Долгосрочная программа развития угольной промышленности России

М.П. Воскобойник, д.э.н., профессор, Международного Университета в Москве, главный научный сотрудник Института энергетических исследований РАН (ИНЭИ РАН)

Всвязи с авариями, произошедшими в мае 2010 г. на шахте «Распадская», Председатель Правительства Российской Федерации В. В. Путин поручил Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минфину России и Минтрансу России разработать Долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 г., обеспечив ее взаимоувязку с генеральными схемами развития других отраслей топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта.

В рамках выполнения этого поручения была сформирована Рабочая группа, в состав которой в качестве экспертов были включены специалисты:

- органов исполнительной власти (Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минприроды России, Минтранс России, Минприроды России, Минпромторг России, Минздравсоцразвития России, Минрегион России, Минобрнауки России, Роснедра, Ростехнадзор, Правительство Республики Саха (Якутия), Администрация Кемеровской области, Минпромэнерго Республики Коми, Минпромэнерго Ростовской обл.);

- угольных компаний (ОАО «СУЭК», УК «Кузбассразрезуголь», ЗАО ХК «Сибирский деловой союз», ОАО «Северстальресурс», ООО «Евразхолдинг», ОАО «Белон», ОАО «Мечел», ОАО «Северсталь-ресурс», ЗАО «АПБЭ», ООО «ЭН+Уголь», НПО «Русьсталь», ФГУП «ВУХИН», ООО «Арктические разработки», ОАО ХК «СДС уголь»);

- компаний, связанных производственными связями с угольной отраслью (ОАО «РЖД», ОАО «Копейский машиностроительный завод»);

- научно-исследовательских и проектных организаций (ИНЭИ РАН, ИГД им. Скочинского, ООО «ИНКРУ», ЗАО «Росинформуголь», ЗАО «Гипроуголь», ФГУП «ВНИГРИуголь», ФГУП «ВУХИН», ИФТПС СО РАН, Северо-восточной Федеральный университет им. М.К. Амосова, ИПНГ СО РАН, ИГДС СО РАН, УРАН ИПКОН РАН, ВНИМИ, СПГГИ, МГГИ).

В представленной статье рассматриваются основные положения этой Программы, которая в настоящее время проходит процедуру утверждения в соответствующих инстанциях. Состояние, основные проблемы и перспективы развития российской угольной промышленности За последние 10 лет объем добычи российского угля вырос примерно на четверть, а объем его экспорта – почти в 3 раза. Практически в 4 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий. Возобновился после длительного перерыва ввод новых мощностей по добыче угля – главным образом в Кузнецком бассейне. Ведется наращивание мощностей угольных терминалов российских портов. Существенно (примерно на 45%) увеличились объемы обогащения угля. В частности, в настоящее время обогащается 95% коксующихся и 22% энергетических углей.

Прогнозные диапазоны изменения параметров рациональных вариантов развития угольной промышленности

Развитие предприятий отрасли осуществляется в основном за счет собственных средств и заемных финансовых ресурсов (около одной трети общего объема инвестиций).

В то же время существует целый ряд проблем развития отечественной угольной отрасли, не позволяющих в полной мере реализовать ее конкурентные преимущества. В их числе:

  • сокращение внутреннего спроса на энергетический уголь;
  • высокая транспортная составляющая в цене угольной продукции;
  • невостребованность повышения качества и глубокой переработки угля, получения новых видов угольной продукции;
  • увеличение доли подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно#геологических условиях;
  • отсталость горного хозяйства и изношенность основных фондов шахт и разрезов;
  • неразвитость инфраструктуры в новых районах добычи угля и наличие «узких мест» в инфраструктуре традиционных районов добычи;
  • затянувшийся, в связи с недостаточностью выделяемых бюджетных средств, процесс реструктуризации угольной отрасли;
  • неконкурентоспособность продукции российского угольного машиностроения и вызванная этим усиливающаяся зависимость отрасли от импорта технологий и оборудования;
  • сохранение высокого уровня социальной напряженности в угледобывающих регионах, обусловленного низкой занятостью населения, дефицитом и низким качеством социальных услуг, а также высоким уровнем травматизма в отрасли и общим экологическим неблагополучием;
  • значительный объем дополнительной социальной нагрузки, отсутствующий в других отраслях экономики (пайковой уголь, социальные доплаты к пенсиям и др.);
  • низкая средняя рентабельность продаж угля, короткие сроки кредитования и высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам, препятствуют привлечению финансовых ресурсов на цели модернизации угольной промышленности и повышения безопасности работ;
  • нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров.

