Повышение комфорта на рабочем месте оператора машины здоровье работника и рост прибыли

Все машины, участвующие в технологических операциях при добыче полезных ископаемых характеризуются повышенной вибрационной и эмоционально-физической нагруженностью оператора. Многочисленные исследования медиков и специалистов в области эргономики показывают, что помимо развития профессиональных заболеваний (остеохондроз, сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь и т.п.), которые ведут к потере трудоспособности высококвалифицированного работника и затратам немалых средств на его лечение, дискомфорт на рабочем месте приводит к преждевременной усталости, увеличению перерывов в технологическом процессе и, в конечном итоге – к падению сменной выработки и уменьшению прибыли всего предприятия в целом.

Анализ результатов гигиенических исследований показал, что все обследованные группы рабочих (водители большегрузных автомобилей и автопогрузчиков, машинисты карьерных экскаваторов, буровых станков, промышленных бульдозеров) подвергаются комплексному воздействию общей вибрации, превышающей предельно-допустимые значения. Имеет место зависимость частоты жалоб на боли в пояснице от стажа в профессии и дозы воздействующей вибрации. Частота жалоб среди рабочих, подвергающихся воздействию вибрации, значительно выше, чем у лиц контрольной группы, что свидетельствует о профессиональном характере этих нарушений.

Рентгенологические исследования показывают наличие дегенеративно-дистрофических изменений позвоночника в виде остеохондроза, спондилоза, остеоартроза. Микротравматизация позвоночника приводит к его травмам, заболеваниям опорно-двигательного аппарата, висцемоторным, остеомоторным реакциям. Далее развиваются явления декомпенсации трофической системы за счет воздействия общей вибрации на вестибулярную систему, что обуславливает вегетативные реакции организма и приводит к развитию хронических заболеваний.

Исследованиями установлено, что степень выраженности вибрационных нарушений, а именно, наличие синдрома вегетативно-сенсорной полиневропатии (1-я степень вибрационной болезни) и синдрома вегетативно-сенсорной полиневропатии в сочетании с вторичным пояснично-крестцовым корешковым синдромом (2-я степень вибрационной болезни) зависит от уровней вибрации и ее стажевой экспозиции (см. таблицу).

На диаграмме приведены результаты исследований операторов землеройных машин, выполненные немецкими специалистами, занимающимися анализом статистических данных систем медицинского страхования и пенсионного обеспечения. Согласно этим результатам каждая пятая история болезни и каждый второй преждевременный выход на пенсию связаны с диагнозом люмбалгия (поясничный синдром). Статистика также говорит о том, что заболевания скелета, мышц и связок стоят на первом месте по сравнению с другими, при сохраняющейся тенденции роста. В подавляющем большинстве это относится к возрастной группе 30-50 лет, но уже замечен рост упомянутых заболеваний и у более молодых работников.

Как показывает опыт работы комплекса карьерных машин, тяжелые условия труда и, в особенности, повышенная вибронагруженность рабочих мест приводят к значительной утомляемости машинистов экскаваторов и водителей автосамосвалов. В начале смены график движения, погрузки и разгрузки строго выдерживается, самосвалы не скапливаются в очереди в местах погрузки и выгрузки. По мере накопления усталости у машинистов и водителей к середине и, особенно, к концу смены график движения начинает сбиваться. Нарушение ритмичности приводит к образованию очередей (простоям) машин в местах погрузки и выгрузки. Потери производительности труда при этом оценивают до 15-30%. Уменьшение вибронагруженности рабочих мест приводит к снижению утомляемости и к повышению производительности труда операторов машин за счет выдерживания графика движения.

Основным средством, создающим комфортные условия труда экскаваторщика, машиниста бурового станка, бульдозериста, водителя карьерного самосвала и машиниста локомотива, является сиденье оператора. Решение задачи создания сидений, совершенных с точки зрения эргономики и виброзащиты, заняты специалисты разных стран, в том числе и России. Однако вследствие малых отчислений на перспективные разработки, разрозненности усилий специалистов в данной области, а также желания удешевления производства, российскими производителями к настоящему времени еще не созданы модели, отвечающие мировым стандартам. Отечественная промышленность не выпускает посадочное место с удовлетворительными характеристиками с точки зрения эргономики, антропометрии, тепло- и влагообмена. У всех известных моделей российских сидений полностью отсутствует пневмоподвеска, хотя во всем остальном мире это является современной тенденцией.

