Ручной гайковерт для обслуживания БелАЗа


Впоследнее десятилетие появился и активно развивается принципиально новый тип передач, в которых крутящий момент передается посредством промежуточных тел качения (шариков, роликов), взаимодействующих с периодическими дорожками каче -ния сопрягаемых деталей. Такие передачи еще не получили общего названия. Ряд авторов называет их синусошариковыми, другие - волновыми передачами с промежуточными звеньями, некоторые классифицируют их как шариковые планетарные передачи.

Компания ЗАО «Томские трансмиссионные системы» создала несколько передач подобного типа, получивших общее название «Редуктор-подшипник» (далее РП). В сравнении с лучшими планетарными редукторами у РП в десятки раз меньшие массогабаритные показатели (отношение массы редуктора к передаваемому им крутящему моменту). Соответственно, РП имеют кратно меньшие, чем у зубчатых редукторов, массу и габариты при одина -ковых силовых характеристиках.

Одно из изделий компании - промышленный ручной гайковерт, предназначенный для усиления мо -мента при завинчивании - отвинчивании тяжело нагруженных резьбовых соединений. Гайковерт специально разработан для обслуживания большегрузных автомобилей БелАЗ. При эксплуатации этих автомобилей требуется частое протягивание колесных гаек, причем в на -стоящее время все работы осуществляются водителем вручную при помощи различного рода рычагов (ломов, труб и т.п.). Гайковерт производства ЗАО «ТТС» позволяет легко достичь значительных моментов затяжки меньшим входным усилием.

УКМ-150

УКМ-200

УКМ-300

УКМ-500

УКМ-700

Момент, Н-м

1500

2000

3000

5000

7000

Коэффициент усиления

10

13

16

20

22

Вход, дюйм

1/2

1/2

1/2

Выход D2, мм

70

80

90

120

120

Масса, кг

3.9

4.8

7.5

12

15

Диаметр D, мм

135

150

170

190

230

Длина B, мм

40

40

40

40

40


С помощью этого гайковерта можно производить обслуживание следующих резьбовых соединений на БелАЗе:

• крепление колеса на ступице;

• крепление электромотор-колеса;

• крепление поперечины к раме;

• крепление шаровой опоры цилиндра подвески;

• крепление проушины центрального шарнира к рычагу заднего моста;

• крепление рычага рулевой трапеции;

• крепление проушины центрального шарнира к рычагу передней подвески.

Гайковерт производства ЗАО «ТТС» позволяет затягивать эти соединения с требуемым моментом, уменьшая в десятки раз затраты физической энергии и времени, а также травматизм на рабочих местах. Компактность, простота и надежность конструкции делают гай -коверт незаменимым инструментом в работе водителей и обслуживающего персонала БелАЗа.

Высокая нагрузочная способность гайковерта обеспечивается геометрией зацепления передачи с промежуточными телами качения. В отличие от классического зубчатого зацепления, где в контакте находится не более двух зубьев, в РП в силовом контакте участвуют 50% промежуточных тел (зубьев передачи). Отечественных и зарубежных аналогов подобных механизмов нет, а новизна его защищена патентами РФ и международными заявками.

Гайковерты поставляются в комплекте с необходимыми головками, оснасткой для отбора реактивного момента, а также могут комплектоваться динамометрическим ключом.

 

Журнал "Горная Промышленность" №2 2005