Отправной точкой для формирования альтернативных сценариев развития угольной промышленности на период до 2030 г. являются глобальные вызовы предстоящего периода.

Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы. Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние, в предстоящем периоде станут: преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии; усиление влияния экологических факторов и факторов изменения климата. В этих условиях изменится сам характер рынка энергоресурсов: его ценовые и объемные характеристики всё в большей мере будут определяться не производителем энергоресурсов, а их потребителем, что значительно усилит экологические требования к использованию энергоресурсов.

Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста. В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы развития экономики, основанной на использовании новейших достижений в области науки и техники. Отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российского энергетического сектора, а также повысить его уязвимость в условиях нарастающего соперничества на энергетических рынках и дефицита квалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров.

Третий вызов – исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на наращивании топливного и сырьевого экспорта, а также выпуске товаров для внутреннего потребления за счет низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии.

С учетом этих вызовов был проанализирован широкий спектр альтернативных сценарных вариантов развития угольной промышленности, отличающихся прогнозными объемами добычи, поставок на внутренний рынок и экспорта угля;

уровнем железнодорожных тарифов; объемами инвестиций в основной капитал, затрат на ликвидацию предприятий угольной промышленности, а также общего корпоративного сальдо денежных средств; приростом выплат отрасли в бюджет РФ.

При этом безальтернативным условием являлось проведение модернизации угольной отрасли, характеризующейся достижением к концу рассматриваемого периода уровня производительности труда рабочего, в 5 раз превышающего уровень 2009 г.

В условиях роста конкуренции на внутреннем и внешних рынках угля безальтернативными требованиями к перспективному развитию угольной промышленности, в частности, становятся:

- снижение издержек в производстве и транспортировании угольных ресурсов до уровня, позволяющего удержать экспортные позиции в странах, уменьшающих использование традиционных видов энергии, и обеспечить конкурентное преимущество в экспорте угля в развивающиеся страны, наращивающие объемы использования ТЭР;

- максимальное использование резервов повышения качества поставляемого угля с целью расширения его использования у потребителя и снижения затрат на перевозку;

- облегчение доступа угольных компаний на рынок заемного финансирования на цели модернизации производства и повышения безопасности труда;

- последовательная модернизация угольной отрасли, позволяющая повысить эффективность «живого» труда;

- переход от торговли на внешнем и внутреннем рынках «простым энергоресурсом» к торговле высокотехнологичным «энергопродуктом», обеспечивающим (на основе глубокой переработки угля) увеличение к.п.д. его финального использования и сокращение транспортной работы по его доставке потребителю.

Рациональный, как для бизнеса, так и для государства, вариант развития угольной отрасли должен удовлетворять критериям «корпоративной» и «бюджетной» эффективности – то есть обеспечивать, с одной стороны, положительное сальдо денежных средств; с другой – достаточный объем поступлений в федеральный бюджет. Следовательно, рациональные объемы добычи должны находиться между «корпоративным» и «бюджетным» оптимумами.

Как следует из результатов выполненных сценарных расчетов, при повышении ж.д. тарифов к 2030 г. в 2.5 раза положительное сальдо от производственной и ликвидационной деятельности достигается при уровне добычи на конец периода, равном 365 млн.т. При повышении ж.д. тарифов к 2030 г. в 3.27 раза, и тем более, в 4.06 раза, суммарный корпоративный поток денежных средств, учитывающий выполнение программ производственной и ликвидационной деятельности, становится устойчиво отрицательным. Промежуточным значением, при котором потенциально может быть достигнуто положительное суммарное значение корпоративного сальдо денежных средств по производственной и ликвидационной деятельности, служит повышение ж.д. тарифов примерно в 2.9 раза к 2030 г.

Таким образом, минимальным объемом добычи угля в 2030 г., обеспечивающим корпоративную эффективность отрасли, становится 365 млн. т.

С увеличением объемов добычи угля повышается бюджетная эффективность отрасли. Однако это повышение имеет пределы роста. Так, в вариантах роста ж.д. тарифов в 2.5 раза к 2030 г. предел роста бюджетной эффективности достигается в диапазоне объемов добычи угля 400–500 млн. т.

