Горная школа магистраль успеха

А.В. Фомин, к.с.н., советник директора по персоналу АО «СУЭК»

А.С. Королёв, председатель Правления НП «Молодежный форум лидеров горного дела»

С 7 по 11 июля 2015 года на берегу Японского моря в Приморском крае прошел молодежный научно-практический форум «Горная школа-2015» – крупнейший в России отраслевой образовательный проект, направленный на оценку и развитие личностного и профессионального потенциала лучших представителей молодежи горнодобывающей промышленности.

Одна из важнейших задач горнодобывающей отрасли России – подготовка квалифицированных специалистов, ориентированных на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры. Для решения этой задачи, сформулированной в Энергетической стратегии России на период до 2035 г., Министерством энергетики РФ в 2012 г. был запланирован ряд кадровых и молодежных федеральных инициатив, направленных на развитие комплексного подхода к вопросам кадрового обеспечения горнодобывающей отрасли. В числе этих инициатив – молодежный образовательный проект горнодобывающего сектора России «Горная школа», направленный на выявление и поддержку перспективных специалистов отрасли.

040 1

Стартовавший в 2012 г. в Кемеровской области форум, ежегодно проводится в одном из опорных регионов горнодобывающей промышленности России. В 2013 г. его принимала Республика Хакасия, в 2014 г. – Красноярский край. Форум «Горная школа-2015» организаторы провели в Приморском крае.

«Выбор Приморского края в качестве территории для проведения форума соответствует возрастающей роли восточного вектора развития экономики России и положения Программы развития угольной промышленности», – отметил в приветствии к участникам «Горной школы-2015» Александр Новак, Министр энергетики Российской Федерации. – Разработка и освоение богатейших природных ресурсов Дальнего Востока, а также комплексное развитие необходимой социально-экономической и производственной инфраструктуры региона являются важнейшими задачами, масштабный и долгосрочный характер которых требует привлечения молодых и энергичных специалистов».

Ежегодно «Горная школа» объединяет более 150 молодых специалистов до 35 лет – работников горнодобывающих компаний России и будущих горняков – студентов, обучающихся по специальностям горнодобывающей отрасли. Ядро проекта составляют команды, представляющие подразделения и филиалы компании «СУЭК», для которой «Горная школа» – корпоративный инструмент развития и оценки персонала. Кандидаты на участие в «Горной школе» проходят жесткий отбор: участниками становятся наиболее мотивированные на рост и развитие молодые специалисты, проявившие себя в течение года в инновационной деятельности на своем предприятии.

«Ценность проекта состоит в том, что ребята из разных регионов встречаются здесь вместе. Это те, кто проявил себя в своих регионах и в перспективе их рассматривают как руководителей региональных подразделений, – пояснил Анатолий Фомин, советник директора по персоналу АО «СУЭК». – На форуме «Горная школа» они знакомятся, видят, что могут другие, стараются это перенять, обогатить свой опыт. Я вижу, что год от года они повышают свой уровень, улучшилась проработка базовых кейсов, которые они получают в качестве домашнего задания, в командах начинают появляться лидеры, которым еще нет тридцати, а они уже готовы повести за собой коллективы, это хороший «симптом» для нашей компании».

040 2

С 2013 г. к «Горной школе» присоединяются сборные студенческие команды участников Всероссийского чемпионата по решению топливно-энергетических кейсов. Участие в «Горной школе» – одна из главных наград для победителей чемпионата по горному делу и геологоразведке. Представители компании «СУЭК», выступающие в качестве гостей и экспертов отборочных этапов чемпионата в регионах, приглашают на проект наиболее ярких, с их точки зрения, участников.

Программа «Горной школы» сочетает в себе образовательные мероприятия и мероприятия по развитию личной эффективности с учетом ключевой тематики форума, которая ежегодно меняется.

Основа образовательной программы – инженерный кейс – формат, разработанный аналитиками Молодежного форума лидеров горного дела на базе Case Study (методики обучения, использующей описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций). Инженерный кейс подразумевает поиск вариантов решения конкретной производственной задачи на основе применения современных научно-технических достижений в области горного дела, навыков критического анализа, подготовки презентаций и проведения публичных выступлений. Кейс каждой «Горной школы» разрабатывается в сотрудничестве со специалистами предприятий АО «СУЭК» и других горнодобывающих компаний, а также с представителями отраслевых научных и общественных объединений.

Так, например, в 2013 г. участники «Горной школы» разрабатывали годовую комплексную программу модернизации производства ООО «СУЭК-Хакасия» с целью увеличения объемов добычи угля на 1 млн т к 2014 г.

На форуме «Горная школа-2014» решались задачи ресурсосбережения и комплексной оптимизации производственных процессов, объектами задания служили реальные производственные условия на шахте «Комсомолец» (ОАО «СУЭК-Кузбасс») и разрезе «Березовский-1» (ОАО «СУЭККрасноярск»).

В 2015 г. задание было основано на производственных условиях шахты «Полысаевская» (ОАО «СУЭК-Кузбасс») и филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский им. М.И. Щадова». Команды предлагали варианты повышения эффективности производства угледобывающего предприятия . Анатолий Фомин подчеркивает высокий интеллектуальный уровень, который задает проекту работа по решению инженерных задач: «“Горная школа” – это интеллектуальное соревнование по высокой горной инженерии, которое позволяет участникам обмениваться идеями, знаниями и профессиональным опытом и в перспективе выстраивать поступательную профессиональную карьеру».

