Хорошо в движении с цепью противоскольжения...

Г.Б.Баду, глава Представительства PEWAG-Weissenfels в России


Глав­ное на­зна­че­ние це­пей про­ти­во­сколь­же­ния (ЦПС) оче­вид­но уже из их на­зва­ния. Лю­бая ко­лес­ная ма­ши­на: ав­то­мо­биль, по­груз­чик, буль­до­зер (ра­зу­ме­ет­ся, ес­ли толь­ко она дви­жет­ся не по су­хо­му ас­фаль­ту) в той или иной ме­ре нуж­да­ет­ся в на­деж­ной пе­ре­да­че тя­го­вой или тор­мо­зя­щей си­лы на «пят­но кон­так­та» шин с до­ро­гой. В тех си­ту­а­ци­ях, ког­да та­кой кон­такт ос­лаб­лен (ма­ши­на «шли­фу­ет» до­ро­гу, сколь­зит на ук­ло­не по мо­к­рой гли­не или по льду) или же кон­так­та нет сов­сем (ма­ши­на за­вяз­ла в гря­зи, в пе­с­ке, в сне­гу), тог­да тра­ди­ци­он­но ис­поль­зу­ют­ся раз­лич­ные спо­со­бы, ди­а­па­зон ко­то­рых весь­ма об­ши­рен: от под­сып­ки пе­с­ка или щеб­ня на до­ро­гу до вы­тя­ги­ва­ния «си­дя­щей на мос­тах» ма­ши­ны при по­мо­щи дру­гой.

Всех этих до­рож­ных не­при­ят­но­с­тей мож­но с лег­ко­с­тью из­бе­жать, снаб­див ко­ле­са про­стым, но очень эф­фек­тив­ным и не­до­ро­гим при­спо­соб­ле­ни­ем — це­пью про­ти­во­сколь­же­ния. Об эф­фек­тив­но­с­ти мы го­во­рим не толь­ко в смыс­ле удоб­ст­ва для во­ди­те­ля, ко­то­ро­му ос­та­ет­ся толь­ко за­ни­мать­ся сво­им де­лом, т.е во­дить ма­ши­ну, а не бе­гать в по­ис­ках трак­то­ра. Глав­ное в том, что ЦПС – это не толь­ко удоб­но, но и очень вы­год­но. Вы­го­да от при­ме­не­ния це­пей впол­не оче­вид­на:

  •    ма­ши­на с це­пя­ми ста­но­вит­ся пол­но­стью без­раз­лич­ной к лю­бым за­труд­нен­ным ус­ло­ви­ям дви­же­ния, без про­блем пре­одо­ле­вая за­сне­жен­ные, об­ле­де­не­лые, за­бо­ло­чен­ные уча­ст­ки до­рог и спо­кой­но дви­га­ясь на про­доль­ных и по­пе­реч­ных ук­ло­нах. Про­тек­тор не за­би­ва­ет­ся гря­зью, ма­ши­на идет ров­но и уве­рен­но. Это пол­но­стью ус­т­ра­ня­ет за­ви­си­мость про­цес­са до­бы­чи и транс­пор­ти­ров­ки гор­ной мас­сы в от­кры­тых вы­ра­бот­ках от лю­бых по­год­ных яв­ле­ний или се­зон­ных ко­ле­ба­ний объ­е­мов до­бы­чи;
  •     рез­ко воз­ра­с­та­ет бе­зо­пас­ность дви­же­ния;
  •     эко­но­мит­ся го­рю­чее, ко­то­рое во­ди­тель не сжег, бук­суя или пы­та­ясь взять подъ­ем;
  •     доль­ше слу­жат аг­ре­га­ты ма­ши­ны: транс­мис­сия, ко­роб­ка пе­ре­дач, сцеп­ле­ние.
  •     Лю­бая ЦПС об­ла­да­ет так­же и ши­но­за­щит­ным эф­фек­том, что бе­зус­лов­но про­дле­ва­ет срок хо­ди­мо­с­ти шин, сни­жая ве­ро­ят­ность по­лу­че­ния по­ре­зов, про­ко­лов при ра­бо­те на щеб­ни­с­тых грун­тах с ос­т­ры­ми об­лом­ка­ми;
  •     при вы­во­зе гор­ной мас­сы ав­то­транс­пор­том ста­но­вит­ся воз­мож­ным уве­ли­чи­вать уг­лы за­ло­же­ния вну­т­ри­ка­рь­ер­ных до­рог, что за­мет­но сни­жа­ет ка­пи­таль­ные за­тра­ты на ГПР. Ка­рь­ер­ный са­мо­свал с це­пя­ми на ко­ле­сах и с пол­ным ку­зо­вом уве­рен­но «бе­рет» ук­ло­ны до 15–18 гра­ду­сов. Ваш марк­шей­дер лег­ко под­счи­та­ет, сколь­ко ку­бов гор­ной мас­сы «ве­сит» один гра­дус ук­ло­на до­ро­ги, а Ваш бух­гал­тер столь же лег­ко пе­ре­ве­дет ку­бы в руб­ли или дол­ла­ры. Па­ра це­пей на ве­ду­щие ко­ле­са 40-тон­но­го БЕ­ЛА­За сто­ит 1.5–2 ты­ся­чи дол­ла­ров, да­лее счи­тай­те са­ми…;
  •     воз­ни­ка­ет воз­мож­ность эко­но­мить на обу­с­т­рой­ст­ве вну­т­ри­ка­рь­ер­ных и дру­гих тех­но­ло­ги­че­с­ких до­ро­г, ко­то­рые уже не на­до пе­ри­о­ди­че­с­ки под­сы­пать, ров­нять грей­де­ра­ми, чи­с­тить от сне­га. На тех пред­при­я­ти­ях, где до­ро­ги в вы­ра­бот­ках про­ло­же­ны не по скаль­ным по­ро­дам, день­ги, ко­то­рые тра­тят­ся на фор­ми­ро­ва­ние до­рож­но­го по­кры­тия из щеб­ня или пе­с­ча­но-гра­вий­ной сме­си, а не­ред­ко и бе­то­на, про­сто «ухо­дят в грязь». По­это­му-то го­раз­до и ло­гич­нее и вы­год­нее бо­роть­ся не с по­след­ст­ви­я­ми та­ко­го яв­ле­ния, как пло­хое сцеп­ле­ние шин с до­ро­гой (т.е с пло­хим по­кры­ти­ем до­ро­ги), а с его при­чи­ной, уве­ли­чи­вая сцеп­ле­ние шин с до­рож­ным по­кры­ти­ем, со­вер­шен­ст­вуя имен­но ши­ну, а не по­кры­тие.