Условиям безальтернативного обеспечения «бюджетной» эффективности и достижения при благоприятных условиях «корпоративной» эффективности отвечает прогнозный диапазон рациональных объемов добычи угля в 2030 г. от 380 до 430 млн. т (см. табл.). Данный диапазон, даже при средней величине роста ж.д. тарифов к 2030 г. в 2.9 раза, обеспечивает сальдо прироста (относительно 2010 г.) выплат в бюджет РФ на уровне 1.2–1.5 трлн. руб. за 2010–2030 гг.

Как следует из данных таблицы, наряду с позитивной динамикой выплат в бюджет и целого ряда других показателей (инвестиции в основной капитал, производительность труда, реальная заработная плата трудящихся отрасли, рентабельность производства, фондоотдача), данное поле вариантов характеризуется отрицательным общим корпоративным сальдо денежных средств, дефицит которых составляет за весь период в среднем 408 млрд. руб. Очевидно, в данном случае не обеспечивается формирование в самой угольной отрасли достаточных ресурсов для ее устойчивого развития, для реализации конкурентных преимуществ российских угольных компаний.

Поэтому возникает вопрос о привлечении, на принципах государственно-частного партнерства, государственных ресурсов для достижения долгосрочных целей развития угольной отрасли, обеспечения ее вклада в экономическое развитие и энергетическую безопасность страны и ее регионов. При этом государственные ресурсы должны быть направлены не на выборочное дотирование отдельных предприятий, а на участие в решении ряда системных проблем отрасли, которые не могут быть полностью и достаточно эффективно решены самим бизнесом.

К числу основных направлений, требующих государственной поддержки, относятся:

1. Устранение инфраструктурных ограничений в части развития портовых мощностей, повышения пропускной способности железнодорожной сети и станций примыкания, увеличения парка эффективного подвижного состава.

2. Ликвидация неперспективных угольных предприятий, включая решение возникающих при этом проблем социального характера (в первую очередь, в случаях владения соответствующими угольными активами в течение менее 20% общего времени их полезного использования).

3. Инновационное развитие отрасли, включая модернизацию угольных предприятий, выполнение научно-исследовательских разработок и реализацию демонстрационных проектов (в том числе в сфере глубокой переработки угля и получения продуктов с высокой добавленной стоимостью).

4. Развитие кадрового потенциала отрасли через переобучение и повышение квалификации персонала для обеспечения необходимого роста эффективности отрасли и перехода на современное высокотехнологичное оборудование.

Оказание поддержки по данным направлениям позволит обеспечить реализацию эффективного как на корпоративном, так и на государственном уровне проекта долгосрочного развития угольной отрасли.

Цели, задачи, структура и этапы реализации Программы

Как следует из анализа состояния, основных проблем и перспектив развития российской угольной промышленности, преодоление существующих вызовов и рисков на пути ее эффективного и устойчивого долгосрочного развития может быть обеспечено лишь на основе государственно-частного партнерства, важнейшим инструментом которого призвана стать настоящая Программа.

Цель Программы – реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

К главным направлениям объединения усилий государства и бизнеса в рассматриваемой сфере относятся:

- модернизация угольного производства, предусматривающая уход от неэффективных организационно-технологических и экономических решений во всех базовых для его функционирования подсистемах;

- создание «среды развития» угольной отрасли, обеспечивающей возможность реализации наиболее перспективных инновационных проектов по усилению ее производственного потенциала и занятию угольной продукцией новых рыночных ниш, организацию рационального взаимодействия со смежными отраслями;

- совместное формирование и последовательное применение механизмов поэтапной реализации Программы – в том числе для выполнения требований повышения безопасности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний.

Указанные направления реализуются в рамках решения следующих основных задач, необходимых для достижения поставленной цели:

- развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;

- развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений;

- развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля;

- технологическое развитие отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров;

- обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли;

- развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний;

- совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности.

В рамках решения каждой из перечисленных задач формируется конкретный проект поэтапного развития соответствующего направления на перспективу до 2030 г., реализуемый при объединении усилий и разделении ответственности государства и бизнеса.

