать в карьерах и передвигаться с высокой скоростью по грунтовым и асфальто-бетонным дорогам общего пользования. К такому типу машин относятся многоосные самосвалы и другая техника на многоосных шасси, производство которых развернуто на заводе «ЯРОВИТ Моторс» с 2004 года.

К концу 2007 г. на стапелях завода освоена сборка многоосных шасси, и на их базе налажено производство автомобилей-самосвалов грузоподъемностью от 25 до 43 т (см. табл.) и других спецмашин повышенной проходимости. Среди сегодняшних потребителей автомобилей YAROVIT нефтедобытчики, лесоразработчики и горнодобывающие предприятия по добыче угля, руд и нерудных полезных ископаемых. К числу последних относится все большее количество карьеров (как действующих, так и перспективных) Карелии, отрабатывающих месторождения гранитов, гней-со-гранитов, гранодиоритов, кварцевых диоритов и др. типов крепких горных пород и производящих широкую гамму классов особопрочного щебня.

Самосвалы YAROVIT - в Карелии

Учитывая динамику спроса и планируемое, как минимум, утроение производства щебня в Карелии (до 30 млн. м3 в год) в ближайшие годы, о котором рассказал Министр промышленности и природных ресурсов Республики Карелия Л.Ю. Шустов на совещании руководителей горнопромышленного комплекса, состоявшемся в рамках выставки «Карельский камень» (11-12 декабря 2007 г.), можно быть уверенным, что потребность в универсальных самосвалах YAROVIT будет только расти.

Эта перспектива обсуждалась на потребительской конференции, проведенной в г. Петрозаводске 21 декабря 2007 г. на базе карьера «Прионежский габбро-диабаз» и Технического центра ООО «Грузомобиль». Во время работы конференции
состоялась презентация четырехосного с колесной формулой 8x6 самосвала YAROVIT Gloros A5401D (грузоподъемностью 34.7 т), очередного из изготовленных по заказу этого предприятия.

В Карелии первые автомобили YAROVIT появились недавно (август 2007 г.), поэтому презентация вызвала большой интерес со стороны строительных, добывающих и транспортных компаний, СМИ, министерств и ведомств Республики Карелия.

На презентации присутствовали Министр промышленности и природных ресурсов Республики Карелия Л.Ю. Шустов, зам. Министра строительства РК Н.В. Скресанов, Вице-президент торгово-промышленной палаты РК А.В. Шамшин, а также представители 20 компаний Республики Карелия.

Так, по оценкам Л.Ю. Шустова для широкого распространения техники с маркой YAROVIT в экономике Республики складываются вполне благоприятные условия. Во-первых, в лесопромышленном, традиционном ведущем секторе, и, во-вторых, в горнопромышленном, которому в 2008 г. в Республике уделяется повышенное внимание, а также в строительстве. В частности, только из республиканского бюджета в горнодобывающий сектор в 2008 г. будет направлено не менее 8 млрд. руб. инвестиций, впервые на уровне, равном инвестициям в лесопромышленный комплекс.

С учетом же ожидаемых частных инвестиций в производство природных стройматериалов, в первую очередь, щебня, и на фоне лавиноподобного спроса на эти материалы объектами, возводимыми в России только по общенациональным и региональным программам, динамика развития горнодобывающей отрасли Карелии прогнозируется небывало высокой.

По общему мнению руководителей отраслевых министерств и ведомств Республики в таких условиях разумной альтернативы автомобилям производства завода «ЯРОВИТ Моторс» нет, и высокий спрос на универсальные транспортные машины YAROVIT со стороны предприятий трех ведущих отраслей республиканской экономики и фирм Северо-Западного региона России, без преувеличения будет обеспечен.

Учитывая открывающуюся перспективу, специалисты завода «ЯРОВИТ Моторс» предпринимают меры по развитию не только сбытовой сети, но и опережающему созданию современного сервиса своих машин. Эти аспекты стали центральными в докладах на конференции. Участники конференции, среди которых были представители предприятий, уже эксплуатирующих самосвалы YAROVIT и потенциальных покупателей, после знакомства с устройством автомобиля и техническим сервис-центром заслушали доклады А.В. Мороза, коммерческого директора ЗАО «ЯРОВИТ Моторс», А.Г. Бредеца, директора технического центра ООО «Грузомобиль» и В.И. Набоки, зам. директора ООО «При-онежский габбро-диабаз».

