Формы партнерства государства и бизнеса в финансировании научноисследовательских и опытно конструкторских разработок

Л.С. Плакиткина, к.т.н., зав. лабораторией, Институт энергетических исследований РАН (ИНЭИ РАН)

Анализ зарубежного опыта взаимодействия частного и государственного секторов экономики в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) показал, что практически все передовые страны мира используют ту или иную форму кооперации бизнеса и государства при финансировании НИОКР, предоставляя бизнесу на эти цели значительные преференции.

В США самой действенной оказалась кооперация бизнеса с государством, осуществляемая через венчурные фонды, которые осуществляют не только финансирование НИОКР, но и создание опытно-инновационного продукта с доведением его до стадии производства. В Японии осуществляется комплексный подход поддержки инновационной деятельности, в рамках которого государство финансирует частные компании, занимающиеся НИОКР, с последующим предоставлением государственного заказа и участвует в совместном финансировании НИОКР через различные фонды, привлекая внебюджетные источники финансирования. Например, «Японский центр ключевых технологий» финансирует совместно с малым и средним бизнесом необходимые фундаментальные и прикладные НИОКР. В странах Западной Европы государство поощряет сотрудничество университетов в кооперации с бизнесом путем прямого и косвенного участия. Широкое распространение получила «кластерная философия» – кооперация между бизнесом и научными организациями при широком содействии государства, включая вопросы софинансирования. Цель кластеров – разработка НИОКР и поиск потенциальных потребителей их результатов.

Организационная схема совместного финансирования НИОКР государством и бизнесом в Норвегии

Показателен Норвежский опыт финансирования НИОКР и взаимодействия государства с бизнесом в энергетике (рис. 1). Государственный Комитет по исследованиям Норвегии участвует в формировании каталога НИОКР, осуществляет финансирование НИОКР, которые проводят университеты и институты с целью дальнейшего их применения в отрасли.

Комитет по исследованиям Норвегии осуществляет в основном финансирование НИОКР по следующим четырем основным программам:

- EFFEKT – проект исследований в области энергообмена с другими странами и изучение сетевых монополий. Главная цель данного проекта – повышение доходности компаний электроэнергетической отрасли Норвегии;

- NYTEK – исследования в области эффективных технологий с использованием возобновляемых ресурсов;

- SAMRAM – исследования социально-экономических и экологических аспектов функционирования отрасли электроэнергетики в Норвегии;

- «Общие исследования в области энергетики» – фундаментальные исследования производства и потребления энергии.

Негосударственное финансирование НИОКР осуществляется за счет средств, привлекаемых Федерацией Электроэнергетики Норвегии (EnFo) от бизнес-структур. Эта организация координирует спрос на НИОКР в отрасли. Ежегодно Федерация выпускает каталог НИОКР, требующих дополнительного софинансирования, а также новые проекты, планируемые к реализации. Участники Федерации EnFo (компании электроэнергетической отрасли Норвегии) высказывают мнение о финансировании тех проектов по НИОКР, которые они считают наиболее актуальными.

Государственное финансирование, осуществляемое Комитетом по исследованиям Норвегии, предназначается не только для указанных выше четырех основных направлений электроэнергетики, но и для финансирования прочих программ по НИОКР, представленных в каталоге Федерации электроэнергетики Норвегии.

Сравнение объемов финансирования НИОКР в ведущих странах мира и в России, в текущих ценах 2007 г. (млрд. долл. США)

Кроме того, крупные компании в электроэнергетической отрасли Норвегии осуществляют проведение НИОКР и собственными силами – за счет собственных подразделений или учреждений по НИОКР, заключая контракты с научно-исследовательскими институтами напрямую. Например, государственная сетевая компания Statnett SF ежегодно выделяет более 10 млн. долл. США из своего бюджета на финансирование НИОКР. Однако существенную часть этих средств она направляет в EnFo для участия в совместном финансировании проектов по НИОКР, предусмотренных утвержденным каталогом.

Наряду с прямыми бюджетными ассигнованиями для финансирования НИОКР в Норвегии широко используются различные государственные, общественные и частные фонды («Фонд по развитию исследований и разработок в промышленности», «Футбольный фонд», фонды Ф. Нансена, А. Яре и др.). Норвегия поддерживает научные связи со многими странами мира и состоит в более 50 международных и региональных научных организациях. Через систему фондов осуществляется финансирование НИОКР, в котором принимают участие и представители крупного иностранного бизнеса в Норвегии, например, компании Alcatel, Siemens, ABB, Statiol и др.Проведенный анализ форм партнерства государства и бизнеса в финансировании НИОКР показал, что наиболее простой и приемлемой для российских условий представляется модель, реализованная Федерацией Электроэнергетики Норвегии. Эта модель реализуется без создания юридического лица – Фонда совместного финансирования, а все работы проводятся через координацию действий государства и бизнеса.

