Подготовка специалистов среднего звена для горной промышленности Урала

О.В. Тарасюк, к.п.н., профессор Российского государственного профессионально-педагогического университета;

Е.В. Осколкова, студентка Уральского государственного колледжа имени И.И. Ползунова (Екатеринбург)

Развитие нашей страны и отдельных ее регионов, переход от сырьевой модели экономики к инновационной требуют становления конкурентоспособной отечественной промышленности и социальной сферы. Происходящие при этом изменения в технологии, в системе трудовых отношений обусловливают постоянный рост профессионально-квалификационных и других требований со стороны работодателей, что в свою очередь диктует необходимость изменений в кадровой политике.

Структурные изменения в российской экономике и сфере занятости населения диктуют требования со стороны работодателей и рынка труда к уровню квалификации кадров, их профессиональной компетентности. Это влечет за собой кардинальные изменения в содержании и организации образовательного процесса будущих специалистов в системе среднего профессионального образования.

Являясь одним из составных элементов социально-экономической системы, профессиональное образование формируется и развивается в соответствии с целостным процессом экономического и культурного развития под влиянием исторических традиций, существующего уровня развития общества. Ведущую роль профессионального образования можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны – формирование интеллектуального, культурного и нравственного уровня общества в целом, с другой – воспроизводство и развитие его экономического потенциала путем реального наполнения профессионально-квалификационной структуры занятости в сфере труда.

Отличительная особенность профессионального образования, в сравнении с общим, состоит в том, что профессиональное образование развивается в тесном взаимодействии со сферой труда, а следовательно, со всеми отраслями экономики и социальной сферы. Ученые, исследующие профессиональное образование, отмечают, что первичной во взаимосвязи «трудобразование», является сфера труда с присущей ей профессионально-квалификационной структурой. В результате появляется объективная потребность в кадрах определенного уровня и профиля образования, для удовлетворения которой общество создает адекватную систему образования.

Среднее профессиональное образование (СПО) – один из уровней профессионального образования, который находится в образовательной системе между образованием, направленным на подготовку квалифицированных рабочих кадров (начальное профессиональное образование), и академическим (высшим) профессиональным образованием. Такое положение определяет специфику этого образовательного уровня, являющегося, с одной стороны, практико-ориентированным образованием, с другой стороны, послесредним образованием – довузовским высшим образованием.

Таким образом, СПО сочетает в себе направленность на подготовку кадров, имеющих знания и навыки, позволяющие им выполнять широкий круг функций практико-ориентированного характера, самостоятельно принимать решения по различным вопросам, возникающим в профессиональной деятельности.

В современных условиях значительно изменяются роль, место и функции кадров с СПО. Это связано прежде всего с модернизацией производства и социальной сферы, соответствующим повышением востребованности и качественным обновлением содержания труда практико-ориентированных работников.

Важнейшая тенденциия развития современного СПО заключается в совершенствовании его содержания в соответствии с меняющимися запросами личности, потребностями экономики и социальной сферы,а также в развитии наукоемких и информационных технологий.

Демократизация образования, децентрализация управления образовательными учреждениями, появление свободы при формировании содержания образования работниками региональных органов управления образованием и сотрудниками государственных и негосударственных учебных заведений потребовали государственного регулирования этих процессов с целью обеспечения единого образовательного уровня выпускников, подтвержденного государственным документом об образовании.

Развитие производственных процессов предполагает изменения в содержании и структуре профессиональной деятельности специалистов разных профилей. Обладая высоким уровнем профессиональных компетенций, специалист способен находить рациональные решения в сложных профессиональных ситуациях, что значительно улучшает результаты его деятельности. Один из наиболее эффективных путей подготовки такого специалиста состоит в модернизации содержания СПО на основе компетентностного подхода, способствующего формированию профессиональных компетенций будущих специалистов.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов СПО, разработанных на основе компетентностного подхода – это процесс, который направлен на создание основополагающих нормативных документов в области образования. Компетентностный подход в данном случае представляет собой способ достижения нового качества профессионального образования благодаря приведению в соответствие характеристик молодого специалиста его личностным, а также производственным и общественным потребностям. В связи с этим актуальным становится формирование профессиональных компетенций при подготовке будущих специалистов в образовательных учреждениях системы СПО. К числу ведущих колледжей нашей страны относится Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова, находящийся в городе Екатеринбурге и осуществляющий подготовку специалистов среднего звена по 26 специальностям СПО.

