Россия в мировой угольной промышленности

В.М. Щадов, заместитель руководителя Федерального агентства по энергетике (Росэнерго)

В период значительного и резкого увеличения мирового промышленного производства, имеющего места в последнее время, правительства многих стран задаются вопросом перспективного обеспечения энергоресурсами собственных экономик. Соответственно на уголь, ввиду его значительных мировых запасов и большей доступности, чем другие виды углеводородного топлива, стали обращать повышенное внимание.

Результатом этого стал рост объемов мирового производства угля в период 2000-2006 гг. практически в полтора раза (рис. 1). Технологическое состояние мировой энергетики и развитие угольной промышленности свидетельствует о том, что в ближайшие 20 лет доля угля в энергетике и соответственно его добыча, особенно энергетического направления использования, будут расти.
Только за период 2000-2006 гг. мировое потребление энергетического угля выросло на 1.3 млрд. т или более чем на 30% (рис. 2). Такими же темпами растет международная торговля углем, которая достигла 800 млн. т. В настоящее время мировые экспортно-импортные поставки угольной продукции превышают 13% от всего объема потребления. При этом мировой экспорт коксующегося угля вырос на 22.5%, а энергетического угля на 34.1%.
Приведенные данные свидетельствуют о растущем более высокими темпами спросе именно на энергетические каменные угли со стороны ресурсоде-фицитных экономик мира.

Россия является одним из крупнейших производителей угля в мире (рис. 3). Сейчас она занимает пятое место среди угледобывающих держав мира и третье место, после Австралии и Индонезии, в международной торговле углем.

Сложившиеся тенденции говорят о том, что на международном рынке спрос на российские высококачественные угли, скорее всего, будет расти и в будущем.

С 1999 г. объемы добычи российского угля растут темпами, превышающими рост добычи нефти и газа.
Как показывают графики рис. 4а, в 2006 году, по сравнению с 1998 г., производство угля в России выросло на 32%. Рост добычи угля произошел, главным образом, за счет каменных углей, на которые приходится две трети от общего объема угледобычи в России. Добыча бурых углей за этот период несколько снизилась и стабилизировалась на уровне 75 млн. т. Также стабильна (на уровне 10 млн. т в год) динамика добычи антрацита.

За последние два года в связи со снижением спроса, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, уменьшилось производство российских коксующихся углей (см. рис. 4б). Однако это снижение с лихвой компенсировано значительным ростом добычи энергетических углей.

Увеличение добычи российского угля обеспечивалось, прежде всего, за счет роста спроса на внешнем рынке. Экспортное направление поставок российских углей долгое время являлось наиболее динамично развивающимся сегментом, позитивно сказывающимся на экономике угледобычи в России (рис. 5).
Экспортные поставки позволяли не только снижать отрицательное влияние колебания спроса на уголь на внутреннем рынке на деятельность угольных организаций, но одновременно увеличивать производственные мощности и пополнять валютные резервы страны. За период 2001-2006 гг. экспорт российских углей вырос в 2.2 раза, причем по энергетическим углям рост поставок за рубеж увеличился в 2.5 раза. При этом, за рассматриваемый период времени спрос на уголь со стороны российских энергетиков пока еще не достиг уровня кризисного 1998 г. Однако следует отметить, что в настоящее время ситуация меняется. В связи с нарастающим дефицитом электроэнергии, выполнением экспортных обязательств России по поставкам газа, ограничением и квотированием поставок газа на электростанции России, прогнозируется ощутимое увеличение удельного веса угольной генерации. Это намечено и в утвержденной Правительством РФ «Программе перспективного развития электроэнергетики» и в «Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики на период до 2020 года», которая в настоящее время дорабатывается и будет утверждена Правительством.

Согласно этим документам, в 2020 г. спрос на электроэнергию может вырасти более чем в два раза и составить 2000 млрд. кВт-ч (рис. 6). Предусматривается осуществление организационных и экономических мер по оптимизации загрузки тепловых электростанций при соответствующем увеличении выработки электроэнергии на угольном топливе.
По базовому и максимальному вариантам сценария развития энергетики (рис. 7а), с учетом импорта, потребление угля на российских электростанциях в 2020 г составит 165 и 225 млн. т у.т., а темп роста по отношению к 2006 г. соответственно составит 218 и 297%.
В зависимости от сценария развития энергетики к 2020 г. долю газа планируется снизить до 50.0-56.7%, а угольную составляющую увеличить до 38.5-45.9% (см. рис. 7б).

