Развитие биржевой торговли углем в Российской Федерации

О.Ю. Карасев, к.э.н., начальник отдела развития рынка угля Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ;

А.Г. Морева, к.т.н., зам. начальника отдела развития рынка угля Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ

Российская Федерация располагает огромными запасами угля (второе место в мире). При этом, по прогнозным оценкам экспертов, мировое потребление угольного топлива в ближайшие 20–25 лет останется вторым по значимости среди энергоресурсов.

Сцелью сохранения и расширения доли российского угля на мировых рынках энергоресурсов, а также внутри страны в среднесрочном периоде потребуются взвешенное отношение к меняющимся экономическим условиям и адаптация к современным формам продажи угольной продукции, в том числе и через биржевую торговлю. Своевременно принятые меры позволят сформировать в Российской Федерации нормативную правовую базу для обеспечения эффективной и прозрачной торговли углём на товарно-сырьевых биржах и создать современный регламент рыночных отношений и расчетов за российский уголь через биржевые площадки.

В связи с этим и во исполнение поручений Правительства Российской Федерации Минэнерго России совместно с ФАС России, Банком России, Минфином России, Минэкономразвития России, угольными, металлургическими и энергетическими компаниями, а также ЗАО «Санкт-Петербургская Международная товарно-сырьевая биржа» (далее – СПбМТСБ) и АНО «ИПЕМ» разрабатывает механизмы биржевой торговли углем с учетом имеющегося зарубежного опыта.

Проведенный анализ и оценка открытой информации в части продажи угольной продукции позволяют отметить, что в настоящее время в рамках долгосрочных контрактов и по спотовым поставкам на биржах продается менее 20% мирового объема добычи угля. В последнее десятилетие также стали развиваться электронные торговые площадки, внебиржевые рынки производных финансовых инструментов и фьючерсных бирж, действует система электронной торговли Global Coal, где устанавливаются базисы и условия поставки, такие как FOB Австралия, FOB Южная Африка или CIF Амстердам, Антверпен, Роттердам (далее – АРА). В мировой практике существует два отдельных рынка угля – рынок энергетического и рынок коксующегося угля. В основном цены на уголь определяются в зависимости от качества продаваемой товарной продукции, понесенных затрат на ее транспортировку и сроков доставки потребителю. При этом особое внимание уделяется сектору переработки и хранения угля, а также наличию развитой транспортной инфраструктуры для обеспечения его своевременной и качественной доставки покупателю, что в комплексе определяет степень эффективности заключенных сделок на продажу угольной продукции.

Указанные обстоятельства вынуждают и продавцов угля, и его покупателей вкладывать значительные финансовые средства в реализацию проектов по созданию надежных транспортных инфраструктур (железные дороги, порты, суда, склады) с целью обеспечения надежной цепочки снабжения углем потребителя, в том числе через своевременную доставку угля. При этом долгосрочные контракты на поставку угольной продукции в значительной степени являются гарантией и финансовой базой таких проектов.

Поэтому в настоящее время для мировых рынков угля характерно повсеместное использование долгосрочных контрактов, заключаемых на поставку угольной продукции. В основном это энергетический уголь (используется для выработки электроэнергии) и высококачественный коксующийся уголь (для производства стали). Цены на энергетический уголь обычно корректируются в соответствии с показателем его теплотворной способности. Международная торговля дешевым бурым углем практически отсутствует.

Как показал анализ объемов потребления угольного топлива в мире, уголь стал надежным источником энергии, особенно для стран с быстро растущей экономикой, в частности Китая и Индии. Такое положение объясняется в первую очередь стоимостью угольного топлива, которая, как правило, ниже стоимости других видов энергоресурсов, даже с учетом вынужденных дополнительных затрат, направленных на реализацию экологических мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферы от его использования.

По мнению экспертов, до 1990-х годов определяющую роль в формировании цены на уголь играли котировки коксующегося угля, а стоимость энергетического угля зачастую устанавливалась методом дисконтирования цен на более дорогой коксующийся уголь. Однако в последнее время на мировых рынках цена на энергетический уголь значительно повысилась в связи с возросшим на него спросом. Поэтому основные спотовые и фьючерсные котировки угля – это цены на энергетический уголь.