История этого колледжа одного из первых в России средних профессиональных учебных заведений – начинается в эпоху Петра I, с 1721 года, когда по инициативе В.Н. Татищева были открыты словесные и арифметические школы при Алапаевском, Кунгурском и Уктусском казенных заводах. Далее в 1724 году на базе Уктусской школы организована Екатеринбургская горнозаводская школа, ставшая крупным учебным комплексом Урала, характеризующимся расширенной программой школы, которая кроме общеобразовательных предметов, включала и специальные дисциплины: маркшейдерское искусство; артиллерию; механику; архитектуру; металлургию. Школа обеспечивала заводы Урала и Сибири «наилучшими горными людьми».

Среди выпускников этой школы был Иван Ползунов, создатель первой паровой машины для заводских нужд. Изобретения другого выпускника, Козьмы Фролова, на столетия опередили инженерно-техническую мысль того времени. Руководя горными работами на Березовских промыслах, он изобрел промывальную машину, значительно ускорившую обработку толченых руд. Работая на Колывано-Воскресенских заводах, Козьма Фролов построил гидросиловые установки и первые в России заводы-автоматы.

11 (23) мая 1847 года «Положением о штатах главного правления уральских горных казенных заводов Уральского хребта» установлена новая система горнотехнического образования, и Екатеринбургская горнозаводская школа преобразована в Уральское горное училище, которое стало обеспечивать горнозаводскую промышленность Урала квалифицированными техническими кадрами.

Училище подготовило более 800 специалистов, деятельность которых на горных и металлургических предприятиях России отмечена в истории отечественной промышленности. Например, А.М. Соловьев – пионер мартеновского производства на Урале; В.Е. Рогожников – изобретатель нового способа производства высшего по качеству в Европе магнезита, и многие другие.071 1

С января 1918 года Уральское горное училище вступило в пору реформ. Оно стало называться Уральским рабочим политехникумом. В течение следующих 10 лет (1918–1928 гг.) это учебное заведение неоднократно преобразовывалось и получало новые названия: Уральский практический горнозаводской и строительный институт (1919–1924 гг.), Уральский практический горнозаводской и строительный техникум (1924–1926 гг.), Уральский индустриальный техникум (1926–1928 гг.).

С 1928 года техникум стал называться Свердловским горнометаллургическим. На его базе в Екатеринбурге были открыты новые профессиональные учебные заведения: Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж; Уральский государственный межрегиональный колледж строительства, архитектуры и предпринимательства; Екатеринбургский техникум химического машиностроения и др.

В 1947 году Президиум Верховного Совета СССР, оценив заслуги коллектива техникума и его выпускников перед Россией и в связи со 100-летием со дня основания учебного заведения, издает указ о присвоении техникуму им. Ивана Ивановича Ползунова и награждает учебное заведение высокой наградой – орденом Трудового Красного Знамени.

В ноябре 1995 года приказом Комитета РФ по металлургии техникум реорганизован в Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова.

Для расширения диапазона образовательной деятельности в колледже, кроме ряда таких специальностей, как «Маркшейдерское дело», «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», «Металлургия цветных металлов» и др., подготовка специалистов среднего звена осуществляется по специальностям «Право и организация социального обеспечения», «Реклама», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Страховое дело», «Туризм» и другим.

Важнейшей задачей Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова, является обеспечение условий успешной адаптации и социализации выпускников, возможной при формировании у них требуемого ФГОС уровня как профессиональных, так и общих компетенций.

Для этого в колледже, наряду с образовательным процессом, работают:

- творческие студии (театральная, вокальная, танцевальная, студия ведущих);

- спортивные секции (баскетбол, футбол, волейбол, настольный теннис, шейпинг, стендовая стрельба). Работа по физическому воспитанию в колледже организована с учётом индивидуальных физических возможностей и наклонностей студентов, поэтому они с удовольствием занимаются в спортивных секциях. Студенты активно участвуют в спортивных мероприятиях, которые проходят в колледже во время декад отделений, а также в спортивных мероприятиях города и области, занимают призовые места.

Активно функционирует орган самоуправления студентов – профессиональная команда «Лидер», служащая связующим звеном между студентами и руководящим составом, вся работа которого ведется в тесном контакте с преподавателями и администрацией колледжа.

Особое значение придается студенческому педагогическому отряду «Горняк», который с 2002 года основан на базе горного и электротехнического отделений колледжа. Это связано с тем, что члены отряда являются не только организаторами дискотек в колледже, но и выезжают работать в летний лагерь в качестве вожатых, что накладывает на них особую ответственность.

Отмечая основные направления работы Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова, следует отметить, что приоритетом его деятельности было и остается повышение качества подготовки специалистов среднего звена как для предприятий горной промышленности Урала, так и для предприятий других отраслей экономики. Высокий уровень руководства, профессионально-педагогических кадров колледжа и большой творческий потенциал студентов – гарант и основополагающий фактор дальнейшего развития Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2012, стр.71