Перерасход топлива: тайное становится явным


Основной задачей руководства любого предприятия, связанного с эксплуатацией различных видов техники (самосвалов, экскаваторов, погрузчиков, трубоукладчиков, дизельных электростанций, тепловозов, топливозаправщиков, буровых станков, транспортных средств и другой спецтехники) является максимально эффективное ее использование с целью снижения простоев и расхода ГСМ, увеличения объема выполненных работ. Причины, влияющие на перерасход топлива, в большинстве случаев не выявляются, а средства, израсходованные на горючее, списываются согласно прилагаемым отчетам и нормам расхода топлива.


В некоторых случаях системы контроля расхода топлива могли бы стать единственным способом, позволяющим повысить эффективность работы спецтехники и дисциплину рабочего персонала.

Одной из самых «болевых точек» на таких предприятиях остаются затраты на ГСМ. При постоянном росте цен на топливо проблема его перерасхода не решена на многих предприятиях. А ведь всем понятно, насколько вопрос снижения себестоимости моточаса при постоянном росте цен на топливо и обслуживания техники актуален в условиях рыночной экономики. Неужели и сегодня мы, по-прежнему, можем противопоставить «Его Величеству Перерасходу» только «дедовские» методы борьбы?


На сегодняшний день на рынке представлены различные системы, основной задачей которых является контроль и экономия топлива. Они бывают двух основных типов:

Системы аналитического типа. Это системы типа бортовых компьютеров. Их принцип работы заключается в записи основных параметров движения машины и работы ее двигателя, изменения уровня топлива в баках, фиксации расхода топлива в различных режимах эксплуатации, записи всех заправок и сливов топлива и т.д. («черный ящик»).

Достоинством таких систем является полный контроль работы транспортного средства или спецтехники с регистрацией расхода топлива.

Системы проточного типа. Это системы, которые черпают информацию от турбинки, вмонтированной в топливопровод автомобиля. Достоин-
ством этих систем является то, что они показывают мгновенный расход топлива. Недостатком этих систем является то, что производители транспортных средств и спецтехники официально запрещают «врезаться» в топливные магистрали под угрозой выхода из строя топливного насоса высокого давления. Также турбинки могут забиваться грязью, в зимних условиях топливо желируется и парафинизируется, что также приводит к закупорке топливной магистрали. Системы проточного типа можно «обмануть», продув турбинку воздухом.


Восемь лет назад таких «умных контролеров» на мировом рынке было всего двое:

-    системы FMS (Fuel Monitoring System), измеряющие и запоминающие данные, полученные от штатных датчиков техники (производитель ООО «Омникомм Технологии», Россия);

-    системы, использующие в качестве средства измерения турбинку, врезанную в топливную магистраль (производитель Siemens VDO Kienzle, Германия).

Принципы, примененные в этих двух системах, частично или полностью используются во всех приборах, представленных на рынке в настоящее время.

У систем, обрабатывающих данные, полученные от штатных датчиков, есть одно преимущество. Они являются устройствами закрытого типа, т.е. информация, считываемая с данного устройства, доступна только руководству предприятия, а потому не дает водителю возможности для каких-либо вмешательств и нарушений нормальной их работы.


До недавнего времени эти системы стабильно работали только на технике европейских и других мировых производителей. Система показывала низкие результаты при использовании ее на отечественной технике вследствие
низкого качества штатных топливных датчиков. Сегодня эта проблема снята: достаточно установить высокоточный датчик уровня топлива производства ООО «Омникомм Технологии»!

Системы «проточного» типа хорошо работают на топливе европейского качества и в среднеевропейском климате. На обширной территории России, в условиях разнообразных климатических зон, при низких температурах происходит желирование дизельного топлива, что приводит к закупорке и остановке измерительной турбинки, а это влечет поломку топливного насоса высокого давления. Применение некачественного топлива быстро выводит систему из строя. Это суровая реальность российских транспортников. К этим же «суровым реалиям» можно отнести и то, что водителей нужно постоянно контролировать и требовать выполнения работ. И тут свою роль может успешно сыграть FMS.

FMS - это возможность инструментального контроля основных параметров использования техники и, в первую очередь, расходуемого топлива и пройденного пути. Система FMS дает необходимые доказательства в возникающих спорах с водителями. Оборудование FMS представляет собой «черный ящик» (фото 1), который подключается к технике. FMS непрерывно
записывает количество топлива в баке, пробег (моточасы) и регистрирует время, в течение которого двигатель находится в работе. Источником информации о количестве топлива в баке является высокоточный датчик уровня топлива производства ООО «Омникомм Технологии», а для вычисления пробега (моточасов) используется штатный либо дополнительный датчик скорости. Устройство накапливает данные за два месяца эксплуатации техники. По прибытии техники в парк водитель снимает устройство и передает в офис компании. Также возможно производить считывание, не снимая прибор с техники, автоматически. Дальнейшая обработка происходит с помощью программного обеспечения (фото 2, 3).

Вот куда утекают деньги!