Основные элементы рекомендуемой модели партнерства:

- взаимно согласованный каталог (план) НИОКР;

- долевое участие «бизнеса» и «государства» в финансировании НИОКР, вошедших в утвержденный каталог;

- отсутствие специальной совместной (государства и бизнеса) организации, аккумулирующей финансовые средства из источников «бизнес» и «государство»;

- организация синхронного финансирования проектов НИОКР за счет координации действий государственного Комитета и частного бизнеса.

Оценка зарубежного опыта финансирования НИОКР и пропорций участия государства и бизнеса

По объему финансирования НИОКР (в текущих ценах) можно выделить пятерку стран мира (США, Япония, Китай, Германия, Франция), обладающих в настоящее время самыми высокими значениями этого показателя (рис. 2).В этой пятерке стран самые большие финансовые затраты на НИОКР несут США и Япония. Однако в последнее время Китай, уделяя в своей политике значительное внимание развитию инновационной деятельности, стабильно занимает третье место по объемам финансирования НИОКР, опережая такие страны, как Германия и Франция.

Россия по объемам финансирования НИОКР существенно отстает от стран пятерки: они составляют всего 6% от затрат США и 23% – от затрат Китая.

Лидирующими странами мира одновременно и по объему финансирования НИОКР и по числу занятых исследователей являются США, Япония, Китай, Германия, Франция. На долю этой пятерки стран приходится более 70% мировых затрат финансирование НИОКР. Фактически эти страны прочно удерживают позиции основных мировых производителей инновационных товаров и услуг.

Затраты на НИОКР в 2007 году в США, странах Западной Европы, Азии и России

Интенсивное развитие инновационного потенциала характеризуется удельными показателями, например, объемом финансирования НИОКР, приходящимся на одного исследователя (табл. 1).В соответствии с данными табл. 1 технологически передовые страны, такие как США, Германия, Япония, Южная Корея имеют самые высокие значения этого показателя. Россия характеризуется вчетверо меньшим показателем, чем средний по миру и почти в 6 раз меньшим, чем США. Помимо высокого различия затрат на одного исследователя, данные табл. 1 свидетельствуют о существенной дифференциации стран мира по источникам финансирования НИОКР. При этом прослеживается связь между величиной затрат на одного исследователя и объемом источников финансирования НИОКР. Более высокие значения затрат определяют большие размеры финансирования НИОКР за счет такого источника как «бизнес».

Для установления взаимосвязи между объемами источников финансирования и величиной затрат, приходящихся на одного исследователя, можно выделить четыре группы стран: I группа – страны с высокими затратами на одного исследователя – более 195 тыс. долл. США; II группа – страны со средними затратами – 130–195 тыс. долл. США; III группа – страны с низкими затратами – 65–130 тыс. долл. США; IV группа – страны с очень низкими затратами – менее 65 тыс. долл. США).

Объемы финансирования НИОКР, приходящиеся на одного исследователя в ведущих странах мира, в России и Китае (долл. США): а) – по источнику «государство»; б) – по источнику «бизнес»

Объемы финансирования НИОКР, приходящиеся на одного исследователя в ведущих странах мира, в России и Китае (долл. США): а) – по источнику «государство»; б) – по источнику «бизнес»

Рис. 4 Объемы финансирования НИОКР, приходящиеся на одного исследователя в ведущих странах мира, в России и Китае (долл. США):

а) – по источнику «государство»; б) – по источнику «бизнес»

В I группу вошли Швейцария, Австрия, США. Германия, Люксембург, Нидерланды, Италия, Швеция, Ирландия, Франция, Япония (рис. 3). Это самые высокотехнологичные страны, имеющие самую высокую производительность труда. Необходимо отметить, что входящие в пятерку лидеров с очень высокими затратами на одного исследователя – США и Германия – обладают еще и большими объемами финансирования затрат на НИОКР. Безусловно, США и Германия – это мировые лидеры развития постиндустриальной экономики мира. В группу стран с высокими затратами вошли практически все страны пятерки (кроме Китая), имеющие самые большие объемы финансирования НИОКР. Характерная особенность стран, входящих в I группу, состоит в большом удельном весе «бизнес-источника» финансирования, в среднем более 60%, и, соответственно, невысоком уровне (в среднем 30%) источника «государственное финансирование». Это означает, что бизнес в этих странах играет роль главной движущей силой инновационного развития. Россия не входит в I группу, т.к. уровень ее затрат на одного исследователя почти в 5 раз меньший, чем средний уровень в странах этой группы.

