Томторское месторождение редкоземельных металлов стратегическая база российского промышленного кластера мирового значения

Ю.Г. Данилов, к.э.н., директор информационноGаналитического центра (ИАЦ) «Эксперт» НаучноGисследовательского Института региональной экономики Севера СевероGВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова (НИ ИРЭС СВФУ им. М.К. Амосова), ведущий научный сотрудник Якутского научного центра СО РАН

В.П. Григорьев, к.э.н., научный сотрудник ИАЦ «Эксперт» НИ ИРЭС СВФУ им. М.К. Аммосова

После распада СССР в России не осталось единого комплекса редкометальной промышленности, в результате чего потребление редкоземельных металлов (РЗМ) находится на уровне слаборазвитых стран. Между тем развитие высокотехнологичных инноваций и нанотехнологий невозможно без РЗМ и редкоземельных элементов (РЗЭ). В настоящее время Россия вынуждена импортировать как соединения РЗМ, так и непосредственно металлы и сплавы. Объем российского завоза соединений РЗМ в последние годы составляет от 5 до 11 млн долл. США, а в виде металлов и сплавов – не выше 0,8 млн долл. В натуральном выражении российские предприятия импортируют 900–1600 т соединений и 40–140 т металлов и сплавов. Основные страны-поставщики соединений РЗМ – Казахстан и Китай, металлов и сплавов РЗМ – Китай (его доля за последние годы – от 60 до 90%). Кардинальное изменение ситуации с производством и потреблением РЗМ и РЗЭ в стране связано с реализацией подпрограммы «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» в Государственной программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» [1].

По запасам РЗМ и РЗЭ Россия занимает второе место в мире (табл. 1) [2–5].

В Республике Саха (Якутия) разведано крупнейшее в мире уникальное Томторское ниобий-редкометальное месторождение, количественные и качественные параметры которого способны обеспечить не только внутренние потребности, но и кардинально изменить мировой рынок редкоземельных продуктов. Несмотря на то, что сырьевая база редкоземельных металлов России очень велика, используется она в незначительной степени по ряду причин: низкое качество руд; расположение месторождений в малоосвоенных регионах; отсутствие технологий переработки сырья; неадекватная потребность отечественной промышленности в РЗМ.

Доля торговли редкоземельными металлами в общем объеме экспорта составляет 11%, остальные 89% – соединения редкоземельных металлов. В 2010 г., по данным ITC (International Trade Centre), мировая торговля редкоземельными металлами и соединениями редкоземельных металлов в натуральном выражении увеличилась на 17% – до 98,5 тыс. т.

Запасы месторождений редко< земельных металлов* в 2014 г. [5]

Объемы торговли РЗМ в денежном выражении в 2010 г. увеличились более чем в два раза – до 1551 млн долл. Также в связи с ростом стоимости РЗМ в 2011 г. объемы торговли в денежном выражении выросли более чем в 2 раза – до 4127 млн долл. Объемы производства и потребления РЗМ в натуральном выражении в 2008–2013 гг. приведены в табл. 2.

Производство и потребление редкоземельных металлов в мире (тыс. т РЗО) [7]

Ежегодная мировая потребность в редкоземельных металлах оценивается в 118–125 тыс. т. Из них КНР производит 113 тыс. т и занимает абсолютное мировое лидерство. На его долю приходится более 90% рынка. Занимающая второе место Индия производит 2,7 тыс. т. Заметными поставщиками РЗМ стали Гонконг, Бельгия, Австрия, Нидерланды, Норвегия. Россия экспортирует менее 0,01% мирового объёма РЗМ. Китай в середине 1960-х годов, наладив у себя производство концентратов из богатых руд, уже через два года обрушил мировые цены на РЗМ, что привело к банкротству иностранных предприятий-конкурентов, и стал монополистом на рынке РЗМ [8].

Сегодня Китай диктует миру свои условия. Отчетливо это было продемонстрировано в 2009 г., когда КНР более чем на 75% ограничил квоты на вывоз РЗМ и сократил добычу на 72%. В результате в следующие два года мировые цены на них выросли в пять раз. В 2012 г., под давлением угроз о введении санкций со стороны ВТО Китай был вынужден повысить экспортные квоты. В результате цены на оксиды некоторых металлов упали на 30–50%. Наименьшим колебаниям оказались подвержены цены на тяжелые (и, как следствие, самые дорогие) РЗМ, что объясняется крайне малыми объемами их потребления.

