Легендарные насосы Bibo фирмы Flygt уходят в историю

С.Е. Березин, генеральный директор ОАО «Лизинг экологических проектов»

В 1947 г. на фирме Flygt был изобретен и произведен первый в мире погружной дренажный насос (фото 1). Его появление, как писали тогда на Западе, произвело «революцию» в водоотливе. Недаром, вскоре после этого его стали ласково называть кто «пылесосом шахтера», кто Bibo от латинского «Я пью».

На одной из шахт Замбии произошла такая удивительная история. По экономическим соображениям разработка на трех стволах была прекращена. Спустя 3 года добычу на них решили возобновить. И тут обнаружили, что применявшиеся для водоотлива насосы Bibo забыли своевременно отключить. За 3 года их занесло 30-метровым слоем породы. На удивление, все это время насосы продолжали работать. После извлечения и небольшого сервиса агрегаты вновь запустили в эксплуатацию [1].

25 лет назад на самом обводненном карьере мира Rheinbraun (Германия) по результатам тестирования насосов многих марок для поверхностного водоотлива однозначное предпочтение было отдано агрегатам Bibo. Сейчас их эксплуатируется 800 штук [2]. На стройке века - Евротоннеле под Ла-Маншем -было задействовано 850 насосов. Все они произведены фирмой ITT Flygt AB.

Многие из 450 насосов Bibo, поставленных в 1980 г. на строительство Байкало-Амурской магистрали, продолжают работать на объектах Москвы, Екатеринбурга, Казани и др. городов.

На ОАО «Апатит» есть насосы той конструкции Flygt, которую фирма перестала производить еще в 1975 году.

Тоннель «Лефортово», «Москва-Сити», «Норильский Никель», «Алроса», Московский, Ташкентский, Казанский метрополитены - далеко не полный перечень объектов, где служат Bibo.

Но потому, наверное, фирма ITT Flygt AB никогда не уступала мирового первенства в сегменте рынка погружных насосов, что не прекращала совершенствовать свою технику.

Как ни жаль, но легендарная марка Bibo заменяется сейчас серией насосов Flygt BS 2600 с диапазоном подач до 330 м3/ч (рис. 1). Причина - резкое повышение надежности и износостойкости насосов серии 2600, по сравнению с аналогами. Кроме того, новые насосы гораздо проще в обслуживании, имеют значительно меньший габарит в плане - менее 400 мм и самое высокое соотношение QH (подача - напор) к массе агрегата.

Проанализируем поэлементно основные конструктивные отличия насосов Flygt BS 2600 и их преимущества (рис. 1).

Покрытая резиной алюминиевая ручка 1 насоса удобна для его перемещения и позволяет ставить агрегат вертикально дном вверх, что значительно упрощает сервис гидравлической части непосредственно на объекте. Герметично отделенный от электродвигателя отсек электроподключений 2 имеет облегченный доступ через верхнюю крышку. Картридж 4, объединяющий пару торцевых (внешнего и внутреннего) уплотнений из кор-розионостойкого карбида вольфрама, в отличие от прежде использовавшегося наборного типа уплотнений (этот тип применяют и фирмы-конкуренты), гарантирует корректную установку без специнструмента и упрощает замену (рис. 4). Статор 3 выполнен повысшему классу изоляции H (180°С) вместо прежнего класса F (155°С).

Днище масляной камеры выполнено с внешней стороны со спиральной канавкой 5 Spin-Out для отброса твердых частиц от узла уплотнений и снижения их износа (рис. 5). Рабочее колесо 6 из высокохромистого чугуна (твердость 60 HRC) стало, взамен открытого многоканального, закрытым, а внешняя сторона его снабжена выступами, образующими лопатки, которые по спиральной канавке 7, выполненной на внутренней стороне крышки всаса (фото 2), отводят крупные частицы на периферию (рис. 6). Тем самым гидравлический КПД насоса и износостойкость рабочего колеса и проточной части повышаются. Кроме того, закрытое рабочее колесо обеспечивает снижение осевой нагрузки на главный подшипник. Решетка-фильтр на всасе из нержавеющей стали выполнена поворотной для изменения размера профиля прозоров и снабжена резиновыми амортизаторами 8. Проверку состояния масла в инспекционной камере 11 легко осуществить извлечением болта 9. Щелевой зазор рабочего колеса регулируется с помощью болта 10. Охлаждающая рубашка 12 насоса выполнена из нержавеющей стали.

Для оценки перечисленных технических совершенствований насосов серии 2600, в сравнении с Bibo, были проведены обширные испытания. Вот один из тестов. В емкость с водой, содержащей 40% песка (по массе), устанавливали насос серии 2600 и аналогичный ему Bibo. Агрегаты работали параллельно, циркулируя эту жидкость по 100, 200, 300 часов каждый. После указанных периодов наработки насосы проверяли на перекачку чистой воды, замеряли их подачу, напор, КПД и выстраивали соответствующие характеристики. Оказалось, что, ввиду такого форсированного воздействия абразива (рис. 7), износ насосов новой серии проходил в 3 раза, а в режиме частичного погружения всаса - на «храпе» - в 5 раз медленнее, чем у традиционных агрегатов (работа насосов на «храпе» при водоотливе - явление, как известно, штатное).

Преимущества насосов серии 2600 были доказаны и другими тестами. Но особенно впечатлил испытателей результат подсчета того количества песка, которое эти насосы перекачивали.

Например, оказалось, что насос BS 2670 мощностью 18 кВт «перелопатил» за 100 часов непрерывной работы столько песка, сколько могло бы поместиться в 174 40-тонных грузови-ках(!). Для сведения - самый крупный в мире роторный экскаватор (длина его 240 м, высота 96 м, диаметр ротора 30 м) [2] загружает эквивалентное количество таких же самосвалов за 3 часа.

Преимущества насосов серии 2600 были доказаны и на практике. Условия работы насосов Bibo, используемых новозеландской золоторудной компанией Waihi столь экстремальны, что каждую неделю требовалась замена износившихся частей. После установки в те же зумпфы насосов BS 2670 межсервисный период увеличился до месяца.

Экономия от применения каждого нового BS 2670, по сравнению с ранее использовавшимися насосами, составила на другой шахте в Австралии 20-40 тыс. долл. США.

Да, непревзойденными десятки лет были насосы Bibo. Но фирма ITT Flygt AB под прессом аргументов, предъявленных насосами серии 2600, склонилась к нелегкому решению о постепенном завершении выпуска Bibo в пользу новых моделей.

ЛИТЕРАТУРА:

1.    Мировая горная промышленность. «Росуголь»,

2.    Водоотлив на предприятиях Rheinbraun и Ruhrkohle. «Горная промышленность», JJ2/2003.

Журнал "Горная Промышленность" №6 2006