Централизованная автоматическая система смазки Lincoln и Vogel на карьерной технике БелАЗ

Г.И.Павленко, зам. гл. конструктора, УГК ПО «БелАЗ»
В.Н.Шевчук, инженер-конструктор, В.П.Головач, инженер-конструктор, УГК ПО «БелАЗ»


Первые системы смазки на автомобилях начали применять еще в 30-х годах прошлого столетия, однако на тот момент они не нашли широкого применения. На мобильной технике автоматические системы смазки используются с 1972 г., и в настоящее время этот эффективный способ борьбы с силами трения получил широкое применение во всем мире.

Одними из ведущих производителей централизованных автоматических систем смазки являются фирма Lincoln, основанная в 1910 г., и фирма Vogel, существующая с 1929 г. Фирмы занимаются разработкой и изготовлением разнообразного смазочного оборудования для различных областей промышленности и транспорта (станки, прокатные станы, конвейеры, автомобили, карьерная техника, сельхозтехника и др.). Централизованные автоматические системы смазки производства фирм Lincoln и Vogel устанавливаются на карьерную технику таких известных производителей как Caterpillar, Euclid, Komatsu и др.

Применение централизованных автоматических систем смазки позволяет:

-    увеличить срок безотказной работы оборудования;

-    сократить время и затраты на обслуживание;

-    сократить время и затраты на ремонт;

-    сократить время простоя оборудования.

Использование автоматических систем смазки на автомобиле позволяет, в первую очередь, сократить время проведения технического обслуживания в среднем на 15%, а внеплановый текущий ремонт сокращается примерно на 14%. При этом расход смазочных веществ уменьшается на 20–25% (потеря смазки, существующая при обычном шприцевании, практически исключена).

На разных предприятиях статистические данные будут несколько разниться, что связано с особенностями работы конкретного предприятия, вида его деятельности, климатических условий и прочих факторов. Кроме того, иногда сложно оценить долю трудоемкости монтажа, демонтажа и ремонта оборудования, вышедшего из строя по причине износа вследствие недостаточной смазки. А именно такая оценка могла бы внести свою значимую долю в подтверждение экономической целесообразности использования централизованной автоматической системы смазки. Ведь в этом случае средства затрачиваемые на закупку и установку систем смазки не идут ни в какое сравнение с затратами на ремонт и восстановление узлов и деталей, использующихся на карьерной технике.

Карьерные самосвалы ПО «БелАЗ» грузоподъемностью 30, 45, 55, 120, 130, 180, 220 т, погрузчики и бульдозеры комплектуются централизованной системой смазки немецких фирм Lincoln и Vogel.

Технические характеристики систем смазки Lincoln и Vogel указаны в таблице.

Гидравлические схемы, время работы и пауза в работе насоса для каждой модели карьерных самосвалов и спецтранспорта производства ПО «БелАЗ» рассчитаны фирмами Lincoln и Vogel.

Централизованной системой смазки смазываются узлы трения подвески, рулевого управления, ЦОМов, опоры платформы, шарнирного сочленения и рабочего оборудования спецтранспорта (рис. 1, 2, 3).

Системы смазки Lincoln и Vogel обеспечивают автоматическое смазывание узлов и имеют некоторые конструктивные отличия.

Централизованная автоматическая система смазки наиболее эффективно обеспечивает смазывание узлов при условии заполнения их смазкой (при сборке или ремонте узла) до выхода ее из зазоров и предохранительных клапанов до подключения к системе смазки.

Фирмы-изготовители систем рекомендуют применять смазки, соответствующие классу 2 по классификации NLGI с пенетрацией 265–295·10–4 м. Для систем, устанавливаемых на карьерные самосвалы и спецтранспорт БелАЗ, фирмы допускают применение до температуры –25°С смазку «Литол-24» ГОСТ 21150-87, соответствующую классу 3 NLGI с пенетрацией 220–250·10–4 м, которая используется в узлах трения выпускаемых нами машин. Для температуры ниже –25°С рекомендуются применять специальные низкотемпературные смазки, указанные в инструкции, прикладываемой к машине. Пластичная смазка должна соответствовать нормативной документации и не содержать механических примесей.

Заправка бака системы может производиться непосредственно в бак при открытой крышке или через заправочный клапан на корпусе. Заправка через заправочный клапан предпочтительнее, так как исключается возможность попадания в бак смазки с механическими примесями. Требования по заправке для потребителей изложены в инструкциях на систему смазки и руководстве по эксплуатации самосвалов.

Зарубежные фирмы (CAT, Euclid, Komatsu и др.) как и БелАЗ устанавливают на выпускаемых карьерных самосвалах и спецтранспорте системы смазки Lincoln и Vogel, а также системы смазки других фирм, которые имеют конструктивные отличия.

На самосвале Euclid R170 (эксплуатируется в ОАО «Карельский окатыш») установлена система смазки Lincoln, насос и трубопроводы аналогичные установленным на самосвалах БелАЗ.

На самосвале САТ-785В (эксплуатируется в ОАО «Ковдорский ГОК») установлена система смазки Lincoln американского производства с пневмоприводом. Смазка поступает по резиновым шлангам с внутренним диаметром 3.5 мм (наружный – 15 мм.).

В устанавливаемых на самосвалах БелАЗ системах централизованной смазки немецкого производства и в системах смазки американского производства размеры проходных сечений трубопроводов соизмеримы. Для систем смазки применяются смазки, соответствующие классу 2 NLGL.

Анализ информации с мест эксплуатации показывает, что основным условием надежной работы систем смазки является выполнение требований инструкции по эксплуатации, своевременное проведение технического обслуживания и применение чистой (без механических примесей) смазки. Применение некачественной смазки приводит к выходу из строя обратных клапанов насоса и системы в целом.

В местах эксплуатации самосвалов и спецтранспорта, которые укомплектованы централизованными автоматическими системами смазки, поддержание их работоспособности проводится силами сервисных служб фирм-изготовителей систем смазки. Дилер фирмы Lincoln – «Линкимпэкс» планирует в текущем году увеличить гарантию на системы смазки Lincoln, поставляющиеся на ПО «БЕЛАЗ», до 2 лет, повысить эффективность своей сервисной службы и наладить более тесный контакт с потребителями. В планы входит создание в местах эксплуатации карьерной техники с системами смазки консигнационных складов запчастей для обеспечения работоспособности систем смазки (по двум регионам – Кузбасс и Якутия уже имеются договоренности с потребителями).

Журнал "Горная Промышленность" №5 2003