Угольная промышленность Стратегия развития до 2020 года

М.П.Воскобойник, д.э.н., гл. научный сотрудник,

Л.С.Плакиткина, к.т.н., зав. лабораторией, «Институт энергетических исследований РАН»


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. №1234-р утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», параметры которой основываются на прогнозе социально-экономического развития страны, исходя из четырех возможных сценариев развития экономики: оптимистического (в дальнейшем по тексту «вариант 1»), благоприятного (вариант 2), умеренного (вариант 3) и критического (вариант 4).


Оптимистический сценарий характеризуется ростом валового внутреннего продукта (ВВП) к 2020 г. в 3.3 раза по сравнению с уровнем 2000 г., увеличением объема инвестиций в 7 раз, высокими ценами на нефть (до 30 долл. США за баррель в 2020 г.) и газ (до 138 долл. за 1000 м3 в 2020 году). При этом доля ТЭК в промышленности составит 19.8% в 2020 г. против 29.5% в 2000 году.

Благоприятный сценарий определяет рост ВВП к 2020 году в 2.6 раза по сравнению с уровнем 2000 года, увеличение объема инвестиций в основной капитал за рассматриваемый период в 4.1 раза, высокие мировые цены на нефть (до 30 долл. США за баррель) и газ (138 долл. США за 1000 м3). Доля ТЭК в промышленности составит 18.7%.

Умеренный сценарий предусматривает рост ВВП к 2020 году в 2.3 раза, увеличение объема инвестиций в 3.6 раза, стабильные мировые цены на нефть (на уровне 18.5 долл. США за баррель), средние контрактные цены на газ (не превышающие 118.5 долл. США за 1000 м3), а доля ТЭК в промышленности – 19.2%.

Критический сценарий предполагает минимальные темпы роста экономики в долгосрочной перспективе на уровне 2.5–3%.

Для принятия обоснованных решений по развитию угольной отрасли при подготовке «Энергетической стратегии России до 2020 года» были проведены исследования по количественной оценке влияния производственных и финансовых факторов на уровень развития отрасли за ретроспективный период и выполнен прогноз изменения этих показателей до 2020 года в зависимости от вариантов добычи угля. Все исследования выполнены с использованием имитационных моделей развития угольной промышленности, разработанных авторами данной статьи (рис. 1).

Имитационные модели развития угольной промышленности (модель добычи угля и финансово-экономические модели) позволяют, в зависимости от возможных сценарных вариантов, определять объемы добычи угля, а также важнейшие производственные, экономические и финансовые показатели развития отрасли на любой год прогнозируемого периода.

Основные производственно-экономические показатели угольной промышленности до 2020 года рассчитаны исходя из прогнозируемых уровней добычи угля, приведенных в Энергетической стратегии. При благоприятных условиях развития (оптимистический и благоприятный сценарии) добыча угля может составить в 2010 г. 330–300 млн.т и возрасти до 430–400 млн.т к 2020 г. При менее благоприятном или неблагоприятном сочетании внешних и внутренних условий и факторов (умеренный и критический варианты развития) добыча угля в стране достигнет: 310–270 млн.т в 2010 г. и 375–300 млн.т в 2020 г.

Расчет экономических и финансовых показателей, а также инвестиций осуществлялся, для исключения влияния инфляции, в долларах США с учетом следующих ежегодных коэффициентов удорожания, учитывающих прогнозируемый рост реального курса рубля:

•    удельных капитальных затрат – 1.03;

•    затрат материальных ресурсов – 1.025;

•    средней заработной платы – 1.04.

Добыча угля

Ежегодный объем добычи угля за прошедшие три года в среднем составил 260 млн. т. В перспективе уровень добычи угля будет зависеть, в основном, от спроса на уголь на внутреннем и внешнем рынках, который, в свою очередь, связан с ценовой конкурентоспоспособностью угля по отношению к альтернативным энергоресурсам и, главным образом, к газу, низкий уровень цен которого обуславливал в течение последних 10 лет постоянное снижение потребления угля в топливно-энергетическом балансе страны.

Если в конце 1998 года соотношение цен на приобретение 1 т условного топлива энергетического угля и газа было 1:0.8, то в 2002 году это соотношение составляло 1:0.62, т.е. газ был значительно дешевле угля. В 1999–2002 г. цены на промышленную продукцию выросли более чем в 2.4 раза, на энергетический уголь – более чем в 2 раза, в то время как регулируемые оптовые цены на газ ФЭК России повысила лишь на 50%.