Система формирования цен на мировых рынках угля в рамках долгосрочных контрактов постепенно меняется. По существующей практике цены CIF (стоимость, страхование и фрахт) используются в отношении импорта угля, а цены FOB (франко-бортсудна) – экспорта. Цена FOB – это цена самого угля, плюс расходы на внутреннюю транспортировку от шахты до погрузки его на борт судна в пределах терминала порта в экспортирующей стране.

Несмотря на то что на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона растет количество сделок на поставку угля, заключаемых в рамках краткосрочных контрактов и спотовых сделок, сохраняется использование долгосрочных контрактов. Такие долгосрочные контракты обычно включают положения об объемах поставок в течение определенного периода времени (от 1 года до 3 лет и более) с условием о ежегодном пересмотре цены.

В международной торговле углем понятие спотовых контрактов охватывает практически все сделки, которые не предусматривают долгосрочных отношений. Спотовый контракт заключается на поставку одной партии товара, части партии, или серии партий. Спотовые контракты используются мелкими поставщиками или покупателями, которые не могут строить постоянные отношения, а также устанавливать долгосрочные отношения между продавцами и покупателями угля. В последнее время применение спотовых контрактов значительно увеличилось, что объясняется ростом спроса на энергетический уголь со стороны электростанций в странах с развивающейся экономикой и развитых странах, а также участием новых игроков на международном рынке торговли углем. При этом покупатели угля стремятся снизить свои затраты в условиях неопределенности в сфере спроса и им необходима гибкость в условиях поставок.013 2

В настоящее время применяется целый ряд устоявшихся спотовых цен в соответствии со стандартными спецификациями, привязанными к различным регионам. Так, существуют две основные спотовые цены, применяемые к экспорту угля. Это спотовая цена на условиях FOB Ричардс Бей (Южная Африка), которая определяется в отношении экспорта южноафриканского энергетического угля, и спотовая цена на условиях FOB Ньюкасл (Австралия) для экспорта австралийского энергетического угля.

Основная цена для импортеров угля – это спотовая цена на условиях CIF АРА для Северно-Западной Европы. Для японского импорта спотовые цены на условиях CIF часто представляют собой средневзвешенное значение цены на импорт угля по данным таможенной статистики страны. Существует также ряд публикуемых спотовых цен и по регионам США. В секторе угля фьючерсные биржи обеспечивают большую прозрачность, чем внебиржевые рынки. При этом ранее считалось, что фьючерсные рынки, на которых торгуются стандартизированные контракты, не подходят для торговли углем из-за наличия большого количества марок углей, различающихся по качеству, а также из-за тесных взаимоотношений между добывающими компаниями и конечными потребителями. Именно поэтому появление бирж фьючерсов на уголь произошло позже, чем других товарных бирж.

Однако рынки фьючерсных контрактов угля не достигли того уровня развития, что рынки фьючерсов на нефть. Текущая торговля углем на мировых рынках находится в стадии перехода от торговли, привязанной к спотовым рынкам, к торговле на рынках фьючерсных контрактов. Предполагается, что рынки фьючерсных контрактов на уголь по мере роста объемов торговли перейдут к расчетам по контрактам в рамках этих рынков.

Российские угольные компании в основном осуществляют сделки по долгосрочным и спотовым контрактам как внутри страны, так и на экспорт. Это связано с тем, что зачастую конкретные предприятия-потребители (в частности, предприятия энергетики) технологически ориентированы на уголь конкретного месторождения. Технологическое оборудование таких предприятий запроектировано на использование 1–3 марок угля с небольшим различием в качественных характеристиках.

В Российской Федерации формирование стандартного биржевого контракта по углю, как отмечают специалисты, связано с рядом объективных проблем, в том числе в части определения биржевого товара (марки угля, торгующейся на бирже и, как правило, имеющей различные качественные характеристики). Марки углей могут различаться даже на одном и том же месторождении одного и того же поставщика.

В настоящее время специфика взаимоотношений участников рынка угля в Российской Федерации характеризуется отсутствием конкуренции и относительно низкой (в сравнении с оборотом угля в целом) ликвидностью торговли (объемом поставок) по многим базисам и маркам угля.

