Контроль расхода топлива от OmniCOMM

В журнале «Горная Промышленность» №2•2004 рассматривались системы различных производителей, позволяющие контролировать расход топлива. Можно продолжить рассказ о принципах работы устройств, достоинствах и недостатках тех или иных систем в зависимости от типа транспортных средств, условий эксплуатации, человеческого фактора. Однако, по нашему мнению, читателю будет не менее интересно ознакомиться с результатами работы систем контроля расхода топлива на практике, прочитав отзывы сотрудников ИТР транспортных подразделений предприятий, которые уже попробовали ту или иную систему в эксплуатации, или даже несколько систем различных производителей, сравнили их.
На наши вопросы ответил начальник гаража ЗАО «Айсбит» (автопарк около 90 единиц) Геннадий Арамович АЙДИНЬЯН.

– Актуальна ли для вашей компании проблема расхода топлива?

– Для нашей компании проблемы с расходом топлива были постоянной, перетекающей из месяца в месяц реальностью, аргументов для борьбы с махинациями нечестных водителей просто не было. Вопрос установки систем прорабатывался руководством очень тщательно. Сначала мы установили на все машины тахографы. На основании данных тахограмм анализировались скорость и километраж, топливо списывалось из расчета пройденного пути и норм его расхода. Сразу избавились от водителей, которые приписывали себе километраж, подкручивали спидометры. Потом стало очевидно, что с помощью тахографа далеко не всегда удается получить информацию о реальном расходе: водитель привез чеки, их сравнили с показаниями тахографа – вот, получите средний расход; что делать, если он выше на 3–5 литров – был перегруз, в пробке стоял, ехал в гору… Нередко привозили поддельные чеки. Затем мы перешли на заправку топливными картами: заправка осуществлялась только на специальных АЗС, никаких наличных денег. В конце месяца топливная компания присылает отчет о заправках, произведенных каждой топливной картой, с указанием времени и объема заправки; можно сравнить чеки с этой таблицей, и, в случае расхождения данных, потери чеков, спросить с водителя. Однако расход топлива оставался выше установленных норм, и мы не прекращали поиск решения, которое позволило бы получить максимально возможный результат. Рассмотрев разные предложения, сделали выбор и оснастили первые 4 транспортных средства системой контроля расхода топлива, а затем в течение четырех месяцев оснастили ею и весь автопарк.

– Что же дала вам установка систем контроля расхода топлива на автомобили?

– Система после первого месяца эксплуатации дала ощутимые результаты в виде разницы между данными чеков топливной компании и реальными заправками в бак автомобиля. Водители очень часто договариваются с оператором АЗС о чеке, к примеру, на 100 литров, а реально осуществляют заправку 50 литров, забирая разницу в стоимости наличными. Только сверяя чеки с реальными заправками мы увидели расхождения в среднем около 1000 л в месяц на транспортное средство. Экономия получилась очень значительная. Я уже не говорю о поддельных чеках и сливах – это все проверить очень легко, отчет составляется за несколько секунд, все действия водителя – как на ладони. Многие автомобили оснащены дополнительным оборудованием, топливная система которых подключена либо к отдельному топливному баку, либо к основному. Раньше водители говорили о том, что перерасход вызван постоянной работой агрегата, а теперь видно, что топливо либо сливалось из бака, либо есть расхождения с чеком. У нас жесткие нормы: погрузка должна начинаться в 5:00 утра. Теперь все видно, когда двигатель был заведен. Водители удивляются: «Откуда вы знаете, что я начал загружаться в 5:25 утра?».

– Как отреагировали водители на это новшество?

– Некоторых сразу уволили, с некоторых продолжаем взыскивать за топливо. А те, к кому не было вопросов – продолжают нормально работать. Нормы расхода значительно снизились, появилось то, к чему стремились – экономия. Для водителя, возможно, показания прибора – это «горькая правда», но не для компании. Для хладокомбината это огромные суммы сэкономленных денег, а для недобросовестных водителей – вычиты разницы из заработной платы. Мы стали анализировать режим труда и отдыха, эффективность работы каждой машины. Система позволяет выявить любой перерасход, в т.ч. связанный с неисправностями топливной или иной системы автомобиля, ведь не все водители позволяют себе махинации с топливом, есть и честные. Недавно на автомобиле повысился расход, выяснилось, что надо отремонтировать турбину. Мы для себя открыли и другие плюсы системы: если заправочная колонка заливает топлива немного меньше – мы это видим, т.е. если разница между чеком и заправкой составляет около 10% и повторяется на нескольких автомобилях именно на этой заправке – мы сообщаем об этом топливной компании.

– Какую именно систему вы установили, кто ее производит?

– Мы рассмотрели разные предложения и остановились на российском производителе, компании OmniCOMM, которая поставляет и устанавливает систему контроля расхода топлива и работы автомобиля. Система называется «FMS». Также компания производит специальные высокоточные топливные датчики, дополнительные версии системы «FMS» позволяют получать информацию о местоположении машин.

Среди предприятий, успешно пользующихся системой контроля расхода топлива, уже много строительных и горнодобывающих компаний, известковые комбинаты, песчаные карьеры, карьеры по добыче щебня и др. полезных ископаемых: предприятия, автопарк которых состоит из спецтехники, работающей в суровых условиях. Результаты работы системы Вы можете получить уже на следующий день после установки прибора.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2004