В частности, А.В. Мороз, напомнив об истории зарождения идеи самосвалов и главной цели завода - организация производства автомобилей повышенных нагрузок, удовлетворяющих потребности клиентов в качественных грузовых автомобилях и сервисных услугах, позволяющих эффективно использовать технику в течение всего жизненного цикла, - сообщил, что в настоящий момент компания «ЯРОВИТ Моторс» предлагает рынку автомобили с колесными формулами 10x8, 8x8, 8x6, 8x4, 6x6, которые адаптированы к жестким условиям эксплуатации в лесо- и горнодобывающих отраслях, в строительстве и металлургии.

Модельный ряд автомобилей семейства YAROVIT сформирован на основе полноприводных шасси с колесными формулами - 6x6, 8x8, и 10x8. На базе этих шасси строятся различные по функциональному назначению автомобили: седельный тягач, самосвал, буровая установка, лесовоз, миксер и другие. Краткая характеристика типоряда самосвалов YAROVIT представлена в табл. 1.

В зависимости от компоновки, выпускаемые заводом «ЯРОВИТ Моторс» автомобили подразделяются на три семейства:

• GLOROS - грузовые автомобили для дорожного и внедорожного использования с компоновкой КНД (кабина над двигателем);

• DOGMUS - грузовые автомобили для дорожного и внедорожного использования с компоновкой КК (капотная компоновка);

• ORDEX - грузовые автомобили специального назначения с компоновкой КВД (кабина, вынесенная перед двигателем).

Во всех исполнениях и моделях автомобилей YAROVIT используются высококачественные агрегаты и узлы зарубежного и собственного производства, которые обеспечивают высокий технический уровень автомобиля, ставящий его в один ряд с лучшими грузовыми автомобилями европейского производства.

Важнейшие конкурентные преимущества автомобилей YAROVIT заключаются в высокой проходимости, надежности и большой, характерной только карьерным самосвалам, грузоподъемности (от 25 до 43 тонн).

Самосвалы YAROVIT, сочетающие большую грузоподъемность, характерную для карьерных самосвалов и высокую экономичность и быстроходность (свойственную автомобилям общего назначения), обеспечивают существенно большую эффективность выполнения транспортной работы, чем классическими карьерными самосвалами БелАЗ-7548 (42 т) и БелАЗ-7547 (45 т). Вместе с тем, самосвалы YAROVIT имеют габариты, удовлетворяющие требованиям для дорог общего пользования.

Высокая проходимость автомобилей обеспечивается многообразием вариантов построения их трансмиссии, эффективной системой блокировки дифференциалов, центральной системой накачки шин, оригинальной конструкцией управляемых мостов.

Подробно рассказав о модельном ряде автомобилей, А.В. Мороз подчеркнул, что, во-первых, высокое качество и надежность автомобилей YAROVIT обеспечивается технической политикой предприятия, предполагающей комплектование автомобиля только такими системами, агрегатами и узлами, качество которых соответствует мировому уровню; во-вторых, в конструкцию автомобилей заложен широкий спектр опций, который позволяет реализовать идею удовлетворения индивидуальных потребностей покупателей; в-третьих, в отличие от многих европейских производителей, рассматривающих в качестве базовых многоосных моделей грузовиков шасси с минимальным количеством ведущих осей, базовые модели YAROVIT являются полноприводными, ориентированными на опционирование по схеме «от сложного - к простому».

Рулевое управление всех самосвалов оборудовано двух-контурной (дублированной) схемой гидроусиления для обеспечения работоспособности в аварийных ситуациях. Каждое поворотное колесо имеет силовые цилиндры.

Все самосвалы оснащены рулевым механизмом ZF Lenksysteme и травмобезопасной рулевой колонкой с регулировкой по высоте и углу наклона. Топливная система включает стальной бак объемом 400 л с антикоррозионным покрытием внутренней полости и пробкой со встроенным замком, фильтр грубой очистки типа SEPAR 2000/10. Тормозная система на самосвалах - двухконтурная с пневмоприводом и системой ABS (антиблокировочная система тормозов) фирмы WABCO, привод стояночного тормоза - на колеса задней тележки.