Признаками же биржевого товара, включая угольную продукцию, являются, в том числе сохранность и независимость качественных характеристик от конкретного производителя. Заявленное качество угля, например по сортовой группе, имеет внутри каждой характеристики диапазон отклонения от базовой величины. При этом продаваемый и покупаемый на бирже товар должен быть стандартным, отвечать установленным требованиям по качеству. Стандартизация биржевых товаров делает их взаимозаменяемыми в пределах определенных групп и видов товаров. Ввиду этого «уголь» пока исключен из широкого понятия «биржевой товар» по данному признаку.

В настоящее время цена поставки топлива с различных угледобывающих предприятий в Российской Федерации определяется себестоимостью и величиной транспортной составляющей. Доля транспортной составляющей в цене угля достаточно велика и значительно может отличаться у разных его поставщиков, что исключает возможность продажи угля на едином унифицированном базисе поставки. Указанное обстоятельство является одним из основных барьеров для развития биржевой продажи угольной продукции в Российской Федерации.

Кроме того, ввиду географических особенностей в Российской Федерации отсутствуют какие-либо логистические центры (хабы) со значимыми объёмами перевалки или продажи угля. Поэтому в настоящее время основной объем угля поставляется в рамках двусторонних договоров, заключенных между хозяйствующими субъектами. При этом полноценные биржевые торги углём в Российской Федерации осуществлялись угольными компаниями только в виде пробных партий и под конкретного покупателя (ОАО «Белон» и ОАО «СУЭК»).

В существующих условиях, по мнению экспертов, целесообразно продажу угольной продукции осуществлять на основании долгосрочных контрактов, которые гарантируют прогнозируемость экономики поставок на будущие периоды и надежность с точки зрения своевременного топливного обеспечения. При этом информационная доступность в отношении ценообразования на рынке угольных ресурсов обеспечивается за счёт уже существующих механизмов и ресурсов государственного регулирования. Данную функцию отчасти выполняет ФАС России, а по экспортным поставкам – ФТС России.

Однако реализация угольной продукции через биржу обеспечит большую прозрачность формирования цены на данный товар за счет того, что сбытовые структуры угольных компаний будут находиться в равных условиях со всеми потребителями, трейдерами и другими субъектами рынка. При этом обезличивание сделок на бирже исключит возможность формирования угольными компаниями внутрикорпоративных и демпинговых цен на уголь, а рынок угля получит дополнительную защиту от мошеннических действий. Данные меры будут способствовать развитию угольных компаний, повышению их инвестиционной привлекательности.

С целью развития практики биржевой торговли углем в Российской Федерации Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представителями бизнеса, науки и СПбМТСБ в полной мере использует предусмотренный действующим законодательством механизм регистрации внебиржевых сделок с угольной продукцией на товарных биржах. По результатам ретроспективного анализа внебиржевых сделок будет сформирован стандартный биржевой контракт (контракты) на уголь и приняты меры по его выводу на биржевые торги.

Так, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 г. №23 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход прав собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра» угольные компании осуществляют обязательную регистрацию внебиржевых договоров на СПбМТСБ при объеме добычи группой лиц производителя за предшествующий год свыше 1 млн т угля, при условии, что объем внебиржевого договора составляет не менее 60 тонн.

Анализ информации за 2014 г., характеризующей состояние проведения регистрации внебиржевых договоров с угольной продукцией в Российской Федерации, позволил выделить основные проблемы, которые в значительной степени снижают эффективность проводимых СПбМТСБ мероприятий:

1. Нарушение сроков регистрации договоров на поставку угольной продукции.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации информация по каждому внебиржевому договору должна предоставляться на СПбМТСБ в срок не позднее 3 рабочих дней со дня заключения такого договора. На практике же около трети договоров регистрируется позже указанного срока (см. рисунок). При этом в результате нарушения сроков регистрации внебиржевых договоров с угольной продукцией теряется актуальность данных и усложняется задача СПбМТСБ по формированию ценовых индикаторов на угольную продукцию, так как при их расчете не учитываются договоры, регистрируемые с опозданием.

2. Неадаптированный под угольную отрасль формат предоставления данных.

Согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации лицо, заключившее внебиржевой договор, предоставляет СПбМТСБ сведения о поставке угольной продукции. При этом формат предоставления сведений является единым для всех товаров и не в полной мере учитывает действующие принципы заключения договоров на поставку угольной продукции, в том числе долгосрочных, а также отраслевую специфику угольных компаний.Зарегистрированные внебиржевые договора с углем за 2014 г.

Так, например, сейчас в перечне регистрируемой информации отсутствует ряд важных характеристик угольной продукции (указание на марку угля, фракцию угля, калорийность, содержание золы, серы, влаги и др.), позволяющих в дальнейшем систематизировать полученные СПбМТСБ данные и использовать их для формирования ценовых индикаторов на угольную продукцию.

3. Регистрация рамочных договоров.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации информация по каждому внебиржевому договору должна предоставляться на СПбМТСБ в срок не позднее 3 рабочих дней со дня заключения такого договора. При этом под договорами понимается любой договор, предусматривающий переход права собственности на товар.

Утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации порядок требует регистрировать как разовые договоры поставки, так и рамочные договоры, при заключении которых не определены или не окончательно установлены такие важные параметры документа, как цена на угольную продукцию, объем поставки, места отгрузки и поставки и др. Учитывая, что рамочные договоры заключаются, как правило, на больший объем, их регистрация значительно искажает совокупные данные о внебиржевых договорах с углем.

Кроме того, регистрация рамочного договора на поставку угольной продукции с последующей регистрацией отдельных отгрузок в рамках исполнения указанного договора приводит к удвоению фактически поставленных объемов в адрес покупателя, что снижает качество проводимых расчетов ценовых индикаторов на угольную продукцию СПбМТСБ.

4. Некачественная информация при регистрации договоров.

Информация, направляемая на СПбМТСБ хозяйствующими субъектами – угольными компаниями по внебиржевым договорам с углем, в ряде случаев не соответствует требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства Российской Федерации, либо не позволяет использовать полученные сведения для формирования ценовых индикаторов на угольную продукцию.

В настоящее время с целью адаптации процедуры регистрации внебиржевых договоров на поставку угольной продукции к специфике угольной отрасли ФАС России при участии Минэнерго России, СПбМТСБ, АНО «ИПЕМ», угольных и угольно-металлургических холдингов, а также энергетических компаний разработали предложения в проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра».

В Минэнерго России при участии экспертов сформирована унифицированная номенклатура углей (коксующихся, каменных энергетических, бурых и антрацита), которая была включена в приложение №2 к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 №623». Документ проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и в части угольной продукции одобрен.

Кроме того, СПбМТСБ повышает качество регистрируемой информации о внебиржевых сделках с углем путем разработки методических рекомендаций по корректному заполнению сведений о внебиржевых договорах и ведению разъяснительной работы с участниками рынка угля.

Согласно представленной СПбМТСБ информации о зарегистрированных внебиржевых договорах с углем за 2014 г. количество сделок составило 13,939 (см. таблицу). При этом было поставлено угольной продукции 185,604 млн т на 370,2 млрд руб. В течение 2014 года величина средневзвешенной цены на угольную продукцию менялась от 1634 (I квартал) до 2067 руб/т (IV квартал).

Обезличенная информация о зарегистрированных внебиржевых сделках с угольной продукцией размещена на официальном сайте СПбМТСБ: spimex.com.

В целях разработки биржевых механизмов торговли углем Минэнерго России совместно с ФАС России приказом Минэнерго России от 18.03.2014 №113, образовало рабочую группу, в рамках которой с привлечением экспертов разрабатывается Концепция определения индикаторов цены на твердое топливо и его производные на российских биржевых и электронных торговых площадках. Определение подобного индикатора обеспечит прозрачность формирования цены на угольную продукцию и будет способствовать развитию конкурентной среды на рынке угля.

Реализация на практике рассмотренных мер позволит значительно повысить эффективность торговли углём на товарно-сырьевых биржах и создать условия для обеспечения прозрачности заключаемых сделок на поставку угольной продукции.

Ключевые слова: энергоресурсы, топливо, биржевой торговли углем

Журнал "Горная Промышленность" №6 (118) 2014, стр.13