Снижение экспорта редких земель из Китая в 2010 г. привело к резкому скачку цен на РЗМ на мировом рынке в первой половине 2011 г. Однако уже к концу года китайские компании увеличили поставки, несмотря на введенные правительством Китая квоты. Это привело к падению цен, которое продолжалось вплоть до начала второго квартала 2012 г., после чего цены стабилизировались.

Единственное разрабатываемое в настоящее время месторождение РЗМ в России – Ловозерское лопаритовое, расположенное в Карелии, из руд которого извлекаются (наряду с другими компонентами) редкие земли, преимущественно цериевой группы. В 2011 г. было добыто 2,5 тыс. т Σ TR2O3, на 8% больше, чем в 2010 г. Компания ООО «Ловозерский ГОК», эксплуатируя участки Карнасурт и Кедыквырпахк этого месторождения, добыла в 2011 г. 144 тыс. т руды. Основная ее часть (131 тыс. т) приходилась на забалансовые руды и характеризовалась высокой степенью разубоживания, связанной со сложными горно-геологическими условиями залегания.

Первичная переработка лопаритовых руд проводится на Карнасуртской обогатительной фабрике. Она включает получение чернового лопаритового концентрата с последующей доводкой его, а затем производство товарного концентрата, содержащего не менее 95% лопарита. В 2011 г. получено 5510 т продукта с содержанием полезного минерала 96,6%. Полученный товарный концентрат транспортируется на Соликамский магниевый завод компании ОАО «СМЗ», где из него в процессе химико-металлургической переработки получают карбонаты и оксиды редких земель, а также хлориды и оксиды ниобия и тантала, тетрахлорид титана и титановую губку. В последние три года производство продукции, содержащей редкие земли, не превышало 2 тыс. т в пересчете на Σ TR2O3; продукция, выпущенная в 2011 г., содержала 1444 т триоксидов РЗМ.

Карбонаты РЗМ производства Соликамского магниевого завода используются для производства смешанных РЗМ и разделения их на индивидуальные редкие земли.

В 2011 г. поставки карбонатов РЗМ на внутренний рынок России составили всего 22 т в пересчете на Σ TR2O3. Потребление РЗМ в России не превышает 1 тыс. т в год [9]. Остальная редкоземельная продукция закупается за рубежом, в основном в Китае.

Таким образом, предполагаемое освоение уникального Томторского ниобий-редкометального месторождения на севере Республики Саха (Якутия) окажет серьезное противодействие растущей экспансии Китая на мировом рынке продукции редких и редкоземельных полезных ископаемых. Томторское ниобий-редкоземельное месторождение расположено на севере Республики Саха (Якутия) в экономически неосвоенном районе в 110 км от пос. Эбелях. Содержание редких земель в его рудах достигает феноменальных показателей – 12%. При этом разведанные запасы составляют 150 млн т, а прогнозные – едва ли не больше всех мировых. Более того, руды Томтора в значительных количествах содержат редкие металлы, в частности, большие концентрации (около 5%) ниобия. Наконец, у упомянутых ресурсов есть еще одно преимущество. Все они в промышленных количествах содержат металлы иттриевой группы, которые на 2–3 порядка дороже, чем более распространенные металлы цериевой группы.

Запасы кондиционных руд участка Буранный месторождения Томтор, подсчитанные по борту 1% пентоксида ниобия, только по промышленным категориям B+С1 составляют 42,7 млн т, собственно запасы пентоксида ниобия – 1,3 млн т, а суммарные запасы оксида редких земель – 3,2 млн т. Государственным балансом учтены запасы 10 элементов (ниобий, иттрий, скандий, лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий и титан) по категориям B+C1, предназначенные для отработки карьером в объеме 1,2 млн т [10].

Несмотря на безусловную привлекательность Томторского проекта, большая удаленность и труднодоступность месторождения до сих пор являются сдерживающим фактором для инвесторов. В последнее время на мировом рынке динамично растет спрос на редкие металлы и редкоземельные элементы, что ведет к дефициту по большинству редкометальной продукции в мире.

В результате сложилась благоприятная конъюнктура для освоения уникального Томторского месторождения. Другим форсирующим фактором его разработки стало возрождение Северного морского пути (СМП) и планируемое ускоренное социально-экономическое развитие Арктической зоны России за счет освоения ее природных ресурсов. При этом главным и приоритетным фактором освоения Томторского месторождения следует считать необходимость срочного разрешения проблемы возрождения редкометальной промышленности России.