Этапы реализации Программы

Первый этап:

- реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли;

- завершение мероприятий по реструктуризации отрасли; - техническое перевооружение и интенсификация угольного производства;

- увеличение объемов обогащения угля; снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях; дальнейшее развитие экспортного потенциала отрасли.

Второй этап:

- формирование новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с благоприятными горно-геологическими условиями;

- оснащение предприятий отрасли современной высокопроизводительной техникой и технологиями, отвечающими мировым экологическим нормам;

- снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки;

- достижение максимальной переработки каменного энергетического угля с учетом требований внутреннего рынка; реализация пилотных проектов на базе российских технологий глубокой переработки угля и добычи шахтного метана.

Третий этап:

- кардинальное повышение производительности труда при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля; - промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и другие) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).

Система программных мероприятий

Система программных мероприятий включает cемь подпрограмм.

Подпрограмма «Развитие сырьевой базы угольной промышленности и рационального недропользования» направлена на обеспечение сбалансированного развития и использования угольной сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в угольных ресурсах, а также геополитических интересов Российской Федерации.

Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, должны обеспечить:

- воспроизводство ресурсов и запасов углей с учетом концентрации финансовых средств федерального бюджета и внебюджетных источников на выполнение геологоразведочных работ в наиболее перспективных районах;

- рациональное недропользование.

В целом состояние угольных ресурсов Российской Федерации оценивается как удовлетворительное. Однако, при достаточно высоких валовых показателях запасов углей, учтенных государственным балансом, величина благоприятных для освоения (активных) запасов существенно ниже.

Компенсация погашаемых запасов их приростом с учетом добывающих мощностей угольной промышленности и растущих потребностей базовых отраслей топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической промышленности требует наращивания ресурсной базы углей.

Основные объемы поисковых, оценочных и разведочных работ намечаются в бассейнах и месторождениях Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, где возможен открытый способ добычи. Приросты запасов дефицитных коксующихся углей ожидаются в Кузнецком, Печорском, Улугхемском и Южно-Якутском бассейнах. Создание новых сырьевых баз на территории Ханты-Мансийского автономного округа и подготовка их запасов для открытой отработки.

Реализация мероприятий подпрограммы включает три этапа, на которые будет привлечено 17482.0 млн. руб. (за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых государственному заказчику на текущие расходы по основной деятельности – 6084 млн. руб., за счет средств внебюджетных источников – 11397.9 млн. руб.). При этом на НИОКР из средств федерального бюджета планируется выделить 488.4 млн. руб. На первом этапе мероприятия будут направлены на обеспечение минерально-сырьевыми ресурсами действующих угледобывающих производств в освоенных угледобывающих районах.

На втором этапе – на создание условий для формирования новых сырьевых баз углей в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, Республики Коми и на Урале;

На третьем этапе – на обеспечение минерально-сырьевыми ресурсами действующих угледобывающих производств в традиционных и новых районах добычи углей.

Одним из основных механизмов привлечения средств недропользователей для проведения геологоразведочных работ и обеспечения прироста запасов углей остаётся лицензирование недропользования.

Подпрограммой предусматривается формирование перечня объектов лицензирования по основным угольным бассейнам до 2015 г. и обоснование направлений лицензионной деятельности до 2030 г. Программный подход предоставления участков недр в пользование способствует увеличению объемов геологоразведочных работ, финансируемых за счет средств недропользователей, расширению сырьевой базы угледобычи и вовлечению разведанных запасов углей в разработку.

Лицензирование недропользования в 2016–2030 гг. будет направлено на поддержание ресурсного обеспечения действующих угледобывающих производств и создание условий для формирования новых сырьевых баз углей в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и на Урале.

Подпрограмма «Развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений» направлена на достижение высокоэффективной рентабельной работы угольных компаний за счет полной модернизации производства, внедрения прогрессивных технологий добычи угля, создания взаимосвязанных технологических комплексов по добыче и преобразованию угля в продукцию с высокой долей добавленной стоимости.

Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, направлены на создание новых центров угледобычи, самостоятельных или взаимосвязанных производств, на модернизацию действующих предприятий и создание системы планомерного выбытия неэффективных мощностей.