Кабина самосвалов - двухместная, опрокидывающаяся вперед; привод опрокидывания - гидравлический. Подвеска кабины - четырехточечная с амортизаторами, пружинами и стабилизатором боковой устойчивости. Водительское кресло - на пневмоподвеске, с трехто-
чечными ремнями безопасности. Кабина имеет вентиляционный люк на крыше, сдвижные боковые форточки и электроуправляемые и обогреваемые зеркала.

Платформа самосвалов - кузовного типа с разгрузкой через задний борт, обогреваемая выхлопными газами. Задний борт имеет автоматический механический привод открывания. Для подъема кузова используется гидропривод фирмы HYVA.

Важнейшая особенность самосвалов YAROVIT, изготавливаемых по заказам горных и строительных предприятий, состоит в том, что их кузова изготавливаются из листовой износостойкой стали HARDOX 400 (днище) и DOMEX 690 (борта) толщиной соответственно 8 мм и 6 мм. Конструкцией самосвалов предусмотрен широкий набор опций, включающий двигатель Cummins ISM 420 30 Euro3, системы кондиционирования воздуха в кабине, контроля расхода топлива, контроля давления в шинах, контроля и индикации нагрузки по осям автомобиля, автоматической смазки. Кроме того, по заказу потребителей самосвалы могут быть укомплектованы кузовным тентом, дополнительным независимым отопителем кабины, подогревателями аккумуляторного ящика, двигателя, топливных фильтров и топливозаборника.

Стандартная комплектация самосвалов-углевозов А5402D предусматривает установку двигателя Cummins ISM 42030 Euro3 мощностью 306 кВт при 1900 об/мин с максимальным крутящим моментом 2010 Н-м при 1200 об/мин, в остальных моделях - двигателя Deutz B F 6M 1015C Euro2 мощностью 300 кВт при 1200 об/мин. с максимальным крутящим моментом 1960 Н-м при 1200-1300 об/мин. По спецзаказу потребителя на самосвалах вместо двигателя Deutz могут быть установлены двигатели Cummins, а на углевозах вместо Cummins могут быть установлены Deutz.

Конструкция трансмиссии всех самосвалов максимально унифицирована благодаря использованию:

- сухого однодискового сцепления с пневмогидравлическим усилителем ZF-SachsMFZ-430;

- 16-ти ступенчатых синхронизированных коробок передач ZF 16 S 221 Ecosplit (на моделях A 5501D и A5401D) и ZF 16 S 2520 TO Ecosplit (на всех остальных моделях);

- двухступенчатой, с постоянно включенным передним приводом, раздаточной коробкой ZF-Steyr VG 2000 (на полноприводных моделях) и ZF-Steyr VG 2000/300 (на пя-тиосной A 7801 D);

- передних осей (в полноприводных модификациях) SISU Axles FSDP- 10-S ведущих, управляемых с колесными редукторами и блокировкой дифференциала; в остальных модификациях - не ведущих управляемых SISU AXLES FSFN-10-S или SISU FSND-09-S (на всех моделях кроме A7801D);

- задних ведущих осей SISU Axles FRDP(FRMP)-16-S с колесными редукторами и блокировкой дифференциалов (на всех моделях, кроме A7801D).

На всех моделях, кроме A7801D, передняя подвеска - зависимая, на полуэллиптических малолистовых рессорах с необслуживаемыми резинометаллическими шарнирами, с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя подвеска - рессорно-балансир-ная на полуэллиптических многолистовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости на задней оси самосвала.

В заключение, А.В.Мороз сообщил, что современная сеть станций техобслуживания автомобилей YAROVIT включает города Санкт-Петербург, Москва, Вязьма, Нефтеюганск и сертифицированные СТО в других районах, с которыми завод имеет соответствующие партнерские соглашения.