В период до 2020 года прогнозируется опережающее увеличение цен на газ по сравнению с ценами на уголь. Планируется достижение следующих соотношений цен в условном топливе: 2006 год – 1:1; 2010 год – 1.4:1; в последующие годы – 1.6–2.0:1. Как показали расчеты, только при таких ценовых соотношениях смогут быть достигнуты прогнозируемые объемы потребления угля, а, следовательно, и осуществлены прогнозируемые объемы добычи угля. При этом необходимо будет осуществлять меры для необоснованного повышения цен на уголь за счет антимонопольного контроля, включая государственное регулирование процессов.

Намечаемые объемы добычи угля в зависимости от сценария развития отрасли приведены в табл.1.

Прогнозируемые уровни добычи угля обеспечены достаточным объемом геологических запасов угля, т.е. по разведанным и потенциальным запасам высококачественного угля развитие угольной отрасли практически не имеет ограничений.

В перспективе намечается увеличение удельного веса добычи угля открытым способом, позволяющего получать уголь с более низкими производственными и инвестиционными затратами. Доля добычи угля открытым способом должна возрасти с 65% в 2002 г. до 75–80% в 2020 г.

Наращивание добычи угля ожидается, прежде всего, в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах, находящихся в наиболее благоприятных условиях для обеспечения страны высококачественным и экономичным топливом. Сохранятся, а в некоторых случаях и возрастут, объемы добычи угля на месторождениях Восточной Сибири, Дальнего Востока, Южно-Якутского бассейна, а в европейской части России – Донецкого и Печорского бассейнов.

Объем добычи бурых углей будет определяться темпами развития Канско-Ачинского бассейна, а также освоением таких перспективных месторождений, как Мугунское и Харанорское в Читинской области, Ерковецкое в Амурской области, Лучегорское и Павловское в Приморском крае. При любом сценарном варианте развития доля бурых углей составит не менее одной трети добычи угля по стране.

Особенностью динамики потребления коксующихся углей, в связи с переходом соответствующих предприятий во владение металлургических холдингов, является их зависимость от программы развития металлургии. Ожидается, что добыча коксующихся углей в стране будет расти более низкими темпами, чем добыча энергетических углей, и может составить в 2010 году около 70 млн. т, а в 2020 году – 75–80 млн. т.

Предусматривается опережающее развитие углеобогащения, разработка и введение системы мер по повышению качества угольной продукции за счет поставки промышленным потребителям и населению обогащенного угля. Доля обогащения коксующихся углей возрастет с 78.5% в 2002 году до 100% в 2020 году и энергетического угля (кроме бурого) до 50%.

Мощности угледобывающих

предприятий

Общая мощность угледобывающих предприятий по состоянию на 1.01.03 г. составляла 281.4 млн. т.

В прогнозируемом периоде, исходя из необходимости достижения принятых по сценариям развития объемов добычи угля, общая мощность угледобывающих предприятий в 2020 году должна составить: 1 вариант –459.5 млн. т; 2 вариант –429.3 млн. т; 3 вариант –404.6 млн. т; 4 вариант – 336.2 млн. т.

Движение мощностей в прогнозируемом периоде приведено в табл.2.

Рост мощностей в отрасли будет осуществляться в период 2006–2010 годов, в основном, за счет технического перевооружения, а в период 2011–2020 годов – за счет коренного изменения технического уровня угольного производства путем применения техники нового поколения на вновь введенных мощностях.

Развитие открытого способа добычи будет основано на переоснащении разрезов высокопроизводительной горнотранспортной техникой непрерывного и цикличного действия, внедрении прогрессивной циклично-поточной и поточной технологий добычи. В настоящее время определены перспективные комплексы для циклично-поточной и поточной технологий для действующих и новых разрезов, причем, как показывает анализ, они проектируются практически с предельно возможными параметрами технологии, экскавационного и транспортного оборудования.

Для отработки пластов Канско-Ачинского бассейна и других месторождений со слабыми перекрывающими породами разрабатываются автоматизированные комплексы горнотранспортного оборудования непрерывного действия, обеспечивающие поточные схемы добычи угля и размещение пород вскрыши в выработанном пространстве. Эти технические решения позволяют достичь самых высоких показателей на угольных разрезах, особенно по производительности труда.

Глубокие и масштабные изменения произойдут в производственной структуре и технологии подземного способа добычи угля. Развитие технологии очистных работ при подземной добыче будет связано с преимущественным использованием длинных очистных забоев, оборудованных механизированными комплексами, в основном отечественного производства, а также короткозабойной техники с применением комбайнов непрерывного действия и самоходных средств транспорта угля. Очистные комплексы, собираемые из типовых блоков, будут изготавливаться по индивидуальным проектам, адаптированным к конкретным горно-геологическим условиям шахты, пласта, лавы. Создаваемые комплексы должны обеспечивать съем полосы угля со скоростью подачи комбайна 15–20 метров в минуту. Существенно повысится ресурс всего забойного оборудования с тем, чтобы на весь срок службы исключить его выдачу на поверхность для перемонтажа и капитального ремонта.    

