Сервис горной техники

К.Ю.Анистратов, к.т.н., генеральный директор ООО «КА технокомплект»

В мировой практике сервисное обслуживание горной техники является основной формой взаимоотношений между предприятиями, эксплуатирующими оборудование, и изготовителем.

В настоящее время конкурентоспособность горного оборудования на рынке обеспечивается только в том случае, если техническая готовность техники поддерживается на уровне 90% и выше от календарного фонда рабочего времени. Для обеспечения высокой технической готовности предприятие-производитель оборудования, как правило, делегирует его сервисное обслуживание специализированным фирмам.

России сервисное обслуживание горной техники является новым развивающимся направлением, так как исторически техническое обслуживание и плановые ремонты техники осуществлялись персоналом цехов, входящих в структуру горнодобывающих предприятий.

Основными отличительными особенностями специализированных сервисных предприятий являются:

- наличие профессионального кадрового состава специалистов, имеющих опыт в техническом обслуживании и ремонте конкретной техники;

- собственный наработанный опыт фирмы в целом по организации управления процессом сервиса, в который, кроме работ по техобслуживанию и плановым ремонтам, входят материально-техническое снабжение, логистика, специальные методы учета движения материальных ценностей, планирование работ, работа с персоналом;

- развитая организационная структура, обеспечивающая реализацию технологических процессов сервиса (сервисные центры, станции техобслуживания, ремонтный завод, склады запчастей, подразделение материально-технического снабжения и др.);

- владение собственным «ноу-хау» в технологии ремонта и восстановления машин, узлов и агрегатов;

- оснащенность специальным оборудованием для технического обслуживания и ремонта техники;

- наличие надежных источников поставки качественных запасных частей и материалов.

Опыт создания сервисных центров

В 1999 году компания «КА технокомплект» обеспечила сервисную поддержку карьерных самосвалов БелАЗ в Казахстане (Жайремский ГОК, Испат Кармет) на условиях контракта полного сервисного обслуживания (35 единиц самосвалов и вспомогательной техники).

С 2003 года компанией «КА технокомплект» реализован договор на полное сервисное обслуживание карьерной тех -ники комбината «Печенганикель» ОАО «Кольская ГМК», входящей в состав ОАО ГМК «Норильский Никель». В сервисном обслуживании находятся 67 единиц большегрузного карьерного транспорта, вспомогательной и землеройной техники.

В настоящее время компания «КА технокомплект» расширяет номенклатуру горной техники, переданной Заказчиком на полное сервисное обслуживание. В ее число включены погрузочно-доставочные машины марки TORO, используемые на подземных работах в ОАО «Кольская ГМК».

С октября 2003 г. компания поставила в КУЗБАСС для УК «Прокопьевскуголь» и ОАО «Междуречье» по договорам услуг и полного сервисного обслуживания бульдозеры AKR-LIEBHERR (5 единиц) и гидравлический экскаватор фирмы Liebherr. Обслуживание землеройной техники Liebherr производится сервисным подразделением компании, расположенным в г. Прокопьевск.

В феврале 2005 года компания «КА технокомплект» заключила договор на полное сервисное обслуживание карьерной техники, эксплуатирующейся на горных предприятиях УК «Прокопьевскуголь». Компания осуществляет полный сервис бульдозеров и вспомогательной техники (всего 38 единиц).

Ремонт двигателя Cummins в «АКТ Сервис Печенга»

Ремонт бортового редуктора самосвала БелАЗ в «АКТ Сервис Печенга»

В основу организации системы сервисного обслуживания были положены следующие принципы:

- полное освобождение горнодобывающих эксплуатирующих предприятий (исходя из условий договора) от проблем, связанных с поддержанием горной техники в рабочем состоянии;

- создание развитой системы взаимоотношений с первоклассными поставщиками по обеспечению обслуживаемой техники качественными запасными частями и расходными материалами;

- создание компьютерной системы «Сервис горной техники» с функциями учета движения запасных частей, расходных материалов и прогнозирования (в зависимости от часов наработки) замены основных узлов и агрегатов по полному «жизненному циклу» каждой единицы техники;

- обучение на объектах компании специалистов сервисных центров профессионально правильным приемам качественного обслуживания и ремонта техники;

- применение специальных приборов неразрушающего контроля для регулярного диагностирования техники. За 6 лет практической работы, компания «КА технокомплект» приобрела значительный опыт в организации сервисного обслуживания и всех видов ремонта различных типов горной техники отечественного и зарубежного производства: карьерных автосамосвалов грузоподъемностью 30-150 т (БелАЗ, Euclid, Caterpillar, Komatsu), гусеничных бульдозеров отечественного производства всех типов, бульдозеров с гидростатической трансмиссией Liebherr, бульдозеров Caterpillar, Komatsu, гидравлических экскаваторов Liebherr, колесных бульдозеров и погрузчиков БелАЗ.

