Практика применения полустационарных дробильных установок


Ulrich Mentges (Ульрих Ментгес), дипломированный инженер ThyssenKrupp Fördertechnik

Компания ThyssenKrupp Fördertechnik (TKF) является мировым лидером по производству дробильных установок, выпуская разнообразные их конструкции с 1956 года. Значительное место в номенклатуре выпускаемой продукции принадлежит полустационарным дробильным установкам, использование которых наиболее эффективно на крупных карьерах, когда местоположение дробильного оборудования не меняется в течение длительного времени. Обладая значительно большей мощностью по сравнению с мобильными установками, полустационарные дробильные установки снабжены загрузочной воронкой, загрузочным, разгрузочным и передаточным конвейерами и оснащены роторными, щековыми, конусными и т.д. дробилками. С целью экономии инвестиционных средств этот вид дробильных установок не имеет собственной тяги и транспортируется к новому местоположению трейлерами на передвижных тележках или полозьях. Для уменьшения нагрузки на транспортные средства высокопроизводительные полустационарные дробильные установки изготавливаются в разборном исполнении.

Фото 1 Установка для дробления руды с 60-89 дюймовой конусной дробилкой

Сегодня TKF предлагает полный ассортимент оборудования и услуг, необходимых для эффективной эксплуатации карьерных систем для измельчения горной массы, включающих дробильные установки, конвейеры, отвалообразователи и транспортировщики на гусеничном ходу с грузоподъемностью более 1250 т.

Полустационарные дробильные установки компании TKF в настоящее время успешно применяются практически по всему миру. В настоящей статье в качестве примера рассматривается опыт их использования на карьерах Индонезии и Китая.

Рудник Грасберг (Папуа, Индонезия) В период между 1994 и 1998 гг. TKF доставила и смонтировала на медно-золоторудном карьере в Грасберге (Папуа, Индонезия) две полустационарные дробильные установки для руды, а также карьерную систему для измельчения вскрышных пород, состоящую из полустационарной дробильной установки, нескольких конвейеров и полустационарного отвалообразовате-ля на передвижной раме. Этот рудник эксплуатируется компанией P.T. Freeport Indonesia (PTFI) и расположен в высокогорье (абс. отм. 4000 м) в одном из самых удаленных районов, где ве -дется добыча полезных ископаемых.

Фото 2 Установка для дробления руды с 63-114 дюймовыми конусными дробилками

Первая установка для дробления руды (фото 1) с производительностью 6000 т/час оснащена 60-89 дюймовой конусной дробилкой, а две другие - 63-114 дюймовыми конусными дробилками (фото 2). Пропускная способность последних достигает 6500 и 8200 т/час для руды и пород вскрыши, соответственно. Загрузка установок горной массой производится непосредственно из самосвалов.

К началу 2003 г. развитие горных работ на карьере потребовало перемещения на новое место двух дробильных установок (каждая массой до 1300 т) вместе с несколькими конвейерами и отвалообразо-вателем со 130-метровой разгрузочной консолью. В предвидении такой необходимости обе дробильные установки и от-валообразователь были спроектированы и поставлены в виде полустационарных установок, которые могут быть перемещены при помощи спецтранспортировщика Т-1250, представляющего собой самоходную гусеничную тележку с электроприводом (фото 3).


Фото 3 Спецтранспортировщик Т-1250

TKF, работая в тесном сотрудничестве с PTFI, потратила значительное время для разработки этого достаточно необычного и сложного проекта. Было подготовлено специальное руководство по комплексному передвижению установок, с детальным описанием каждой стадии процесса, заводскими инструкциями, параметрами и чертежами, для того, чтобы обеспечить соблюдение всех технических требований и требований техники безопасности и, в конечном итоге, успешно решить эту сложную инженерно-техническую задачу.

Фото 4 Дробильные установки на руднике Грасберг после их передвижки

Перед началом передвижения установок в карьере был тщательно проверен и опробирован в январе 2003 г. транспортировщик Т-1250 - ключевой компонент этой операции, который входил в комплект поставленной в 1998 г. компанией TKF внутрикарьерной системы измельчения горной массы.

Другой важной частью подготовительных работ являлась прокладка в карьере и вокруг него дорог необходимой несущей способности, достаточно широких и с умеренным уклоном до нового места расположения установок. Для обеих установок общее расстояние их перемещения составляло более 5 км. При этом в отдельных местах имели место уклоны (спуск и подъем), достигающие величины в 15%.

В марте 2003 г. под наблюдением экспертов из TKF началось передвижение двух дробильных установок с использованием транспортировщика на гусеничном ходу. Операция была успешно завершена без особых проблем через несколько недель. Обе дробильные установки, ранее работавшие в карьере на разных площадках, стали работать в одном месте (фото 4) и представляют собой одну крупномасштабную систему с двумя


Фото 5 Стадии передвижки полустационарного отвалообразователя
самоходным гусеничным транспортировщиком на руднике Грасберг
дробильными установками. Загрузка системы горной массой может
производиться одновременно из пяти автосамосвалов марки CAT-797.