Для технического перевооружения отрасли и наращивания мощностей по добыче угля необходимыми темпами потребуется значительный объем инвестиций.

Инвестиции

Общие инвестиции на развитие отрасли в период 2003–2020 годов, включая техническое перевооружение, реконструкцию, новое строительство угледобывающих предприятий и обогатительных фабрик, с учетом прогнозируемого удорожания инвестиционных затрат на 1т добычи угля в зависимости от сценария развития отрасли составят 16.2–22.5 млрд. долл. США.

Потребность в общих инвестициях, в инвестициях в основной капитал и в инвестициях для добычи угля приведены в табл.3.

Общие инвестиции включают в себя инвестиции в нефинансовые активы, т.е. инвестиции в основной капитал, капитальный ремонт основных средств и других инвестиций в нефинансовые активы, а также финансовые вложения (краткосрочные и долгосрочные).

Инвестиции в основной капитал состоят из:

-    инвестиций, необходимых для осуществления добычи угля (инвестиционные затраты по новому строительству шахт и разрезов, по техническому перевооружению шахт и разрезов и поддержанию добычи угля, включая стоимость машин, оборудования, инструмента, инвентаря; зданий (кроме жилых) и сооружений);

-    прочих инвестиций в основной капитал, в том числе направляемых на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Расчет потребности в инвестициях для осуществления добычи угля, приведенный в табл.3, основывался на удельных показателях инвестиционных затрат, разработанных исходя из анализа реализованных за последние годы проектов нового строительства, модернизации и технического перевооружения угольных предприятий с учетом принятого удорожания (табл.4).

Более высокая общая потребность в инвестиционных ресурсах в период 2003–2020 гг. в объеме 20–25 млрд. долл. США, по расчетам некоторых специалистов угольной отрасли, основывается на двух основных принятых в их расчетах положениях.

Во-первых, на завышенных удельных инвестиционных затратах на новое строительство и техническое перевооружение, которые, как правило, рассчитывались на основе проектов и технико-экономических обоснований середины 70–80-х годов, включавших социальные затраты, которые в настоящее время в инвестиционных проектах не учитываются.

Во-вторых, принято считать, что износ основных фондов в угольной промышленности составляет более 75%, и поэтому требуются соответствующие дополнительные инвестиционные затраты на поддержание и обновление основных фондов. При этом не принимается во внимание, что 75% износа основных фондов рассчитано как отношение начисленной амортизации к стоимости основных фондов. Однако, износ, исчисленный по амортизации, и реальный физический износ – это разные понятия. Оценка физического износа в угольной промышленности не проводилась, но он должен быть значительно меньше, чем износ по амортизации. Если исходить из физического износа, то не потребуется значительных дополнительных инвестиционных издержек на поддержание мощности, и физический износ может быть возмещен за счет амортизационных отчислений.

Источники финансирования

развития отрасли

Согласно проведенным расчетам в ИНЭИ РАН, прогнозируемая потребность в инвестициях в объеме 16.2–22.5 млрд. долл. США (в зависимости от вариантов развития отрасли) может быть полностью удовлетворена за счет собственных средств угольных предприятий при условии списания кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом и при условии роста среднеотраслевых цен реализации у производителя угольной продукции в расчетном периоде более чем в 2 раза.

В том случае, если не будет принято решение о списании кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом, и темп роста среднеотраслевых цен на угольную продукцию будет более низким, для обеспечения намеченных темпов увеличения добычи угля и требуемых объемов мощностей предприятий с одновременным повышением технического уровня угольных предприятий необходимо проведение эффективной государственной инвестиционной политики, которая должна предусматривать решение следующих задач:

•    улучшение финансового состояния угольных предприятий путем реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также в государственные внебюджетные фонды, что позволит осуществлять инвестирование за счет прибыли;

•    реализация мер налогового стимулирования привлечения инвестиций;

•    проведение адекватной налоговой, таможенной и ценовой политики;

•    развитие лизинговых отношений;

•    определение системы государственных приоритетов для обоснования сферы возможной государственной поддержки;

•    непосредственное участие государственного бюджета в инвестиционных программах на условиях предоставления кредита на возвратной и платной основах.

