Пути вывода горнодобывающей промышленности России на конкурентоспособный уровень в мировой экономике

Б.Н. Кутузов, д.т.н., проф., МГГУ

Ретроспективный анализ добычи в России твердых полезных ископаемых (угля, руд черных, цветных и драгоценных металлов, строительных материалов, горно-химического сырья и т.д.) позволяет выделить в последние 30–40 лет следующие основные этапы ее развития:
1.    Завершающий этап правления КПСС (1970–1989 гг.) с гигантскими расходами на оборону и все увеличивающимся застоем в мирных отраслях машиностроения. Экономика страны в этот период поддерживалась запредельно активной эксплуатацией нефтяных и газовых месторождений, а также добычей алмазов в Якутии, железных и медных руд.
2.    Период коренной экономической перестройки и демократизации страны, включая болезненный, а в ряде случаев разрушительный процесс первой стадии приватизации А.Чубайса и шоковой терапии в макроэкономике Е.Гайдара. Этот период характеризуется уменьшением добычи и переработки полезных ископаемых в два и более раза, практически полной остановкой развития большинства предприятий оборонной отрасли и крайне неудачным проведением федеральной программы «Конверсия».
3.    Период с 2001 г., характеризующийся некоторой стабилизацией вертикали управления страной и оживлением работы отдельных предприятий добывающей промышленности.

При разделении СССР на отдельные независимые государства ряд крупных машиностроительных, металлургических заводов и горных предприятий оказались за пределами России, что уменьшило потенциальные возможности России по развитию горнодобывающей промышленности. При этом основное оборудование (буровое, погрузочное, транспортное, обогатительное) целого ряда горных предприятий, прежде всего черной металлургии и строительного комплекса, фактически не обновлялось в течение последних 40–50 лет и давно имеет предельный износ или изношено на 60–70%. Также не обновлялось оборудование ремонтных и машиностроительных заводов горного цикла. Это положение характерно и для других отраслей народного хозяйства России и стран СНГ.

Исходя из вышеизложенного и учитывая, что многие горные предприятия России находятся в завершающей стадии эксплуатации, а руды с высоким содержанием компонентов в значительной степени уже выработаны, необходимо для создания условий добычи на конкурентоспособном уровне осуществить техническое перевооружение предприятий. Решение этого вопроса только за счет использования импортного оборудования невозможно. Потребуется создание новых машиностроительных заводов, отвечающих мировому уровню, и, прежде всего, заводов горного машиностроения, т.к. горнодобывающая промышленность является базовой для всех отраслей экономики.

Вопрос этот осложняется тем, что государство в результате приватизации практически потеряло влияние на техническую политику ОАО, компаний и корпораций. Во многих случаях, особенно в угольной промышленности, предприятия стали частными, что, по нашему мнению, в ближайшие годы приведет к весьма негативным последствиям в части их технической оснащенности и безопасности ведения горных работ.

На наш взгляд частные шахты, рудники, прииски и др. горные предприятия должны стать составными элементами крупных энергетических компаний, если добывается энергетический уголь, или металлургических компаний, если добывается коксующийся уголь для металлургического процесса. В состав этих крупных компаний также должны войти и предприятия по добыче руд черных, цветных и драгоценных металлов. В настоящее время этот процесс в России имеет место, однако здесь требуется государственная поддержка и регулирование этого процесса через золотую акцию или их блокирующий пакет.

В итоге, компании должны выдавать продукцию в виде конечной продаваемой продукции: электроэнергии, сортового листа и проката, труб и машин. Причем вся продукция должна быть конкурентоспособной на мировом рынке, особенно учитывая перспективы вступления России в ВТО.

Пора направленно уменьшать экспорт сырья и полуфабрикатов в виде угля, руды, окатышей, слябов, а увеличивать вывоз готовой продукции в виде электроэнергии, листа, сортового проката, машин и оборудования, что будет в десятки раз выгоднее за счет более высокой стоимости экспортируемой продукции и уменьшения в абсолютном количестве объема (массы) экспорта.

Практически речь идет о третьем этапе индустриализации нашей страны (первый этап был в России в 1895–1905 гг., второй – в СССР в 1930–35 гг.). Безусловно, что это сложная и длительная программа, требующая перестройки всей промышленности страны, но ее разработка и реализация необходима для создания национальной безопасности России.