Создание новых центров угледобычи предусматривает начало разработки угольных месторождений в новых малоосвоенных регионах, имеющих перспективные к отработке запасы угля с благоприятными условиями залегания, среди которых: Эльгинское месторождение Южно-Якутского бассейна (Республика Саха (Якутия), Межэгейское и Элегестское месторождения, а также участок «Центральный» Улугхемского угольного бассейна (Республика Тыва), Апсатское месторождение (Забайкальский край), Менчерепское месторождение (Кемеровская область) и др. Создание самостоятельных или взаимосвязанных производств на базе технологий комплексного использования ресурсов угольных месторождений предполагает:

- создание к 2015 г. кластера по энерго-технологическому использованию угля в Кузбассе в составе: разреза мощностью до 6 млн. т угля в год, шахты мощностью до 3 млн. т угля в год, обогатительной фабрики мощностью по переработке 6 млн. т угля в год, комплекса по производству полукокса в объеме 160 тыс. т в год, электростанции мощностью до 40 МВт, работающей на извлеченном из угольных пластов метане и горючем газе от производства полукокса;

- создание к 2015 г. комплекса по местному использованию продуктов переработки угля на Эльгинском месторождении;

- создание в Кузбассе демонстрационного завода по производству СЖТ из угля в 2020 г. с промышленным освоением технологии получения СЖТ в 2025–2030 гг.

Модернизация действующих предприятий на инновационной основе предусматривает:

- разработку и совершенствование нормативной базы, содействующей отработке эффективных запасов угля, внедрению современной техники и энергоэффективных технологий добычи и углепереработки; - разработку программ модернизации угольных компаний в части внедрения энергоэффективных технологий угледобычи и углепереработки («шахта-лава» при подземной добыче угля, поточная и поточно-цикличная технология открытой добычи, извлечение и переработка метана из угольных пластов, утилизация низкопотенциального тепла шахтных вод, термическая переработка низкосортных углей, селективная разработка угольных пластов, разработка технологий по безотходной глубокой переработке угля и другое).

Создание системы планомерного выбытия неэффективных мощностей предполагает:

- разграничение ответственности между собственниками и государством в процессе ликвидации неперспективных предприятий;

- создание правовой основы формирования ликвидационного фонда (положение, определяющее источники, порядок формирования, использования и контроля использования средств фонда);

- подготовку предложений по отмене налога на имущество по горным выработкам, не имеющим потребительской стоимости.

В результате реализации мероприятий подпрограммы ожидается:

- рост доли новых предприятий в добыче угля по отрасли до 31.2–33.3%; - рост рентабельности активов с 8.4% в 2010 г. до 25% в 2030 г. и производительности труда в отрасли в 5 раз;

- снижение средней глубины разработки на шахтах с 423 м в 2010 г. до 350 м в 2030 г. и коэффициента вскрыши на разрезах с 5.3 м3/т в 2010 г. до 4.8 м3/т в 2030 г.;

- полная ликвидация неперспективных угольных предприятий.

Подпрограмма «Развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля» направлена на формирование благоприятной рыночной среды для стимулирования использования угля внутри страны и привлечение инвестиций в развитие транспортной и портовой инфраструктуры для увеличения экспорта угля.

Основные мероприятия данной подпрограммы включают следующие направления: - совершенствование нормативно-законодательной базы для стимулирования использования угля на внутреннем рынке ТЭР;

- развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры для диверсификации направлений поставки угольных грузов внутри страны и для увеличения полноты использования экспортного потенциала угольной промышленности;

- повышение конкурентоспособности угольной продукции за счет использования внутренних резервов угольных компаний. Основными мероприятиями по совершенствованию нормативно-законодательной базы являются:

- совершенствование системы тарифного регулирования железнодорожных перевозок угля с учетом конъюнктуры цен на уголь;

- стимулирование практики заключения долгосрочных контрактов на поставку угля и угольной продукции на внутреннем рынке;

- стимулирование потребления качественных (обогащенных) энергетических углей на ТЭС путем ввода понижающего коэффициента железнодорожного тарифа на перевозки угля (с калорийностью не ниже 6000 ккал/кг), осуществляемые по прямым контрактам;

- содействие межтопливной конкуренции угля с газом для обеспечения не менее чем 2-х кратного превышения цен природного газа по сравнению с ценами на уголь;

- стимулирование промышленного извлечения газа метана из угольных месторождений и его использование в экономике страны;

- стимулирование развития глубокой переработки угля (полукоксование, газификация, СЖТ), в том числе путем предоставления налоговых льгот на проектный срок окупаемости инвестиций.