В перспективе до 2020 г. внутренний спрос на уголь со стороны электроэнергетики может утроиться. Значительный рост прогнозных потребностей российской энергетики в российском угле - с 98.4 млн. т до 342 млн. т в 2020 г. (по максимальному варианту), стимулируют угольщиков к наращиванию угледобычи более высокими темпами (рис. 8).
Технические, технологические и инфраструктурные возможности действующих месторождений позволят добыть в 2020 г. порядка 390 млн. т энергетических углей. Таким образом в 2020 г. ресурсная база энергетических углей составит 377 млн. т. С учетом того, что потенциальные потребности в российском энергетическом угле на внешнем рынке в этот период будут не менее 100 млн. т, предстоит нарастить мощности действующих угледобывающих компаний и форсировать освоение новых месторождений угля.

Для удовлетворения прогнозируемых потребностей в российских углях как на внешнем, так и на внутреннем рынках, не обойтись без комплексного государственного подхода. Есть предпосылки, что в ближайшее время станет ощутимым государственное участие в инфраструктурных проектах (воссоздание топливно-энергетических комплексов, развитие транспортной сети, строительство и реконструкция портов, припортовые станции, железнодорожные переходы). Это будет стимулом для прихода масштабных частных инвестиций в развитие угольной промышленности.

Планируемые государством меры являются сигналом угольному бизнесу для наращивания мощностей, собственной ресурсной базы и повышению конкурентоспособности угольной продукции.

Важнейшими направлениями повышения конкурентоспособности угольного топлива остаются коренное улучшение его качества и оптимальная транспортная политика. Актуальным становится опережающее развитие обогащения энергетических углей. Концентрация, интенсификация и рационализация добычи угля, проводимые угольными компаниями с целью снижения издержек производства, будут осуществляться одновременно с мероприятиями природоохранного характера и соблюдением правил, связанных с безусловным обеспечением техники безопасности ведения горных работ.

Вопросы инфраструктурного развития районов, прилегающих к местам разработки перспективных угольных месторождений и портов, а также развитие их мощностей должны и будут решаться с участием государства.

Предусматриваются новые решения в области финансов и налогов. Например, снижение налогового бремени на инвестиционные вложения в развитие угледобычи (налоги на используемую в этих целях прибыль и на добычу полезных ископаемых). Будет продолжена практика погашения процентов по кредитам, взятым в коммерческих банках на инвестиционные нужды.

Более чем трехкратное повышение внутреннего спроса на уголь для электростанций и растущий экспорт выдвигают в ряд первостепенных задач -повышение эффективности транспортировки и формирования межрегиональных транспортных потоков угольного топлива. Решается вопрос создания угольного вагона и транспортировки высококалорийной угольной продукции с низким содержанием балластной составляющей. При этом остается открытым вопрос о целесообразности транспортировки угля в энергодефицитные районы. Необходима, на наш взгляд, передача туда электроэнергии из Сибири по энергосетям постоянного тока.
И наконец, обеспечение возрастающих потребностей России в электроэнергии невозможно без решения вопросов рационализации баланса потребления и стоимости энергоресурсов. Так за пятилетний период, с 2002 по 2006 гг., в России цены на газ возросли почти в 1.9 раза, на уголь - в 1.6 раза, на мазут - в 1.8 раза (рис. 9). За этот же период в США динамика цен характеризовалась сравнительно небольшим, в 1.2 раза, ростом цен на уголь при резком - в 1.9 и в 2.35 раза росте цен на мазут и газ соответственно.

Сегодня на внутреннем рынке России цены на уголь, в пересчете на условное топливо, уже несколько ниже, чем цены на газ, используемый на теплоэлектростанциях. Однако этого недостаточно для того, чтобы заработали механизмы конкуренции между энергоресурсами.