Группа II включает страны Северной Европы, а также Южную Корею, Сингапур и Тайвань. Средние затраты по этой группе примерно на 40% ниже, чем в I группе стран. Во II группе выше и доля государственного финансирования НИОКР (в среднем 34–35%). Страны этой группы, конечно же, можно отнести к разряду высокотехнологичных.

В III группу стран – с низкими затратами на одного исследователя – от 65 до 130 тыс. долл. США, вошли Мексика, Турция, Венгрия, Аргентина, Греция, Португалия, Новая Зеландия. Страны этой группы в среднем характеризуются удельными затратами, примерно вдвое меньшими, чем во II группе – со средними затратами. В ней доля государственного участия в финансировании НИОКР почти 1.5 раза выше, чем в странах с высокими затратами на одного исследователя. К этой группе относятся развивающиеся страны, часть стран Южной Европы и Китай.

Замыкает систематизацию группа IV – стран с очень низкими затратами на одного исследователя – до 65 тыс. долл. США: Румыния, Польша, Россия, Словакия. В IV группе затраты примерно вдвое ниже, чем в странах III группы. В основном группу представляют страны бывшего социалистического лагеря, включая Россию (рис. 4). Главным источником финансирования НИОКР в IV группе стран служит государство. Доля этого источника почти вдвое выше, чем в странах с высокими затратами на одного исследователя (I группа).

Проведенный анализ свидетельствует о диаметрально противоположном характере источников финансирования НИОКР в разных странах. Так, в группе высокотехнологичных стран участие «бизнеса» в качестве источника их финансирования составляет 60%, а доля государственного финансирования НИОКР не превышает 30%. В группе же низкотехнологичных стран – наоборот: доля «бизнеса» в финансировании НИОКР составляет около 30%, а «государства» – 60% (рис. 5).

Структура источников финансирования НИОКР по двум группам стран мира: с высоким (а) и очень низким (б) объемом финансирования НИОКР, приходящимся на одного исследователя

Если ориентироваться на группу передовых высокотехнологичных стран, то для России, помимо увеличения объемов финансирования НИОКР, необходимо изменить и структуру этого финансирования в направлении пропорций, действующих в передовых странах.

В этой связи при реализации в угольной промышленности совместного финансирования НИОКР можно рекомендовать в качестве рациональных пропорций такого финансирования следующие: на первом этапе (до 2011 г.) 50% – «бизнес» и 50% – «государство», с постепенным снижением доли «государства» до 35% в последующие (до 2020) годы.

Методы стимулирования участия бизнеса в финансировании НИОКР

Во многих развитых странах мира льготы бизнесу на НИОКР представляются в основном в виде скидок с расходов компаний на эти цели.

Применяются два вида налоговых скидок: объемные и приростные.

Объемная скидка предоставляет льготу, пропорциональную размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии до 100% расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия, предприятия энергетики полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения.

Достаточно действенен в США механизм поощрения финансирования НИОКР корпорациями, предусматривающий право на вычеты из прибыли 3-х летних затрат на НИОКР, если в течение 3-х лет ежегодные объемы финансирования корпораций увеличивались на 5% в год. В случае превышения этих затрат над прибылью, оставшаяся сумма вычета переходит на следующий финансовый год.

Предлагаемый алгоритм формирования фонда совместного финансирования НИОКР государством и угольными компаниями

Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка – 50% – имеет место во Франции. В Канаде, США, Японии и Тайване она составляет 20%. Однако применение скидок имеет ряд ограничений. Так, например, в США налоговая скидка на прирост НИОКР применяется лишь к тем расходам на НИОКР, которые направлены на создание новой продукции или разработку новых технологических процессов.

Кроме того, установлен лимит на льготы – дополнительные расходы на НИОКР (на которые распространяется льгота) не должны превышать 50% от суммы базисных затрат за определенный период. В Канаде размер льготы увеличивается до 30% для условий труднодоступных и экономически неразвитых районов. В Японии и Тайване скидка в 20% исчисляется от суммы прироста расходов на НИОКР по сравнению с наивысшим достигнутым уровнем расходов на НИОКР, однако, при этом имеется ограничение: данная льгота не должна превышать 10% от общих налоговых обязательств компании.