Мероприятия по развитию портовой инфраструктуры предусматривают:

- комплексное развитие инфраструктуры Мурманского порта с доведением его мощности по перевалке угля до 35 млн. т/год;

- развитие транспортного узла «Восточный-Находка» включая новый угольный терминал мощностью 20 млн. т/год и завершение строительства 3-й очереди существующего угольного термина на 6 млн. т/год; - создание сухогрузного района морского порта Тамань;

- строительство объектов инфраструктуры в морском порту Ванино с доведением его грузооборота до 26,4 млн. т/год;

- реконструкцию причалов и подходного канала для развития угольного комплекса в порту Высоцк.

Мероприятиями по развитию железнодорожной инфраструктуры предусматривают:

- увеличение пропускной способности железной дороги на полигоне Кузбасс-Урал-порты Балтийского, Баренцова и Азово-Черноморского бассейна;

- развитие промышленного ж/д транспорта в Кузбассе;

- строительство обхода Кузнецовского тоннеля на БАМе и железных дорог к Эльгинскому и Элегестскому угольным месторождениям;

- создание парка вагонов с нагрузкой 26 тс на ось для перевозки угля в тяжеловесных составах.

Мероприятия по повышению конкурентоспособности угольной продукции за счет использования внутренних резервов угольных компаний предусматривают:

- совершенствование действующей системы учета запасов угля в направлении обеспечения ее полного соответствия требованиям международных систем учета запасов;

- стимулирование перехода угольных компаний на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и использование методов обеспечивающих большую прозрачность угольного бизнеса;

- создание системы экономических и правовых стимулов, обеспечивающих высокие темпы развития рынка сервисных услуг («аутсорсинг») для обслуживания основного бизнеса угледобывающих компаний;

- создание нормативно-правовых основ развития системы лизинга капиталоемкого ГШО с использованием механизмов проектного финансирования.

Результаты реализации комплекса мер позволят создать предпосылки для роста спроса на угольную продукцию в России с 176.5 млн.т в 2009 г. до 220 млн. т в 2030 г., а экспорта российского угля с 107.4 млн. т до 170 млн. т.

Подпрограмма «Обеспечение технологического развития отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров» направлена на создание устойчивой инновационной системы для обеспечения угольной отрасли прогрессивными отечественными технологиями и оборудованием, научно-техническими и инновационными решениями.

Основные направления подпрограммы:

• разработка новых и развитие существующих технологий и видов оборудования, направленных на повышение эффективности добычи, обогащения, переработки и комплексного использования угля и увеличение добавленной стоимости угольной продукции, в том числе нетрадиционных способов добычи угля:

- совершенствование и внедрение технологии подземной газификации угля (ПГУ);

- совершенствование технологий извлечения и использования сланцевого газа;

- совершенствование технологий получения из угля жидкого топлива без изменения физического состояния угля, как природного продукта (водоугольное топливо);

• развитие угольного машиностроения;

• энергосбережение и повышение энергетической эффективности на предприятиях угольной отрасли;

• укрепление научно-технической базы компаний и научных центров; • создание самостоятельных или взаимосвязанных производств (энерготехнологических кластеров), которое предполагает создание демонстрационных предприятий по отработке технологий:

- в 2020–2025 годах подземной газификации угля;

- в 2015–2020 годах захоронения углекислого газа в некондиционных участках угольных месторождений;

- в 2012–2017 годах извлечения и промышленного использования метана угольных пластов;

- в 2012–2015 годах глубокой очистки шахтных вод с утилизацией их низкопотенциального тепла.

Подпрограмма «Обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли» направлена на формирование условий для повышения уровня промышленной безопасности и безопасности ведения горных работ на шахтах, разрезах и углеобогатительных фабриках, снижение их вредного воздействия на окружающую среду.

Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы, включают:

- повышение эффективности государственного регулирования в области безопасности ведения горных работ, промышленной, экологической безопасности и охраны труда;

- повышение нормативных требований к обеспечению безопасности и комфортных условий труда на угольных предприятиях;

- приведение нормативных требований к организациям угольной отрасли в сфере охраны окружающей среды в соответствие с мировыми стандартами;

- мониторинг состояния промышленной, экологической безопасности и охраны труда в отрасли;

- рекультивацию нарушенных и отработанных земель;

- ввод в эксплуатацию новых очистных сооружений;

- использование и экологически безопасное размещение отходов производства.