Самой трудной частью всего проекта было перемещение от-валообразователя. Топография маршрута его движения к новому месту работы не позволяла сделать дорогу достаточно широкой, при этом величина уклона (на спуск) местами составляла 28%. Поэтому полустационарный отвалообразова-тель длиной 180 м пришлось разбирать на узлы меньшего размера, которые затем передвигались самоходным гусеничным транспортировщиком вниз по извилистой дороге до новой рабочей площадки (фото 5).

Этот проект по перемещению столь сложного оборудования является впечатляющим подтверждением гибкости, надежности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям разработки месторождений и эксплуатационной эффективности принятой TKF концепции полустационарных крупноразмерных карьерных установок, и, особенно, в части реального воплощения крупномасштабной технологии внутрикарьерно-го дробления горной массы.

Железный рудник Аньшань (Китай)

Железорудное месторождение Аньшань расположено в центральной части провинции Ляонин в Китае. Запасы, разрабатываемые рудниками, расположенными вокруг города Аньшань, составляют четверть железорудных запасов всей страны.


Фото 6 Дробильная установка для руды на руднике Аньшань

Дробильная установка для руды (фото 6) была введена в эксплуатацию в 1997 г. вместе с отдельной полустационарной дробильной установкой для пород вскрыши. Система предназначалась для измельчения 7300 т/час пород вскрыши и 4900 т/час руды в полустационарных дробильных установках, дальнейшей их транспортировки ленточными конвейерами и складирования отвалообразователем. Горная масса в приемные бункера дробилок доставляется автосамосвалами. Полустационарные дробильные установки размещены вбли -зи фронта горных работ в карьере, чтобы минимизировать пробег самосвалов и тем самым снизить эксплуатационные затраты.

Транспортировщик на гусеничном ходу марки Т-859 (грузоподъемностью 850 т) входил в комплект оборудования полустационарной системы для измельчения горной массы и периодического перемещения ее частей с одного места на другое. Процесс перемещения осуществлялся в три этапа:

• передвижка разгрузочного конвейера;

• транспортировка бункера и питателя конвейерного типа;

• перемещение дробильного модуля.

До начала основных транспортных работ был демонтирован и перемещен транспортировщиком Т-850 на новое место разгрузочный конвейер (фото 7).

Перенос установки начался с перевозки модуля бункера с питателем общей массой примерно 730 т. При этом максимальный уклон трассы движения составлял 12%. Бункерный модуль был перевезен практически за один (первый) рабочий день. Второй рабочий день начался с установки модуля бункера и питателя на новой площадке, что заняло время до полудня. Затем транспортировщик Е-850 вернулся за вторым модулем (общей массой 760 т), подготовленным к перемещению на новую рабочую позицию (фото 8). Этот модуль к концу вто -рого дня был продвинут более, чем на половину дистанции между старой и новой площадками.

Вся работа по передвижке дробильного комплекса была завершена к середине третьего дня. Таким образом полустационарная дробильная установка была подготовлена к возобновлению работы по переработке железной руды за три рабочих дня.

Всякий перенос или передвижение горного оборудования в карьере сопряжен не только с необходимостью осуществления целого комплекса подготовительных мероприятий, но и приводит к остановке процесса добычи полезного ископаемого и укладки в отвалы вскрышных пород. Неизбежным следствием такой остановки всегда становится снижение производительности горнодобывающего предприятия и, как правило, обогатительного комплекса. Единственным способом предотвращения этих негативных последствий является сокращение до минимума временных затрат на перемещение комплекса оборудования на новое место.


Фото 7 Перемещение транспортировщиком Т-850 на
новое место разгрузочного конвейера на руднике Аньшан
ь

 
Фото 8 Перемещение на новую рабочую позицию модуля

Опыт создания и эксплуатации полустационарных систем внутрикарьерного дробления и транспортировки конвейерным транспортом горной массы позволяет компании ThyssenKrupp Fördertechnik рекомендовать для достижения этой цели следующее:

• осуществлять выбор системы разработки месторождения, оптимально подходящей для работы в течение всего срока его эксплуатации;

• при выборе схем механизации вскрышных и добычных работ предусматривать использование совместимого по своим техническим характеристикам оборудования;

• строго соблюдать графики технического обслуживания и текущих ремонтов оборудования в процессе его эксплуатации;

• осуществлять тесное взаимодействие поставщика оборудования с горнодобывающей компанией, ведущей разработку данного месторождения;

• тщательно изучить и использовать опыт эксплуатации систем в различных климатических условиях.

Рассмотренная в настоящей статье довольно малая часть нашего опыта показывает, что полустационарную дробильную установку можно переместить за очень сжатые сроки, а также демонстрирует гибкость карьерных систем для измельчения горной массы, которые выпускает компания

Журнал "Горная Промышленность" №2 2005