Некоторые страны используют одновременно оба вида налоговых скидок: объемный и приростной, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной (в размере 20%) для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований.

Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от суммы корпоративного налога. В Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше – соответственно, 75%, 35% и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостной предел налоговой скидки.

В Великобритании для мелких и средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20% (в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР), либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств компании. Расходы, которые компании несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли. Во многих странах введены налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления.

В развитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации – от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15–18%.Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в 1Rй год его работы. В Германии в 1-й год может быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР.

Помимо вышеприведенных льгот в зарубежной практике применяется льгота понижения ставок налогообложения прибыли.

Кроме того, например, в США бизнес использует право вычета из облагаемого дохода производителей:

- суммы средств, переданных бесприбыльным организациям для выполнения НИОКР, но не выше 5% облагаемого дохода компаний;

- стоимости научного оборудования, переданного компанией. Широко применяются налоговые льготы для ускорения кооперации угольных компаний в сфере НИОКР в США:

- вычет из облагаемого дохода всех взносов компаний в бюджет консорциума на проведение НИОКР;

- льготы по ускоренной амортизации научного оборудования, предназначенного для кооперации.

Анализ опыта стимулирования бизнеса для финансирования НИОКР позволяет определить меры поощрения угольного бизнеса в финансировании фонда НИОКР Минэнерго России.

В настоящих условиях весьма действенными мерами могли бы быть:

- вычет из налогооблагаемой прибыли угольных компаний затрат на финансирование НИОКР из каталога фонда совместного финансирования НИОКР Минэнерго России;

- применение ускоренной амортизации активной части основных фондов, с коэффициентом до «3», к угольным компаниям, повышающим расходы на НИОКР, темпами 10% в год и более, в том числе по Фонду совместного финансирования НИОКР Минэнерго России – темпами 5% в год и более, и на срок, равный сроку такого повышения, увеличенному на 2 года.

Разработка предложений по формированию фонда совместного финансирования НИОКР государством и угольными компаниями

На основе анализа зарубежного опыта совместного финансирования НИОКР государством и бизнесом предложен нижеследующий алгоритм формирования фонда совместного финансирования НИОКР Минэнерго России без образования юридического лица, при котором реализуется раздельное финансирование каждой научно-исследовательской работы из списка, утвержденного Правлением Фонда (рис. 6).

1. Минэнерго России необходимо совместно с угольными компаниями сформировать согласованный каталог НИОКР фонда совместного финансирования. Каталог должен состоять из НИОКР, предусматриваемых к реализации в предстоящем 3-х летнем периоде с выделением НИОКР, намечаемых к реализации в очередном году.

2. Для проведения совместной научно-исследовательской политики Министерства энергетики России и угольного бизнеса, а также утверждения каталога НИОКР и объемов их финансирования, необходимо создать Правление Фонда в лице представителей угольных компаний и Минэнерго России. При этом Заместителя председателя Правления Фонда целесообразно избирать из представителей угольных компаний на ротационной основе. Для оперативной работы правления Фонда необходимо принять регламент, утверждаемый Минэнерго России.

3. Правление Фонда, на основе предложений угольных компаний и Минэнерго России, должно:

- утвердить каталог Фонда на три предстоящих года;

- сформировать перечень НИОКР, намечаемых к реализации в очередном году;

- сформировать перечень НИОКР, намечаемых к реализации в очередном году;

- подготовить проект сметы (с учетом гарантийных писем от угольных компаний по финансированию НИОКР) на финансирование НИОКР, предусмотрев при финансировании постепенное снижение доли «государства» до 35%.

4. Утвержденный правлением Фонда проект НИОКР должны быть, в соответствии с внутренним регламентом Минэнерго России, направлены на рассмотрение и дальнейшее утверждение Министром.

5. Утвержденный Министром энергетики России скорректированный перечень НИОКР в части работ Минэнерго России и скорректированные объемы финансирования должны вновь быть рассмотрены Правлением Фонда и, при необходимости, скорректированы в части финансирования, обеспечиваемого «бизнесом». Правление Фонда должно окончательно утвердить перечень НИОКР на очередной год и смету расходов на их выполнение.

6. В соответствии со своим регламентом работы Правление должно осуществить рассмотрение и утверждение технических требований к НИОКР.

7. Минэнерго России в соответствии со своим регламентом должно объявить конкурс на проведение НИОКР (в части работ министерства).

8. Правление Фонда должно утвердить из числа угольных компаний компанию-контрактора, обеспечивающую функции по аккумулированию (вместе с другими компаниями) финансирования работ из списка НИОКР, осуществляемых «бизнесом», и объявить конкурс.