Определённую трудность представляет задача эффективного использования многокомпонентного сырья, получаемого из руд месторождения. В России нет аналогов и конкретного рационального варианта – сценария. Инвесторов больше привлекает сырьевой сценарий, ориентированный исключительно на экспорт. При этом без большой доли прибыли останется добывающая сторона, т.е. разработчики месторождения. Соответственно, поступления в местный бюджет будут существенно меньшими. В связи с этим определённую надежду вызывают новые предложения в действующую налоговую систему, которые могут положить конец ущемлению интересов местных территориальных структур. В новой трактовке закона налоги будут оставаться не по месту регистрации компании инвестора, а в регионе, где она ведет производственную деятельность, т.е. разработку месторождения. В этом случае комбинат, перерабатывающий сырье или реализующий ценную конечную продукцию и получающий огромную прибыль, будет обязан свой консолидированный доход распределять между всеми участниками проекта.

Добытое на Томторе сырье будет перерабатываться на закрытой площадке ОАО «Росатом». Исходя из этого мы считаем, что в состав вертикально интегрированной структуры должно входить горнодобывающее предприятие на Томторе, а часть из консолидированного бюджета компании будет необходимо предоставлять местному горнодобывающему предприятию, а также муниципальному образованию с учетом социальной ответственности компании-недропользователя.

Сложными остаются пути интеграции и перераспределения полученной прибыли между разработчиком, переработчиками и субъектом, а также механизм компенсации вкладываемых инвестиций и учет при этом интересов Республики Саха (Якутия). В создании сырьевой базы реанимируемой редкометальной промышленности естественно заинтересовано само государство, хотя участников проекта будет несколько. В связи с этим возникает проблема согласования их интересов. Однако стратегический характер проекта предопределяет приоритет государственной поддержки, поскольку здесь решающей становится задача минерально-сырьевой безопасности и инновационного развития экономики, а главное – укрепления обороноспособности страны. Для ускорения сроков освоения месторождения и привлечения инвесторов требуется господдержка, которую целесообразно проводить через апробированный и доказавший свою эффективность принцип государственно-частного партнерства.

Оценку содержащегося в руде и извлекаемого сырья необходимо проводить исходя из мировых цен на каждый извлекаемый элемент. Однако здесь могут возникнуть трудности, связанные либо с отсутствием соответствующих технологий раздельного извлечения элементов, либо с их дороговизной. Кроме того, в стране на многие виды РЗМ и РЗЭ нет большой потребности. В связи с этим целесообразно изучить возможности кооперации с иностранными компаниями.

Несмотря на проведенные обосновывающие исследования и большой интерес отечественных и зарубежных потребителей к продукции будущего предприятия, остаются до сих пор неопределенными важные проблемы и вопросы освоения Томторского месторождения. Так, не определены способ разработки месторождения – открытый или подземный, сезонный или круглогодичный, схема вывоза сырья и продукции будущего ГОКа, которая относится к классу радиоактивных. Между тем в настоящее время созданы достаточно эффективные способы разработки таких месторождений и захоронения образующихся опасных отходов.

В части вывоза готовой продукции ГОКа – при реализации варианта строительства перерабатывающего комплекса на месте добычи сырья – ввиду небольшого её объёма можно предусмотреть авиатранспорт, например, в зимнее время большегрузными самолетами типа «Руслан». В перспективе для этого могут быть использованы дирижабли «Атлант», грузоподъёмностью 200 т, которые могут круглогодично эксплуатироваться со скоростью 150–200 км/ч и перевозить грузы на расстояние в несколько тыс. км, без строительства специальных аэродромов [11]. Уникальные возможности «Атланта» позволят создать совершенно новую транспортно-логистическую систему, которая сделает экономически целесообразной разработку не только Томторского месторождения, но и других арктических месторождений, расположенных в труднодоступных местах с неразвитой транспортной инфраструктурой.

В настоящее время из-за недостаточной осведомленности о перспективах создания стратегической сырьевой базы редкометальной промышленности России, ее роли и значении в ускоренном социально-экономическом развитии Анабарского и Оленекского улусов, жители, в том числе коренные малочисленные народы Севера, выступают против промышленного освоения Томторского месторождения. Такое же отношение населения связано с предполагаемой организацией добычи нефти на Прончищевской нефтегазовой провинции, расположенной на территории ресурсного резервата «Терпяй Тумус».

