Тайна за семью печатями. Технология взлома или как тайное сделать явным

А.Б.Внуков, Генеральный директор ООО «Геопарк», к.т.н., старший научный сотрудник

Множественные иностранные технические термины и узкоспециальная направленность материалов по спутниковой навигации порой отдаляют ее от конечного потребителя. Однако выгоды от внедрения навигационных технологий в повседневную деятельность автопредприятий могут оказаться весьма ощутимы, и поэтому стоит ближе присмотреться к технологии их использования.

В статье «Черный ящик - чистая прибыль» («Грузовик-пресс», №8, 2005, с. 46) говорилось о принципах построения фискальных систем типа «черный ящик», предназначенных для контроля целевого использования подвижного состава.

Чтобы дать более полное представление о технологии применения таких систем и побороть предубеждение об их кажущейся сложности, рассмотрим на примере одной из таких систем процесс получения полной путевой информации с автомобиля, на котором установлен «черный ящик». В соответствии со сценарием, обозначенным в названии статьи, процесс превращения тайной информации в явную разобьем на семь шагов.

Шаг первый: Развешивание ярлыков

В рассматриваемой нами системе вся информация о движении автомобиля, его использовании и регистрируемых параметрах записывается в черный ящик, а точнее - на компактный сменный носитель информации, подобный тем, которые широко используются в бытовой электронной технике: цифровых фотоаппаратах, видеокамерах и карманных компьютерах.

Такая технология позволяет извлекать носитель информации для проведения ее обработки, не демонтируя установленный в автомобиле «черный ящик». Назовем для краткости такой носитель в духе современной компьютерной терминологии - «флэшкой».

Для того, чтобы персонифицировать флэшку, на нее перед использованием с помощью специальной программы заносится информация о водителе, которому она выдается и автомобилях, которыми данный водитель управляет.

Это делается для того, чтобы система в дальнейшем могла автоматически связывать поступающую путевую информацию с конкретным водителем и конкретным автомобилем. Дополнительно это защищает от умышленной или неумышленной подмене флэшки.

Шаг второй: Контора пишет

Зарегистрированная флэшка вставляется в «черный ящик», и автомобиль отправляется в рейс. Внешне практически ничего не происходит, но внутри прибора происходят поистине удивительные вещи. Сигналы со спутников преобразуются в информацию о местоположении автомобиля, его скорости и направлении движения.

Вся эта информация, а также служебные данные о состоянии подключенных датчиков, например, датчиков открытия дверей, состояния зажигания, уровня топлива, температуре и т.п., в заданном темпе непрерывно записывается на флэшку в течение всего рейса. Частота записи может изменяться программно от 1 сек. до 1 суток. Флэшка может вмещать данные за целый месяц (при пятисекундном интервале записи).

Шаг третий: Выпускаем джина из бутылки

Автомобиль возвращается из рейса. Флэшка с записанной информацией легким движение руки извлекается из «черного ящика» и вставляется в компьютер, на котором происходит дальнейшая обработка информации. Запускается программа, которая автоматически скачивает информацию с флэшки, попутно определяя водителя и автомобиль, с которого информация получена, и записывает всю сырую информацию в промежуточную базу данных.

Шаг четвертый: Чистилище

Это, пожалуй, самый непрезентабельный, но самый насыщенный этап. Специальная программа (или программный модуль) занимается обработкой всего массива данных, выгруженных на предыдущем шаге. Все, что накопилось за несколько дней, вначале разбивается на логические рейсы. Для разных предприятий понятие рейса различное, поэтому программа позволяет с использованием настраиваемых параметров сформировать рейсы именно в том виде, который необходим данному автопредприятию.

Например, если работа водителя сменная, то можно для разбивки данных использовать время начала смены: с 800 каждого дня - новый рейс. Если график плавающий -можно для разделения рейсов использовать время «отстоя», более заданного. Множество параметров и возможность их совместного использования позволяют сформировать практически любое правило деления на рейсы. Более того, остается возможность для вмешательства оператора в процесс формирования рейсов и внесения необходимых корректив.

На данном этапе происходит также фильтрация ложной информации, вызванной некорректной работой системы спутниковой навигации. Рейсы в виде треков можно просмотреть на электронной карте, убрать лишние данные, рассмотреть спорные участки. И, в заключение, каждому рейсу можно присвоить название, для удобства дальнейшей работы с ним, например «Поездка за «Клинским». Все интересующие рейсы сохраняются в базе данных.

Шаг пятый: Момент истины

Теперь, когда вся информация отсортирована, можно заняться ее детальным изучением.

Это самое интересное. Запускается программа-анализатор и вызывается интересующий рейс. Сразу высвечиваются данные: кто совершал рейс, на каком автомобиле, дата, время начала рейса, время его окончания, протяженность, продолжительность. Более того, весь рейс высвечивается на карте в виде трека, по которому движется машинка, повторяя все маневры, совершаемые водителем в замедленном или убыстренном темпе. Для более полного анализа рейса настраивается фильтр событий, интересующих руководителя.

Например, хотим узнать, где и когда: - превышалась скорость 100 км/ч;

-    автомобиль двигался медленнее 5 км/ч;

-    автомобиль простаивал более 10 мин;

-    отклонялся от заданного маршрута;

-    экстренно тормозил;

-    выключалось зажигание;

-    осуществлялся долив/слив топлива;

-    поднимался кузов и др.

Заполняются соответствующие поля и запускается процесс анализа рейса. В результате анализа создается отчет, в котором указывается время и продолжительность всех интересующих событий и на карте отображается место, где они происходили. Рейс разобран по косточкам, все действия водителя - как на ладони.

Шаг шестой: Радость бюрократа

Немаловажное дополнение. После того как в течение продолжительного времени вся информация складировалась и хранилась под спудом, можно ее обобщить и получить отчеты за интересующий период времени, например - пробег автомобиля за месяц, квартал, год, сколько бензина «скушал», какой водитель сколько часов отработал и сколько раз нарушал, и многое другое.

Шаг седьмой: Всем сестрам по серьгам или раздача розовых слонов

В руках администрации беспристрастный рефери, позволяющий объективно оценивать работу водителя и контролировать целевое использование подвижного состава.

Понятно, что не всем это понравится. Начинается борьба с системой. Как говорится в одном известном фильме: «нет ничего из того, что сделал человек, что нельзя поломать» (на буквальность не претендую, за смысл - ручаюсь). Но в подавляющем большинстве случаев можно выявить факты преднамеренной порчи аппаратуры. Как это делается, по понятным причинам здесь не рассматривается.

Опыт внедрения подобных систем показывает, что там, где администрация проявляет волю при внедрении комплексов мониторинга - порядок наводится быстро и с наименьшими потерями. При этом, к удивлению руководителей, машины начинают перемещаться вдвое быстрее, становятся вдвое менее прожорливыми, и создается впечатление, что парк автомобилей удвоился без дополнительных расходов, а система окупается всего за несколько месяцев.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2006