ОАО «Копейский машиностроительный завод» Современная техника для горной промышленности

ОАО «Копейский машиностроительный завод» (ОАО «КМЗ») в настоящее время входит в группу лидеров рынка горнопроходческой и проходческо-очистной техники для угольной промышленности и калийных рудников в Российской Федерации и ближнем зарубежье. Оборудование с маркой завода по-прежнему эксплуатируется на шахтах Донбасса, Кузбасса, Воркуты, Сибири, при добыче алмазов в Якутии, на калийных рудниках России, Казахстана, Белоруссии и Украины, а также на шахтах Словении, Румынии, Вьетнама и других стран.

На сегодняшний день номенклатура ОАО «КМЗ» включает в себя более 30 наименований различного оборудования. Основной продукцией остаются проходческие комбайны, погрузочные и буропогрузочные машины для проведения подготовительных горных выработок в угольных шахтах, проходческо-очистные комбайны для добычи калийной соли.

В настоящее время в угледобывающей отрасли сохраняется тенденция к уменьшению количества шахт при общем росте угледобычи за счет комплексного оснащения предприятий высокопроизводительной и надежной проходческой, добычной и транспортировочной техникой. Учитывая жесткую конкуренцию со стороны иностранных производителей горного оборудования, коллектив ОАО «КМЗ» постоянно совершенствует продукцию, стремясь удовлетворить запросы потребителей в качественной, надежной и производительной технике российского производства. Создавая новые и улучшая существующие проходческие комбайны, завод преследует основную цель - «качество по разумной цене».

Примером этого могут служить модернизированные комбайны: КП21 и 1ГПКС, а также новый комбайн тяжелого класса КП200.

Проходческий комбайн КП21


Ставший широко известным как в России, так и за ее пределами относительно новый комбайн КП21, постоянно совершенствуется заводом, тем самым повышая его технический уровень. Специалистами завода совместно с фирмой «Ильма» (Томск) разработана и внедрена система дистанционного управления проходческого комбайна КП21.

Повышению технического уровня комбайна вместе с тем способствовали:
- установка регулируемых гидромоторов на привод хода, позволяющих увеличить скорость перемещения комбайна до 10 м/мин;
- применение в питателе высокоэффективных уплотнений Goetze (Германия), позволяющих существенно увеличить ресурс комбайна; применение в кинематически не связанных приводах высокомоментных гидромоторов фирмы Danfoss, что упростило конструкцию редукторов и улучшило их ремонтопригодность.

Комбайн КП21 был трижды удостоен Золотых медалей и Дипломов I степени на международных выставках «Экспо-Уголь» и «Уголь России и Майнинг», проходивших в Кемерове и в Новокузнецке.

Проходческий комбайн 1ГПКС


За последнее время также претерпел ряд значительных усовершенствований проходческий комбайн 1ГПКС. Наиболее важное из них - переоборудование привода хода с электрического на гидравлический, позволяющий работать в обводненных забоях.

В числе других изменений в конструкции. комбайна нужно отметить следующее:

- оснащение серийно выпускающихся машин новым унифицированным погрузочным органом (питателем) со
сменными лапами и дисками;

- улучшение конструкции скребковой цепи;

- освоение серийного производства нового перегружателя мостового типа.


Комбайн КП200

С целью расширения области применения проходческих комбайнов в более крепких породах заводом сконструирован и изготовлен тяжелый комбайн КП200 массой до 75 т. Он предназначен для отбойки и погрузки горной массы при проведении выработок арочной, трапециевидной и прямоугольной форм с площадью сечения от 14 до 39 м2 в проходке, с углом наклона ± 12° по углю и смешанному забою с пределом прочности пород при одноосном сжатии Осж < 120 МПа.

Первый комбайн КП200 отгружен в ОАО «Воркутауголь». Изготовлен и успешно эксплуатируется на строительстве Екатеринбургского метрополитена комбайн КП200Т массой 105 т, способный проходить выработки сечением до 52 м2 породам прочностью при одноосном сжатии осж < 120 МПа.

Самоходный вагон В15К

Одним из новых видов продукции ОАО «КМЗ» стал самоходный вагон В15К. За прошедшие годы специалисты завода изготовили экспериментальный образец, а затем еще два опытных образца вагона В15К, которые были испытаны в условиях СКРУ3 ОАО «Сильвинит». В ходе испытаний удалось проверить в промышленных условиях работоспособность нового (для завода) вида продукции и выявить основные недостатки, что в дальнейшем способствовало доработке и совершенствованию отдельных элементов вагона конструкции В15К.

Доработки, выполненные по результатам промышленных испытаний, позволили одному из вагонов достичь производительности 800 тонн за смену и 1700-1800 т/сутки.

Самоходный бункер-дозатор БДС-16

В рамках подписанного протокола о сотрудничестве с Сибирским Деловым Союзом отдел главного конструктора с июня прошлого года работает над проектом самоходного бункера-дозатора (БДС-16). Новая машина станет недостающим звеном в цепочке оборудования для комплексной механизации технологических процессов проведения подготовительных выработок.
По замыслу разработчиков машина будет оборудована конвейером скребкового типа, гусеничным ходом с гидроприводом, электрическими и гидравлическими системами. Конструкция БДС-16 предусматривает высокую унификацию электрических и гидравлических комплектующих с серийными машинами, выпускаемыми заводом.

В соответствии с пожеланиями заказчика ходовая часть БДС-16 будет выполнена на ходовых тележках комбайна 1ГПКС. Кроме того, в конструкции бункера-дозатора будут использоваться детали и узлы самоходного вагона В15К.

Журнал "Горная Промышленность" №2 2008, стр.12