Специалисты компании «КА технокомплект»

В компании «КА технокомплект» работают специалисты, имеющие многолетний (в среднем более 15 лет) опыт работы на горных предприятиях России и за рубежом.

Главные специалисты компании работали руководителями автотранспортных цехов, парков землеройных машин, механических служб крупнейших горных предприятий, среди которых: Мирнинский ГОК, Удачнинский ГОК, Айхальский ГОК, Катока (Ангола), Кузбассразрезуголь, Коркинский разрез, Испат Кармет (Казахстан), Окутсан (Турция) и др.

Для повышения квалификации и приобретения опыта в сервисном обслуживании техники специалисты Компании прошли обучение и получили сертификаты в центрах подготовки компаний Liebherr, Caterpillar, Cummins, Detroit Dizel, Deutz и ПО «БелАЗ».

Современная география деятельности компании «КА технокомплект»

Деятельность компании в области сервисного обслуживания горной техники охватывает всю огромную территорию России: от северо-запада (г. Заполярный) до северо-востока (г. Магадан), на Урале, в Сибири, а так же в Украине.

В настоящее время управляющей компанией «КА техно-комплект» (г. Москва) организованы и успешно функционируют сервисные предприятия на Кольском полуострове (ООО «АКТ Сервис Печенга»), в КУЗБАССЕ (ООО «КА Трактор Кузбасс»), в г. Кривой Рог, Украина (Совместное Предприятие ООО «Кривбастехмашсервис» и ООО «КА Трактор-Сервис»), в г. Магадан (ООО «КА Техно-Сервис»), в г. Челябинск (ООО «Урал-Техно»), в г. Красноярск (ООО «ПРОМ-МОНТАЖ»), а так же ремонтные заводы в г. Кандалакша (ООО «КАРЗ-Авто») и завод по ремонту узлов горной техники в г. Конаково.

Основные элементы полного сервисного обслуживания:

Полное сервисное обслуживание - комплекс мероприятий, включающий полное техническое обслуживание, все виды ремонтов и поставку необходимых запасных частей, быстроизнашивающихся частей и расходных материалов для выполнения всех видов работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом техники. Полное техническое обслуживание - включает все виды технического обслуживания (ТО - 1, 2, 3, 4) и сезонное (СО) в соответствии с правилами, установленными заводом-изготовителем. Ремонт - комплекс операций по устранению поломок, замене вышедших из строя или изношенных деталей, не отработавших нормативный срок, быстроизнашивающихся частей, с целью приведения техники в работоспособное состояние.

Планово-предупредительный ремонт (ППР) - комплекс плановых воздействий на основные узлы и агрегаты машин, предупреждающий их выход из строя в целях сохранения работоспособности техники и обеспечения технических характеристик техники нормативам в период до капитального ремонта.

Капитальный ремонт - комплекс плановых мероприятий, согласно нормативам, установленным заводом-изготовителем, предусматривающим замену или полное восстановление работоспособности до 80% ресурса от новых базовых деталей узлов, агрегатов. Аварийный ремонт - комплекс неплановых работ по устранению поломок, замене преждевременно вышедших из строя, в результате нарушений правил эксплуатации техники и аварий, деталей, узлов и агрегатов с целью приведения техники в работоспособное состояние. Запасные части - сменные детали для ремонта и обслуживания отдельных узлов, агрегатов и механизмов техники. Техническая готовность - суммарное время наработки на отказ техники, определяемое сложением продолжительности всех временных интервалов, в течение которых техника готова к работе, вне зависимости от фактического использования ее рабочего потенциала. Измеряется в «часах технической готовности», в течение которых она является технически пригодной к эксплуатации.

Объем наработки (часов технической готовности) - суммарное количество часов технической готовности за конкретный период времени.

Общая численность специалистов всех подразделений компании «КА технокомплект», занятых в сфере сервисного обслуживания горной техники - около 500 человек.

Сервисное обслуживание карьерной техники является новым развивающимся направлением и специализированная компания «КА технокомплект», имея положительный опыт в этом секторе услуг, готова предложить горнодобывающим предприятиям свои услуги в сервисе горной техники на взаимовыгодных условиях для Заказчика и Исполнителя.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2005