Между тем вновь создаваемое предприятие ГОК «Томтор», наряду с ОАО «Алмазы Анабара» может стать локомотивом промышленного и социально-экономического развития северо-западных арктических районов Республики Саха (Якутия) и соответственно всей северо-восточной части российской Арктики.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что по количественно-качественным параметрам создающееся новое Томторское редкометальное предприятие может стать отраслевым промышленным кластером не только российского, но и мирового значения.

Заключение

В целях ускоренного создания стратегически важного для Российской Федерации Томторского горнопромышленного кластера необходимо:

- провести НИР по определению потребности России в РЗМ и РЗЭ, включая задачи по импортозамещению;

- возобновить исследования по технологии обогащения и переработки многокомпонентной комплексной руды Томторского месторождения;

- в рамках 2-й комплексной экспедиции РАН провести детальные экологическую и этнологическую экспертизу проектов освоения месторождения и создания нового производства.

Информационные источники:

1. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года». Подпрограмма 15. Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов. 30.01.2013 г. С. 182–217.

2. Mineral Commodity Summaries 2012. U.S. Department of the Interior / U.S. Geological Survey. 2012. P. 128–129.

3. Mineral Commodity Summaries 2013. U.S. Department of the Interior / U.S. Geological Survey. 2013. pp. 128–129.

4. Mineral Commodity Summaries 2014. U.S. Department of the Interior / U.S. Geological Survey. 2014. pp. 128–129.

5. Mineral Commodity Summaries 2015. U.S. Department of the Interior / U.S. Geological Survey. 2015. pp. 128–129.

6. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2013 году». Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. М. 2014. С. 283–287.

7. Годовые отчеты ОАО «Соликамский магниевый завод» за 2008–2013 гг.

8. Воронцова Н. Томтор сделает Якутию богаче. //Дальневосточный капитал -2013.- №10 (158) // Октябрь 2013 г.

9. Создание в Сибири технологической платформы по добыче и переработке редкоземельных металлов (дискуссия) // ЭКО.- 2012.-№11. - С.39–49.

10. Похиленко Н.П., Толстов А.В. Перспективы освоения Томторского месторождения комплексных ниобий-редкоземельных руд // ЭКО. -2012. -№11. -С.17–27.

11. Григорьев В.П. Проблемы освоения Томторского редкометального месторождения/ Первая Международная конференция «Знание – народу Севера». - Якутск, 1996. – С.188.

Информационные источники:
1. Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года». Подпрограмма 15. Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов. 30.01.2013 г. С. 182–217.
2. Mineral Commodity Summaries 2012. U.S. Department of the Interior / U.S. Geological Survey. 2012. P. 128–129.
3. Mineral Commodity Summaries 2013. U.S. Department of the Interior / U.S. Geological Survey. 2013. pp. 128–129.
4. Mineral Commodity Summaries 2014. U.S. Department of the Interior / U.S. Geological Survey. 2014. pp. 128–129.
5. Mineral Commodity Summaries 2015. U.S. Department of the Interior / U.S. Geological Survey. 2015. pp. 128–129.
6. Государственный доклад «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2013 году». Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. М. 2014. С. 283–287.
7. Годовые отчеты ОАО «Соликамский магниевый завод» за 2008–2013 гг.
8. Воронцова Н. Томтор сделает Якутию богаче. //Дальневосточный капитал -2013.- №10 (158) // Октябрь 2013 г.
9. Создание в Сибири технологической платформы по добыче и переработке редкоземельных металлов (дискуссия) // ЭКО.- 2012.-№11. - С.39–49.
10. Похиленко Н.П., Толстов А.В. Перспективы освоения Томторского месторождения комплексных ниобий-редкоземельных руд // ЭКО. -2012. -№11. -С.17–27.
11. Григорьев В.П. Проблемы освоения Томторского редкометального месторождения/ Первая Международная конференция «Знание народу Севера». - Якутск, 1996. С.188.
Ключевые слова: кластер, конъюнктура, месторождение, отрасль, промышленность, редкие и редкоземельные металлы, рынок, стратегия

Журнал "Горная Промышленность" №4 (122) 2015, стр.58