Результаты, получаемые предприятием после анализа работы с помощью системы FMS, впечатляют. Нормы расхода топлива снижаются в среднем на 20%. Прибор окупается в течение первого месяца эксплуатации, а затем
предприятие получает «чистую экономию». Из чего она складывается? А вот сами посмотрите.

Оператор транспортной или другой спецтехники может договориться с водителем топливозаправщика о недоливе топлива в бак или заправить дорогую технику топли-
вом низкого качества из стоящего на трассе трактора, заплатив вдвое меньше и сдав в отчет купленный на той же трассе чек. Или «накручивают» показания спидометра (счетчика моточасов), списывая на якобы проделанную работу горючее. Все это исключено в условиях работы системы FMS. Данные чека, объем и время заправки соотносятся со временем и объемом заправки, которые зафиксированы в системе FMS. Поэтому все тайное становится явным.

В компании ООО «Омникомм Технологии» отмечают, что в последнее время все больший интерес к их продукции проявляют не только транспортники, но и строительные компании, горнодобывающие предприятия. Расходомеры топлива устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки, на любые типы транспортных средств и спецтехники.

К примеру, один из дилеров Omni-COMM, компания «СистемоТехника Сервис» (г. Мурманск) в начале 2006 г. оснастила 120-тонные карьерные самосвалы БелАЗ. После установки системы контроля расхода топлива FMS на БелАЗы с топливными баками объемом 1450 литров, которые работают в трехсменном режиме и целый топливный бак такого объема расходуется за восемь часов работы, экономия получилась около 5 т топлива за месяц, окупаемость прибора составила менее двух недель. Возникали и некоторые сложности при установке на карьерную технику, которые специалисты «СистемоТехника Сервис» успешно решили. Например, все компоненты системы FMS были дополнительно опломбированы для полной ликвидации
«человеческого фактора», а само оборудование имело повышенную степень защиты от вандализма и от суровых условий эксплуатации. Водители не могли отключать прибор незаметно для руководства. Даже когда был произведен слив топлива из бака в ночное время при отключенной массе, слив был зафиксирован.

Управление механизации и автомобильного транспорта (Мосстроймеха-низация №5, УМИАТ), г. Москва, оснастив бульдозер Caterpillar D2R, получило после двадцатидневной работы бульдозера с системой FMS экономию дизельного топлива в размере 2321 л, (если подсчитать стоимость литра по 15 руб., хотя оно значительно дороже, то получается сумма 34815 руб.). Норма списания топлива до внедрения системы FMS составляла 40 л на моточас, после снятия данных фактически оказалось 28 л на моточас работы. Экономия более 50% — это величина, о которой стоит задуматься всем, кто связан с технологическим транспортом и спецтехникой.

Подобный эффект был получен на ООО «Подводнефтегазсервис» (пос. Новый, Республика Удмуртия). После установки системы контроля расхода топлива FMS на трубоукладчик ^matsu 355 фактический расход по данным прибора составил 26 л топлива на моточас работы при норме списания 40 л. За месяц система окупилась полностью.

14 апреля 2006 г. компания Omni-COMM приняла участие во Всеукра-инском техническом совещании руководителей предприятий, эксплуатирующих карьерную технику производства ПО «БЕЛАЗ», организованном региональным предприятием
РУПП «Белорусский автомобильный завод» компанией «Кривбасс-БелАЗ-Сервис» (г. Кривой Рог). В работе совещания приняли участие руководство РУПП «БЕЛАЗ», представители Криворожского технического университета, дилеры БЕЛАЗ - компания «АЛТА УКР», а также украинские сервисные центры завода-изготовителя самосвалов БелАЗ. В ходе совещания были рассмотрены вопросы установки систем контроля расхода топлива FMS на карьерные самосвалы БелАЗ и другие транспортные средства и спецтехнику. Интерес к системам FMS растет с каждым днем как на горных, так и на других предприятиях России и зарубежья.

Сравнительно невысокая стоимость прибора FMS, точность и надежность получаемой информации позволяют гораздо точнее планировать расходы при осуществлении работы техники.

Успешно прошла экспериментальная установка нескольких приборов на золоторудном предприятии ЗАО «Многовершинное» (Хабаровский край).

В 2005 г. оборудованием Omni-COMM оснащены предприятия, осуществляющие разработку золоторудного месторождения «Звездное» (пос. Майский, Чукотка).

Оборудование OmniCOMM напрямую закупается такими мировыми производителями как TATRA для оснащения машин прямо на конвейере.

ОАО «Сургутнефтегаз» успешно эксплуатирует приборы FMS как на транспортных средствах, так и на спецтехнике.

В конце 2005 г. подписан контракт на оснащение всего автопарка ООО «На-дымгазпром».

Приборы FMS, кроме контроля расхода топлива, позволяют анализировать эффективность работы техники: простаивала она или работала, работал двигатель на холостых оборотах или техника двигалась, а также как она передвигалась: под нагрузкой или без нее.

Журнал "Горная Промышленность" №2 2006