Ключевой навык, который совершенствует форум «Горная школа» – командная работа. Все мероприятия в рамках программы участники «Горной школы» выполняют в составе команд: распределяют между собой роли в соответствии со специально разработанной ролевой моделью, ежедневно получают задания от организаторов проекта и зарабатывают баллы по системе командного рейтинга в соответствии со своими знаниями, навыками, личной эффективностью и командной сплоченностью. В итоге «Горная школа» выявляет победителя – лучшую команду молодых горняков России.

За 4 года реализации проекта организаторы «Горной школы» – АО «СУЭК», НП «Молодежный форум лидеров горного дела» и Фонд «Надежная смена» – создали эффективную образовательно-коммуникационную площадку для горняцкой молодежи, позволяющую молодым специалистам перенимать опыт у ведущих экспертов отрасли и друг у друга, совершенствоваться в профессии и добиваться лучших результатов в командной работе и личностном развитии. Выпускниками «Школы» за это время стали более 600 молодых представителей горной отрасли.

Эффективность «Горной школы» как образовательного проекта признают все участвующие в ней стороны: государство, отраслевые компании и специалисты.

За 4 года работы высокий уровень «Школы» подтвердили федеральные и региональные партнеры: Министерство энергетики, Министерство образования и науки, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Агентство стратегических инициатив, Администрация Приморского края, Администрация Кемеровской области, Правительство Республики Хакасия, Министерство промышленности и торговли и Министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, АО «СУЭК», ОАО «СУЭККрасноярск», ООО «СУЭК-Хакасия», ОАО «СУЭК-Кузбасс», АК «АЛРОСА», НИТУ «МИСиС», Институт горного дела, геологии и геотехнологий СФУ, ФГБУ «ГУРШ», ОАО «ЦНИЭИуголь», Центр предпринимательства и инноваций Сколковского Института Науки и Технологий (Сколтех).

Начальник отдела Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики Российской Федерации Олег Карасев подчеркивает заинтересованность Минэнерго в развитии кадрового потенциала горнодобывающей отрасли через участие в «Горной школе»: «Минэнерго России очень высоко оценивает усилия Молодежного форума лидеров горного дела, компании «СУЭК» и Фонда «Надежная смена» по организации форума. Мы придаем большое значение воспитанию эффективного кадрового потенциала. В «Горной школе» участвует наш будущий кадровый резерв – те, кто будет работать на горных предприятиях, в условиях развития новой инновационной техники и технологий, те, кто через какоето время будет управлять всей горной отраслью. Желаю организаторам, чтобы «Горная школа» проходила в более широком формате, объединяла участников со всех горных предприятий России».

Отраслевые компании используют «Горную школу» в рамках собственных программ по работе с внутренним кадровым резервом как элемент развития молодых специалистов предприятия. Участие в «Горной школе» позволяет в рамках одного проекта оценить профессиональный и личностный потенциал молодых специалистов; повышает статус компании за счет реализации эффективной молодежной политики и стимулирования развития рационализаторского мышления; повышает лояльность молодых специалистов, стимулирует приток лучших выпускников профильных вузов на предприятия компании. Наконец, участие в «Горной школе» говорит о социально-ориентированном позиционировании компании в профессиональном и публичном пространстве и подчеркивает статус лидера по работе с молодежью.

«Форум «Горная школа» – это одно из звеньев в цепи повышения квалификации наших сотрудников. У нас есть возможность обучать молодежь, быстрее продвигать молодых сотрудников в нужном направлении, обеспечить соответствующий уровень отдачи от них. Работа в рамках форума благотворно повлияет на деятельность угольной отрасли не только Приморского края, но и всех остальных угледобывающих регионов», – отмечает Александр Заньков, исполнительный директор ОАО «Приморскуголь».

Молодые специалисты получают дополнительные практические навыки и знания, расширяющие их профессиональный и личный кругозор и мотивирующие к профессиональному росту.

С момента создания «Горная школа» удостоена наград молодежных и отраслевых конкурсов. Проект стал победителем в номинации «Лучший инновационный молодежный проект» по итогам IV Всероссийской кадровой конференции «Человеческий Капитал ТЭК» (2013); победителем 1-й категории в номинации образовательных инициатив в рамках Международного энергетического форума ENES-2014 при поддержке Минэнерго России и Правительства Москвы. Организаторы «Горной школы» – Молодежный форум лидеров горного дела и компания «СУЭК» – работают над дальнейшим развитием проекта, прежде всего привлечением новых партнеров и новых команд, представляющих ключевые горнодобывающие компании России.

«Приятно, что ежегодно растет уровень участников форума, которые начинают готовиться к «Школе» за несколько месяцев. Осуществляется серьезная работа по формированию команды, распределению внутри нее обязанностей и ролей, ведь в «Школе» мы оцениваем все проводимые мероприятия. Это настоящие командные соревнования с соответствующими эмоциями и борьбой до последнего мероприятия. Также поражает вовлеченность экспертов, которые стараются провести максимально интересные лекции для участников и максимально объективно оценить решения кейсов командами», – подводит итоги Артём Королёв, председатель правления НП «Молодежный форум лидеров горного дела».

Ключевые слова: форум, Горная школа-2015, молодежный, научно-практический, образование

Журнал "Горная Промышленность" №4 (122) 2015, стр.40