9. Компания-контрактор, синхронизируя свои действия через Правление Фонда с Минэнерго России, должна объявить конкурс на проведение НИОКР (в части бизнеса).

10. По результатам конкурсов с исполнителями по части НИОКР Министерства должны подписываться договора с Минэнерго России, с исполнителями по части НИОКР «бизнеса» договора должны подписываться компаниейконтрактором, утвержденной Правлением Фонда.

Пропорции финансирования НИОКР

В соответствии с «Концепцией социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р, главной целью социально-экономического развития России на период до 2020 г. является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу ведущей мировой державы XXI века. При этом предусматривается, что Россия должна занимать передовые позиции в глобальной экономической конкуренции в 2015–2020 годы и войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта.

Предлагаемая динамика пропорций объемов и источников финансирования НИОКР до 2020 г.

Достижение этой цели связано с реализацией варианта инновационного развития экономики. В соответствии с этим, как показал анализ зарубежного опыта, для того, чтобы приблизиться в 2020 г. к стандартам инновационного развития передовых стран, необходимо существенно увеличить объемы финансирования НИОКР. Целесообразно как минимум к 2020 г. удвоить объемы финансирования НИОКР. При этом структура финансирования к 2020 г. должна быть диаметрально противоположной ныне действующей структуре: не менее 60% объема финансирования НИОКР должно осуществляться за счет источника «бизнес». В этой связи в процессе государственного управления предлагается соблюдать пропорции финансирования НИОКР, указанные в табл. 2. Эти пропорции должны контролироваться Правлением Фонда.

В соответствии с целевыми установками и динамикой пропорций финансирования «бизнес» должен увеличивать финансирование НИОКР (собственных и из Фонда НИОКР), темпами примерно 9–13% в год. Это означает, что финансирование работ из Фонда НИОКР Минэнерго России должно увеличиваться темпами не менее 5–6% в год.

Вышеприведенное должно стать условием для предоставления налоговых льгот угольному бизнесу, финансирующему НИОКР.

Налоговые льготы угольному бизнесу

В соответствии с анализом зарубежного опыта предлагаются нижеследующие налоговые льготы угольным компаниям, участвующим в Фонде совместного финансирования НИОКР Минэнерго России:

- вычет из налогооблагаемой прибыли компаний затрат на финансирование НИОКР, осуществляемого из каталога фонда совместного финансирования НИОКР Минэнерго России;

- применение ускоренной амортизации активной части основных фондов с коэффициентом до «3» к компаниям, повышающим расходы на НИОКР темпами 10% в год и более, в том числе по Фонду совместного финансирования НИОКР Минэнерго России, темпами 5% в год и более и на срок, равный сроку такого повышения, увеличенному на 2 года.

Заключение

Проведенный анализ зарубежных моделей партнерства государства и бизнеса в финансировании НИОКР позволил установить следующее:

• наиболее простой и приемлемой для российских условий представляется модель партнерства, реализованная Федерацией Электроэнергетики Норвегии, которая не предполагает создания специальной совместной организации («государство» и «бизнес») как юридического лица, аккумулирующего финансовые средства на НИОКР. Реализация такой модели партнерства основана на организационно-структурных решениях:

- формирование взаимно согласованного каталога (плана) НИОКР;

- долевое участие в финансировании НИОКР «бизнеса» и «государства» из утвержденного каталога;

- организация синхронного финансирования проектов НИОКР за счет координации действий профильного ведомства и частного бизнеса;

• в развитых странах основным источником финансирования НИОКР является бизнес, а государство финансирует лишь не более 30% всех НИОКР;

• в соответствии с лучшими достижениями мировой практики, предложен алгоритм формирования фонда совместного финансирования НИОКР без образования юридического лица. Представлены предложения по организационной структуре фонда, порядке его работы, синхронизации действий угольных компаний и Минэнерго России при определении приоритетных НИОКР и их совместном финансировании;

• подготовлены предложения по усовершенствованию механизма финансирования НИОКР, обеспечивающему поэтапное достижение (до 2020 г.) эффективных пропорций финансирования со стороны Минэнерго России и угольных компаний в рамках развития частно-государственного партнерства;

• на основе анализа зарубежного опыта подготовлены предложения по установлению налоговых льгот для угольных компаний, обеспечивающих совместное с государством финансирование НИОКР в рамках функционирования Фонда НИОКР.

Журнал "Горная Промышленность" №2 (90) 2010, стр.8