В связи с определенной исчерпанностью отечественных разведанных запасов твердых полезных ископаемых стратегия развития и усиления экономического потенциала России может идти одновременно по нескольким направлениям:

1. Резкое усиление геологоразведочных работ, особенно в наиболее освоенных районах, где с наименьшими затратами на инфраструктуру возможно осваивать новые месторождения. При этом необходимо ориентироваться на комплексное использование добываемого минерального сырья, включая как все полезные компоненты, так и пустые породы.

Пора прекратить создавать вокруг карьеров горно-обогатительных комбинатов гигантские по площади отвалы и хвостохранилища, которые успешно могут быть переработаны на щебень для дорожных и строительных целей, а хвосты обогащения – для изготовления дорожных и строительных материалов.

По нашему мнению желательно сократить применение систем подземной разработки с обрушением выработанного пространства, т.к. опыт Донбасса (Донецк, Горловка), где идет оседание огромных площадей в городской черте, и Кривбасса, где закрыты для любой эксплуатации большие площади земель вокруг выработанных пространств подземных рудников, показал катастрофичность использования этих вариантов систем. Необходимо переходить на технологию подземной разработки с закладкой с использованием при изготовлении закладочных смесей пустых пород или отходов обогащения.

Минимальный экологический вред окружающей среде – таков должен быть общий девиз горных разработок как твердых, так и жидких полезных ископаемых.

2. Создание транспортных сетей, обеспечивающих связь с труднодоступными в настоящее время месторождениями и богатыми перспективными запасами полезных ископаемых регионами (районы Сибири, Якутии, Восточных районов, Транссиба и Севера). При этом должны быть разработаны ТЭО или бизнес-планы освоения этих месторождений с учетом их последующего использования на внутренних или мировых рынках. Это, как правило, потребует крупных инвестиций, в том числе и иностранных, но с обязательным сохранением государственного контроля над развитием указанных регионов. Этим должен заниматься созданный федеральный совет по недропользованию, где будут максимально исключены личные заинтересованности участников. Необходимо принять закон, позволяющий заинтересовать инвесторов, в том числе и иностранных, во вложении крупных средств для создания инфраструктуры при освоении крупных месторождений. В этих районах, видимо, необходимо создавать комплексы предприятий по добыче, обогащению, металлургии и машиностроению. При этом преобладающими отгрузками из этих регионов должно быть не сырье, а готовая продукция (оборудование, запчасти и т.д.).

Необходимо изучить вопрос о более широком импорте зарубежного сырья и оборудования из тех стран, где имеются благоприятные условия добычи и могут быть созданы совместные производства по выпуску, в том числе и для России, горно-транспортного и другого оборудования. Этой сферой промышленного бизнеса Россия практически не занимается, что и создает ее экономическую замкнутость, в том числе и при выходе на мировой рынок при вступлении в ВТО.

Хороший пример в этом отношении могут дать такие крупные страны как Китай и Индия, в том числе по привлечению иностранного капитала, создания совместных заводов, строительства дорог, промышленных и бизнес-объектов.

Таким образом, будет происходить взаимное проникновение инвестиционного иностранного капитала в наши отрасли, которые правительство должно определить как приоритетные и российских вложений в зарубежные горные и машиностроительные предприятия пока есть еще свободные от западного и американского капитала зоны. Это трудный, но единственно реальный путь усилить международное значение и влияние России на мировой рынок и превратить страну в мировую промышленную державу.

Очевидно, что такая новая индустриализация России потребует огромных капитальных вложений. Начало должно быть положено отечественными достаточно мощными компаниями, корпорациями и холдингами, которые должны выбрать для себя наиболее удобные вложения инвестиций в строительство новых заводов, дорог, инфраструктуры, горных объектов. При этом они должны получить определенные согласованные льготы, государственные и корпоративные гарантии сбыта выпускаемой на заводах продукции и переработки добытых полезных ископаемых до продукции, которую в виде товара можно поставлять на внутренний рынок и экспорт.

Это будет не реструктуризация, которая частично и неудачно проведена в угольной промышленности. Это будет обновление горной, металлургической и машиностроительной базы страны с целью достижения мирового уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Эта задача подобна той, которая решалась для западной Европы планом Маршалла после окончания Великой Отечественной Войны 1941–1945 гг. Здесь, весьма вероятно, необходимо создание мирового консорциума, куда войдут страны с мощным промышленным потенциалом и крупными валютными резервами для реализации этой программы. Для успеха этого грандиозного плана потребуется смелость и искусство нашего Правительства в финансово-административной области.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2004