Реализации настоящей подпрограммы будет осуществляться в три этапа:

- первый этап – снижение количества аварий и смертельных травм на угледобывающих предприятиях;

- второй этап – реализация инновационных проектов на базе российских разработок по добыче и утилизации шахтного метана, по внедрению безлюдных технологических процессов, роботизированной горно-добывающей техники;

- третий этап – обеспечение мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля, промышленное использование шахтного метана, подземных вод, попутных полезных ископаемых.

Для обеспечения экологической безопасности на период до 2030 г. предполагается переход к внедрению лучших из существующих в мире технологий как в производстве и потреблении угольной продукции, так и в обеспечении эффективного восстановления земель.

Реализация подпрограммы предусматривает достижение к 2030 году уровня развитых стран, лучших мировых практик в вопросах промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности, отказа от потенциально опасных технологий в основных и вспомогательных процессах угледобычи. Предусматривается также и повышение в 2 раза экологического рейтинга угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий.

Подпрограмма «Развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний» предусматривает разработку и последовательную системную реализацию комплекса мероприятий по переходу к более экономически и социально совершенным трудовым отношениям в угольной промышленности, обеспечивающему устойчивый рост качества жизни ее работников и в целом населения угледобывающих регионов.

Подпрограмма направлена на реализацию двух основных направлений:

- совершенствование трудовых отношений и оплаты труда в организациях по добыче и переработке угля на перспективу до 2030 года;

- повышение эффективности социального партнерства в угольной промышленности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний.

Поэтапный переход на оптимизацию уровней средней заработной платы по категориям персонала осуществляется в период 2013–2020 гг.с полным выходом на обозначенные ограничения в 2020 году.

Введение в период 2013–2020 гг. тарифных ставок (окладов) для работников угольной промышленности в соответствии с профессиональноквалификационными стандартами должно обеспечить:

- повышение среднемесячной производительности труда одного работника до 210 т/чел. мес. в 2015 г. и до 375 т/чел. мес. в 2020 г.;

- рост реальной среднемесячной заработной платы одного работника до 34,0 тыс. руб. в 2015 г. и до 51,0 тыс. руб. в 2020 г. (I вариант – рост ж.д. тарифов в 2.5 раза);

- достижение среднего и высокого региональных уровней покупательной способности заработной платы по категориям персонала – от 2 прожиточных минимумов до 6 и более.

В период 2021–2030 гг. будет нарабатываться практический опыт и проводиться мониторинг по применению оптимизированной системы оплаты труда работников угольной промышленности с целью перехода на следующую ступень совершенствования системы оплаты труда, в том числе на внедрение окладной системы по контрактам для всех работников угледобывающих и углеперерабатывающих организаций.

Введение в 2021–2030 гг. окладной системы оплаты труда по контрактам для всего персонала с оптимизацией социальных гарантий и компенсаций должно обеспечить:

- повышение среднемесячной производительности труда одного работника до 580 т/чел. мес. в 2025 г. и до 750 т/чел. мес. в 2020 г. ;

- рост реальной среднемесячной заработной платы одного работника до 76.0 тыс. руб. в 2025 г. и до 92.0 тыс. руб. в 2030 г. (I вариант – рост ж.д. тарифов в 2.5 раза);

- достижение высокого регионального уровня покупательной способности заработной платы по категориям персонала – более 6 прожиточных минимумов.

Повышение эффективности социального партнерства в угольной промышленности и корпоративной социальной ответственности (КСО) угольных компаний на период до 2030 г. предполагает интеграцию принципов социального партнерства, включая:

- компании – партнерство собственника (акционеров) угольного бизнеса и профсоюзов в достижении целей развития угольных предприятий (повышения объемов производства и качества продукции, внедрения инноваций, снижения уровня аварийности и травматизма, профессиональной заболеваемости и т.п.), приводящих к повышению благосостояния наемных работников;

- территории недропользования – партнерство угольного бизнеса и муниципальных органов власти в достижении целей развития местного сообщества (инфраструктуры, социальной сферы, экологии), приводящих к повышению качества жизни населения;

- регионы (субъекты Федерации) – партнерство угольного бизнеса и региональных органов власти в достижении целей регионального социально-экономического развития на основе объединения финансовых, интеллектуальных и других ресурсов, обеспечивающего устойчивое бездотационное социально-экономическое развитие угледобывающего региона и создание общественных благ;

- Федерация – партнерство с региональными и муниципальными органами власти, бизнес-структурами, профсоюзами и другими общественными организациями в разработке и реализации нормативно-правовых положений по совершенствованию социально-трудовых отношений в угольной промышленности.

