Продукция ТЕХАСО для энергогенерирующих установок на базе газовых двигателей - 1

А. Кораблев, А. Шацкий, технические специалисты СП «ТНК-ТЕКСАКО», Москва

Вхождение России и стран б. СССР в мировые рыночные отношения сопровождается существенной структурной перестройкой многих отраслей промышленности, в том числе минерально-сырьевых и топливно-энергетических, определяющих в значительной мере конкурентоспособность всей товарной продукции.

В топливно-энергетической отрасли перестройка проявилась, прежде всего, в сфере производства электрической и тепловой энергии. Если еще недавно в производстве электроэнергии доминировали тепловые и гидроэлектространции и в незначительных объемах использовались атомная энергетика и электростанции на базе дизельных двигателей, то в последнее время возрастает применение когенерационных установок на основе газовых двигателей.

Когенерация – это процесс одновременного производства тепловой и электрической энергии с помощью одного устройства – когенератора. Существуют парогазовые, газотурбинные и газопоршневые когенераторы. Последние представляют собой электрогенераторную установку с двигателем внутреннего сгорания, работающем на газообразном топливе (природном, попутном, факельном, древесном, биогазе), оснащенную системой утилизации выделяемого тепла. КПД когенераторов достигает 90%, что на 30–40% эффективнее раздельного производства электрической энергии и тепла. Специалисты рассчитали, а практика показывает, что себестоимость 1 кВт·ч электроэнергии, произведенной когенератором, в 4–6 раз ниже ныне действующих тарифов РАО ЕЭС. При этом значительно снижаются общие затраты потребителя на приобретение энергии, он избавлен от проблем, связанных с централизованным электроснабжением (износ основных фондов, природные катаклизмы и несанкционированное разрушение электросетей человеком и т.п.), полностью отсутствуют потери энергии в протяженных сетях ЛЭП. При наращивании энергопроизводящих мощностей на базе когенераторов требуются существенно меньшие инвестиции, чем при традиционных способах, т.к. вновь вводимые мощности легко встраиваются в существующую систему.

Среди производителей когенерационных установок на основе газовых двигателей выделяются компании: Deutz AG, Германия – установки мощностью от 180 до 4000 кВт на базе собственных двигателей; Tedom, Чехия – установки мощностью от 22 до 3891 кВт на базе двигателей Skoda, Jamot, Zetor, MAN, Caterpillar; Spark Energy, Италия – мощностью от 30 до 1000 кВт на базе двигателей Iveco, Cummins, MAN и Perkins.

На фоне реальной обстановки в стране с прогнозом неизбежного роста тарифов на электроэнергию в ближайшие 2–2.5 года до 5–6 раз открываются широкие перспективы наращивания мощностей когенерационных установок. Уже первые установки в Москве (в одном из торговых комплексов) обеспечили в 2002 г. экономию от автономного энергоснабжения в размере более 900 тыс. долл. США. Расчеты на примере Московской области показывают, что когенератор мощностью 1 МВт обеспечивает экономию до 500 тыс. Евро в год.

Инвесторы отдают предпочтение финансированию строительства электро- и теплогенерирующих станций на базе когенераторов, использующих газовые двигатели. Энергетической стратегией России предусмотрен рост доли газовых когенерационных установок до 21% от всех вновь вводимых генерирующих мощностей, тогда как доля АЭС и ГЭС – 19% и 7%, соответственно.

Анализ показывает, что тепло- и электростанции на основе когенераторов уже в ближайшие годы составят серьезную конкуренцию традиционным способам производства энергии не только в районах богатых ресурсами газового топлива, но и в угледобывающих районах, где в окружающую атмосферу при дегазации полей выбрасываются значительные объемы попутных газов, а также в районах с налаженным сбором биогазов, вырабатываемых при складировании бытовых и других отходов. Набирающая силу тенденция расширения масштабов использования когенераторов приведет к снижению темпов роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую как предприятиям, так и в жилищно-коммунальный сектор экономики.

Одной из главных составляющих в себестоимости производства единицы электрической и тепловой мощности на генерирующих станциях являются расходы на смазочные материалы и охлаждающие жидкости. Срок службы этих материалов, равно как и периодичность их замены, впрямую определяют экономику производства этих видов энергии. Вместе с тем, оба параметра главных расходных материалов предопределяют надежность и срок службы генераторов.

Фирмы – производители генераторов, как правило, не дают нормативных сроков замены масел и жидкостей, а рекомендуют устанавливать их на основе мониторинга состава жидкостей.

Как свидетельствует практика эксплуатации когенераторов, периодичность замены масла определяется каждым потребителем индивидуально на основе данных мониторинга его состава.

ТЕХАСО вместе с поставками масел в обязательном порядке снабжает потребителей своей продукции системами постоянного мониторинга их качества.

Мониторинг позволяет отследить потенциальные угрозы техническому состоянию машины на ранней стадии, и, тем самым, предотвратить любую ее аварийную остановку.

Полный ассортиментный набор масел ТЕХАСО для газовых двигателей включает 4 типа в классах вязкости по ISO 30 и 40, охватывающих весь спектр потребностей. Типовые характеристики выпускаемых масел для газовых двигателей представлены в таблице. Масла каждого типа созданы для газовых двигателей, работающих на газах различного происхождения (генезиса) и, следовательно, содержащих примеси различного химического состава.

Для смазки высокофорсированных двигателей, работающих на различных (любых) видах газового топлива разработана группа масел GEOTEX HD.

GEOTEX HD – среднезольные, среднещелочные минеральные масла, предназначенные для стационарных газовых двигателей, атмосферных или турбированных с принудительным или самовоспламенением.

Уровень щелочности TBN (Total Base Number) этой группы масел достаточно высок, что объясняется необходимостью предотвращения негативных воздействий кислотных продуктов сгорания, образующихся из газовых примесей (сероводород, фтор, хлор). В противном случае – при низком уровне щелочности масла – наблюдается интенсивное развитие коррозии двигателя.

Масла группы GEOTEX HD содержат специальный пакет присадок, который составлен для обеспечения сопротивления образованию отложений, уменьшения окисления и нитрации масла в высокомощных, работающих на естественном газе, двигателях. Эти особенности обуславливают повышение износостойкости и продолжительности эксплуатации двигателей.

Масла GEOTEX HD удовлетворяют API CD, наивысшему уровню классификации по API, рекомендуемому производителями двигателей, работающих на газе, и рекомендованы для стационарных двигателей, работающих на био- или природном газе.

Кроме того, масла группы GEOTEX HD могут использоваться в многотопливных дизелях, или двигателях с принудительным воспламенением, работающих на природном газе, особенно двигателей с пониженным расходом масла.

Масла всех перечисленных в таблице типов поставляются в упаковке объемом 280 л, за исключением масел GEOTEX HD, поставляющихся к тому же и в мелкой фасовке объемом 20 л.

Считаем уместным предупредить, что применению масел этой группы в двигателях, оборудованных каталитическими системами нейтрализации отработанных газов, должна предшествовать обязательная консультация с производителями катализатора по вопросам ограничения содержания в масле цинка, фосфора и сульфатной золы.

Список фирм, производящих газовые двигатели и рекомендующих для них масла группы GEOTEX HD, включает: MAN, MWM Deutz (Category E), Dorman Diesels (Natural gas), Fincantieri Diesels, Jenbacher, Perkins Engines, Ruston Diesels, Mirrlees, Waukesha.

Продолжение следует

Журнал "Горная Промышленность" №4 2003