Существуют два подхода к разработке и производству виброзащитных сидений, предназначенных для установки в транспортно-технологическом оборудовании. Первый из них, наиболее распространенный – когда фирма-производитель техники изготавливает также и сиденья. В последние годы весьма эффективным показал себя второй подход – когда сиденья для самых различных типов самоходных машин разрабатываются и производятся специализированными предприятиями, которые могут сконцентрировать крупные научно-технические силы для решения проблем, связанных с созданием совершенных с точки зрения комфорта и виброзащиты водительских сидений.

Одним из признанных европейских лидеров в данной области является немецкая фирма GRAMMER AG, имеющая несколько дочерних предприятий в Европе и за ее пределами. Успех фирмы заключается в комплексном подходе к проектированию сидений, при котором удалось соединить усилия специалистов в области эргономики, виброзащиты, конструкторов, врачей, дизайнеров. Фирма выпускает сиденья для самых различных машин – автомобилей, тракторов, строительной и железнодорожной техники.

Номенклатура сидений достаточно широка, и всегда можно найти наиболее приемлемый вариант на все случаи жизни. Например, кресло экскаваторщика изготавливается с пневмоподвеской и пневморегулированием по трем параметрам: изменяется уровень местоположения по высоте, угол наклона и профиль спинки. Если на машине отсутствует бортовая пневмосеть, то фирма предлагает модель со встроенным микрокомпрессором.

Специалисты GRAMMER могут разместить виброзащитный подвес даже в спинке сиденья. Фирмой разработаны наиболее выгодные с точки зрения рабочей позы, температурного режима и влагообмена для человека образцы покрытий сидений и профили подушек посадочного места.

Как показывают специальные исследования, недооценка роли комфорта на рабочем месте оператора машины производственного назначения существенным образом влияет на производительность труда. Из-за несовершенства конструкции сиденья, не обеспечивающих требований соответствующих стандартов, квалифицированный работник должен прерывать или совсем оставить по болезни свою работу на самом пике профессиональной формы. Повышение комфорта является большим резервом повышения прибыльности добывающих и строительных предприятий. Исследованиями немецких специалистов установлено, что убытки из-за вынужденного отсутствия квалифицированного работника в течение одной смены могут достигать в среднем 1000 DM, а эргономические и трудомедицинские улучшения на рабочем месте в короткое время могут привести к снижению производственной нормы текучести рабочей силы и количества больничных листов до 25% и к повышению производительности труда до 40%.

Проблема оценки экономического эффекта от повышения комфорта на рабочем месте представляет собой сложную задачу, решением которой заняты специалисты разных стран.

Российскими специалистами (НАМИ и Институт медицины труда РАМН) разработана методика расчета экономического эффекта от снижения вибронагруженности на рабочем месте. Методика дает возможность подсчитать условный годовой ущерб от воздействия вибрации на водителей. Разница между ущербом от воздействия вибрации на базовом образце (серийном) и между ущербом на проектируемом (с повышенной по сравнению с базовым образцом виброизоляцией) дает экономический эффект от мероприятий по снижению уровня вибрации на рабочем месте. Расчет экономического эффекта основывается на оценке уровня мощности вибрации, действующей на водителя, с использованием медико-статистических данных, которые увязывают уровни вибрации с вероятностью развития профзаболеваний и временной нетрудоспособности.

Размеры статьи не дают возможности привести математический аппарат данной методики, но авторы готовы ответить на все интересующие вопросы, связанные с использованием методики и оказать консультационные услуги по приобретению и эксплуатации водительских сидений.

Необходимо отметить, что методика не позволяет учесть количественное влияние на экономический эффект от улучшения эргономики. Например, вибрация в сочетании с неудобной рабочей позой приводит к быстрому развитию вибрационной болезни, правильная рабочая поза может существенно ее замедлить или вообще нейтрализовать (см. рисунок).

Данные ориентировочных расчетов по методике показывают, что при снижении величины виброускорений в 3-4 раза средняя величина уменьшения ущерба от воздействия вибрации достигает 40%. Несложно убедиться, что при относительно высокой цене нового сиденья, составляющей 400-600 долл. США, можно получить весомый выигрыш за короткий период времени.

Таким образом, вложение средств в разработку или приобретение совершенных с точки зрения эргономики и виброзащиты сидений окупится, поскольку это редкое сочетание социального эффекта (сохранение здоровья работника) и экономического результата.

Журнал "Горная Промышленность" №1 1997