Важное значение для формирования необходимых инвестиционных ресурсов за счет собственных средств и средств инвесторов имело бы введение мер налогового стимулирования привлечения инвестиций, включая снижение налогооблагаемой базы по следующим направлениям:

•    по налогу на прибыль на сумму инвестиционных затрат, израсходованных за счет прибыли;

•    по налогу на имущество за счет горно-капитальных выработок, карьерных автодорог и других объектов, не являющихся имуществом (товаром);

•    по налогу на землю за счет санитарно-защитных, технических и охранных зон;

•    по налогу на добычу полезных ископаемых при освоении угольных месторождений в сложных горно-геологических условиях.

Себестоимость угля

В зависимости от сценариев развития угольной промышленности себестоимость 1 т добычи угля в 2020 г. по сравнению с 2002 г. возрастет в 1.4–1.7 раза.

Прогноз изменения себестоимости 1 т угля приведен в табл.5.

Рост себестоимости добычи угля будет происходить, в основном, в связи с постоянно усложняющимися горно-геологическими условиями добычи угля, вызывающими увеличение производственных затрат, и высокой стоимостью техники нового поколения, которая приведет к росту амортизационных отчислений.

Отработка запасов при открытом способе добычи угля, доля которого к 2020 г. достигнет 75–80%, будет сопровождаться существенным увеличением глубины разработки и, соответственно, коэффициента вскрыши. Если в настоящее время преобладающая глубина разработки на угольных разрезах составляет 50–150 метров и только 13 разрезов работают на глубине свыше 150 метров, то к 2020 году средняя глубина работ вырастет до 250 метров, а ряд разрезов достигнет глубины 450–500 метров. За этот период ожидается увеличение среднего коэффициента вскрыши с 4.5 до 6.5.

Долговые обязательства

В настоящее время в угольной промышленности наблюдаются высокие объемы кредиторской и дебиторской задолженности. По состоянию на 1.01.2003 года общая кредиторская задолженность составила 2851.4 млн. долл. США, а общая дебиторская задолженность – 923.3 млн. долл. США, т.е. соотношение составляло 3.1 : 1.

В общей сумме кредиторской задолженности 74% составляет задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Принятые в настоящее время принципы реструктуризации просроченной кредиторской задолженности (включая пени и штрафы) перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами действуют для всех угольных предприятий независимо от их финансового состояния. Это приводит к стагнации и часто к банкротству предприятий с неустойчивым финансовым состоянием. Для успешного решения этой проблемы принципиально возможны 3 варианта реструктуризации просроченной кредиторской задолженности в зависимости от текущего финансового состояния угольного предприятия:

•    предприятиям с устойчивым финансовым состоянием, участвующим в конкурсе на получение средств господдержки, предоставить возможность полученные на возвратной и платной основе инвестиционные средства направлять на списание части кредиторской задолженности;

•    предприятиям с менее устойчивым положением для стабилизации их финансового положения установить списание суммы кредиторской задолженности эквивалентной сумме (или ее части) инвестиций, вкладываемых в основной капитал за счет собственных средств;

•    предприятиям с неустойчивым финансово-экономическим состоянием, но имеющим народно-хозяйственное значение, полностью списать просроченную кредиторскую задолженность в соответствии с принципами, принятыми в настоящее время для предприятий сельского хозяйства.

В прогнозируемом периоде намечается постепенное уменьшение кредиторской и дебиторской задолженности и доведение их соотношения до оптимальных размеров, т.е. 1:1.

Показатели финансовой

деятельности

В результате производственной деятельности прибыль в отрасли, исходя из прогнозируемого роста цен на уголь, за период 2003–2020 годы составит (млн. долл.  США):

а) балансовая прибыль

1 вариант – 21475.0; 2 вариант – 19255.6; 3 вариант – 18518.5; 4 вариант – 15052.5;

б) чистая прибыль

1 вариант – 13941.0; 2 вариант – 12383.7; 3 вариант – 11839.7; 4 вариант – 9456.7.

В результате производственной деятельности отрасли за период 2003–2020 годов прогнозируются следующие поступления в бюджет от всех видов налогов и платежей (без выплат просроченной кредиторской задолженности, млн. долл. США): 1 вариант – 41522 млн.долл.; 2 вариант – 39279 млн.дол.; 3 вариант – 38664 млн. дол; 4 вариант – 35081 млн.дол.

Таким образом, общий объем налоговых поступлений в бюджет от производственной деятельности отрасли почти в 2 раза превышает общие инвестиционные затраты, которые необходимы для развития угольной промышленности на период до 2020 года.


Прогноз вариантного развития угольной промышленности показывает, что имеются все необходимые предпосылки для выполнения отраслью своей стратегической задачи по оптимальному удовлетворению потребностей экономики и населения России в твердом топливе на основе эффективного использования ресурсного и производственного потенциала.

Журнал "Горная Промышленность" №5 2003