Системе гарантийной и послегарантийной сервисной поддержке автомобилей YAROVIT в Республике Карелия был посвящен доклад А.Г. Бредеца, (директора ООО «Грузомо-биль», Петрозаводск), одного из техцентров, с которым завод заключил соглашение. В соответствии с этим соглашением в гарантийный период СТО выполняет все виды технического обслуживания (предпродажная подготовка - проводится бесплатно силами завода): ТО при пробеге 5000 км

- за счет потребителя; ТО-1 и ТО-2 за счет потребителя. После окончания гарантийного срока (табл. 2) завод допускает производство сервисного обслуживания автомобилей как сертифицированными, так и не сертифицированными СТО на усмотрение конкретного потребителя машин YAROVIT.

В целях обеспечения потребителей оригинальными запчастями к машинам YAROVIT их поставка осуществляется только через сеть СТО, которые выполняют сервисное обслуживание автомобилей YAROVIT.

Всем потребителям своей продукции завод «ЯРОВИТ Моторс» предлагает курсы обучения водителей и механиков по 12-ти часовой и 60-ти часовой программам, соответственно.

Обученные специалисты могут быть аттестованы, по согласованию с заводом, для проведения ТО автомобилей в гарантийный период.

Об опыте использования автомобилей YAROVIT в камне-добывающем карьере «Прионежский габбро-диабаз» рассказал Зам. Директора предприятия В.И. Набока. К настоящему времени на карьере находятся в эксплуатации три самосвала: один выпущен в 2004 г., два - в августе 2007 г.

Все автомобили - на четырехосном шасси. Какое-то время один из самосвалов эксплуатировался в паре с прицепом на перевозках щебня до бункера потребителя на расстояние до 15 км. Два другие, оснащенные усиленным (без заднего борта) кузовом, перевозят горную массу из забоев, где работают гидравлические экскаваторы, до перегрузочного карьерного склада.
Все автомобили показали высокую эксплуатационную надежность. Два из них - вообще не имели каких-либо существенных отказов и поломок, приводящих к снижению коэффициента технической готовности машин.

На самосвале 2004 г. выпуска, за 80 тыс. км пробега были отмечены поломки рессоры, тросика газа и генератора. Отметил, что с учетом опыта эксплуатации самосвала с прицепом, специалисты карьера внесли предложения по радикальному совершенствованию узла стыковки (которые сейчас изучаются на заводе YAROVIT) с целью снижения трудоемкости и времени на операции сцепки и расстыковки. Несмотря на то, что шины типа Off-Road, устанавливаемые на самосвалах в целом неплохие, для условий габбро-диабазового карьера все-таки необходимы более износо- и порезос-тойкие с протектором карьерного типа. Кроме того, опыт эксплуатации самосвалов показал, что для облегчения управления маневрированием машины задним ходом, особенно в условиях плохой видимости и в ночное время, их целесообразно оборудовать задней фарой-прожектором.

Практика использования самосвалов YAROVIT в Прионеж-ском габбро-диабазовом карьере показала их высокую эффективность, надежность и соответствие требованиям, предъявляемым к карьерному и магистральному видам транспорта.

В ходе дискуссии участники конференции отметили, что, наряду с главным и неоспоримым преимуществом самосвалов YAROVIT, как универсального транспорта для горных предприятий, доставляющих свою продукцию из забоев напрямую к потребителям по дорогам общего пользования, имеются дополнительные конкурентные преимущества, подтвержденные практикой их эксплуатации: высокие грузоподъемность, маневренность и проходимость при очень хороших скоростных свойствах, и высоконадежных тормозной и гидравлической системах. И все эти достоинства дополняются малым удельным расходом топлива, обеспечиваемым в т.ч. экономичным двигателем фирмы Deutz.

По завершению презентации и конференции участники ознакомились с работой автомобилей YAROVIT в карьере ООО «Прионежский габбро-диабаз». Переговоры, проводившиеся во время презентации с руководителями, главными инженерами и механиками предприятий определили перспективы их тесного сотрудничества с автомобильным заводом «ЯРОВИТ Моторс». В марте 2008 г. на карьере «При-онежский габбро-диабаз» ожидается презентация самосвала YAROVIT A7803D, самого крупного в типоразмерном ряду, грузоподъемностью 42 тонны.

Конференция показала, что на российском рынке специального транспорта для горной промышленности продукция завода «ЯРОВИТ Моторс» занимает все большую долю, уверенно закрепляя свои позиции в этом секторе экономики.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2008, стр.69