Кроме того, практика последних двух лет подтвердила, что возможности ОАО «Газпром» по поставке природного газа внутренним потребителям ограничиваются жесткими международными обязательствами компании. Причем дефицит газа, по некоторым оценкам, будет только возрастать - и к 2009 г. он может превысить 30 млрд. м3 в год, а к 2015 г. - дорасти до 80 млрд. м3 в год. Очевидна также экономическая целесообразность увеличения поставок природного газа в химическую промышленность для производства высокоценной продукции, а также населению — при соответствующем сокращении объемов сжигания газа в топках крупной энергетики.

Выход из сложившейся ситуации состоит в квотировании поставок и повышении внутренней цены на газ, что должно найти отражение при доработке «Энергетической стратегии России». В США, располагающими значительными запасами, как угля, так и газа, поддерживается межтопливная конкуренция, и в 2005 г. соотношение цены газ/уголь составляло 5.6/1. В России, это соотношение необходимо довести как минимум до 3/1.

Правительство России в ближайшие пять лет планирует кардинально изменить принципы функционирования рынка электроэнергии и ценообразования на газ (рис. 10).
С 2007 г. началось осуществление либерализации рынка электроэнергии, и в январе 2011 г. вся реализация электроэнергии будет осуществляться по свободным ценам (см. рис. 10а). Цены на газ к этому времени достигнут уровня равноэффективности с экспортными ценами (см. рис. 10б).

Реалии сегодняшнего дня заставляют рассматривать проблемы развития угольной промышленности России в глобальном контексте. Россия становится активным участником формирования мирового топливного рынка.

Для удовлетворения прогнозируемого спроса на уголь внутреннего и внешних рынков у России имеется огромный ресурсный потенциал Сибири и Дальнего Востока, являющийся предметом гордости россиян. По-прежнему, базовыми, в обеспечении всех потребностей в российских углях, остаются Кузнецкий и Канско-Ачинский бассейны Сибири.

Также необходимо отметить, что возможность освоения перспективного Элегестского месторождения коксующихся углей Улуг-Хемского угольного бассейна в Тыве будет зависеть от непосредственного участия государства в строительстве железной дороги Курагино-Кызыл.

Большие планы связаны и с Эльгинским угольным месторождением в Якутии. Однако его перспективы освоения в основном также зависят от строительства железнодорожной ветки до месторождения.

Планы строительства железных дорог уже в ближайшее время приобретут реальные очертания и будут выстроены на принципах частно-государственного партнерства.

Экспортный потенциал угольной промышленности, кроме запасов угля, напрямую связан с развитием углеперева-лочных портовых мощностей. В России продолжается работа по развитию и укреплению производственной базы морских угольных терминалов. И российские угольные организации расширяют свою деятельность в данном направлении. Аффилированные с крупнейшими угольными компаниями организации управляют морскими портами, а также имеют планы по созданию собственного флота сухогрузов.

Весьма перспективными для российских угольщиков являются угольные терминалы портов Мурманск, Усть-Луга - северо-западного направления поставок. На восточном направлении следует особо сказать о грандиозных и вполне реальных планах по сооружению угольных терминалов в бухте Мучка. Через десять лет здесь будет создан крупнейший портовый комплекс Ванино. Продолжит свое развитие порт Восточный. В южном направлении ключевым портом станет Ейск.
Весьма вероятно, что после утверждения закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части создания портовых особых экономических зон» на базе Усть-Лужского порта и одного из Дальневосточных портов (Восточный или Ванино) будут созданы особые экономические портовые зоны, что положительно скажется на притоке инвестиций в эту сферу и, соответственно, улучшатся перевалочные возможности по углю.

* * *

В статье обозначены лишь основные проблемы повышения конкурентоспособности угольной промышленности России и пути их решения. Обстановка, в которой функционирует мировая и российская угольная промышленность, определяет новые подходы к развитию угольного бизнеса, расширению взаимовыгодного сотрудничества отечественных производителей и потребителей угля как в России, так и за рубежом.

Мировая экономика стоит на пороге резкого увеличения потребности в электроэнергии и без угля здесь не обойтись. Мировое сообщество это уже давно осознало. Россия, имеющая огромные запасы угля, не будет исключением.



Журнал "Горная Промышленность" №4 2007