Подпрограмма «Совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности» определяет последовательное формирование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для угольной промышленности, обеспечивающей потребности отрасли в кадрах при реализации в перспективе профессионально-квалификационных стандартов социально-трудовых отношений с учетом осуществляемой модернизации производства и развития социально ориентированного государственно-частного партнерства.

В качестве основных направлений реализации подпрограммы предусматриваются:

- совершенствование профессионального образования на основе Федеральных образовательных стандартов (ФГОС);

- развитие системы повышения квалификации кадров, занятых в угольной промышленности.

Выполнение мероприятий подпрограммы позволит к 2030 г.:

- увеличить долю работников, соответствующих профессионально-квалификационным требованиям, до 100%;

- существенно увеличить закрепление молодых специалистов в организациях угольной промышленности за счет увеличения целевого приема в средние специальные и высшие учебные заведения;

- увеличить обеспеченность организаций угольной промышленности кадрами до 80%;

- снизить долю работников, получающих компенсации после несчастных случаев и за вредные условия труда почти в 2 раза.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Конкретные количественные и качественные оценки результатов реализации Программы определены как совокупный эффект от реализации всех подпрограмм. Положительная динамика показателей реализации программы обеспечивается за счет таких структурных факторов, как пространственное изменение в размещении производительных сил, интенсивное выбытие устаревших основных средств, применение более производительных инновационных технологий и техники, создания новых продуктов переработки угля.

Реализация мероприятий позволит за период 2010–2030 гг. добиться среднемирового уровня эффективности главных факторов производства, в основном за счет:

- полного обновления производственных мощностей по добыче угля на основе инновационных технологий;

- создания и дальнейшего развития эффективных производственных комплексов (кластеров) на базе новых центров угледобычи, в том числе в Кузбассе, Якутии, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

- планомерного выбытия неэффективных мощностей за счет средств формируемых в угольных компаниях ликвидационных фондов.

Эффективность Программы определяется следующими показателями:

- увеличением добычи угля на одного занятого в отрасли в 5 раз;

- увеличением калорийного эквивалента угольной продукции для энергетики с 0.68 до 0.75;

- значительным снижением удельного травматизма со смертельным исходом, повышением уровня охраны труда;

- снижением доли работников, получающих компенсации после несчастных случаев и за вредные условия труда, почти в два раза по сравнению с состоянием на начало выполнения Программы;

- снижением энергоемкости при добыче угля с 4.3 в 2010 году до 3.0 кг у.т./т в 2030 году, при переработке угля с 4.8 до 3.1 кг у.т./т соответственно;

- экономией первичной энергии 25 млн. т.у.т.; - снижением выбросов парниковых газов в угледобыче на 40 млн. т СО2 экв., в углепереработке на 8 млн. т СО2 экв.

Управление реализацией Программы и контроль ее выполнения

Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для реализации целей и задач Программы.

Текущее управление реализации Программы предусматривает организацию обеспечения выполнения программных мероприятий и проектов, предусмотренных Программой, ответственным исполнителем и соисполнителями Программы. Ответственным исполнителем Программы является Министерство энергетики Российской Федерации.

Соисполнители Программы участвуют в реализации программных мероприятий в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на управление в сфере установленных функций.

Исполнителями мероприятий Программы являются организации:

- с которыми соисполнители Программы заключают государственные контракты либо иные гражданско-правовые договоры по результатам конкурсов в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- с которыми негосударственные организации заключают договоры на реализацию мероприятий Программы за счёт средств из внебюджетных источников.

Положение по управлению Программой с определением функций всех соисполнителей, а также системы взаимосвязи между ними, будет разработано после её утверждения с учётом организационно-финансового плана мероприятий реализации Программы. В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы может быть создан Межведомственный координационный совет, формируемый из представителей ответственного исполнителя Программы, соисполнителей Программы, федеральных органов исполнительной власти.

Журнал "Горная Промышленность" №2 (96) 2011, стр.6