Спи­сок ис­точ­ни­ков сни­же­ния за­трат, име­ю­щих от­но­ше­ние к экс­плу­а­та­ции ко­лес­но­го транс­пор­та на гор­ных пред­при­я­ти­ях, мож­но про­дол­жить та­ки­ми ар­гу­мен­та­ми, как уве­ли­че­ние смен­ной про­из­во­ди­тель­но­с­ти в тех­но­ло­ги­че­с­ких «па­рах» автоса­мо­свал – по­груз­чик (экс­ка­ва­тор), уве­ли­че­ние ко­ли­че­ст­ва рей­сов, уд­ли­не­ние меж­ре­монт­но­го пе­ри­о­да, сни­же­ние про­сто­ев и т.п. По­тя­нет­ся длин­ная цепь, но это не та цепь, ко­то­рая тре­бу­ет­ся.

А ка­кая же тре­бу­ет­ся ?

Глав­ные об­ще­при­ня­тые тре­бо­ва­ния к ЦПС и их «по­тре­би­тель­ские» ка­че­ст­ва весь­ма про­сты:

  •     про­сто­та и лег­кость в мон­та­же и об­слу­жи­ва­нии;
  •     проч­ность и из­но­со­стой­кость ма­те­ри­а­ла, дли­тель­ный срок экс­плу­а­та­ции;
  •     кон­ст­рук­ция зве­нь­ев и вид сет­ки це­пи, оп­ти­маль­но со­от­вет­ст­ву­ю­щий ус­ло­ви­ям дви­же­ния;
  •     ма­лая соб­ст­вен­ная масса цепи;
  •     воз­мож­ность лег­кой адап­та­ции к из­ме­не­нию раз­ме­ра ши­ны при из­но­се шин или при пе­ре­хо­де на дру­гой (близ­кий) раз­мер ши­ны.

Все это ха­рак­тер­но для це­пей PEWAG.

Про­цесс мон­та­жа це­пи на ко­ле­се за­ви­сит от раз­ме­ров ко­ле­са. На ко­ле­са КамА­За це­пи мон­ти­ру­ют­ся за 2–3 ми­ну­ты,  на ко­ле­са 40-тон­но­го БелА­За уй­дет пол­ча­са – час.

Ма­те­ри­ал це­пей – вы­со­ко­ка­че­ст­вен­ная не­ржа­ве­ю­щая сталь мел­ко­зер­ни­с­той струк­ту­ры, ле­ги­ро­ван­ная спе­ци­аль­ны­ми до­бав­ка­ми (Mo, Cr, Ni, Ti), по­вы­ша­ю­щи­ми её проч­ность и из­но­со­стой­кость. Зве­нья под­вер­га­ют­ся по­верх­но­ст­ной тер­ми­че­с­кой за­кал­ке и тер­мо­хи­ми­че­с­ко­му уп­роч­не­нию. Твер­дость уп­роч­нен­но­го по­верх­но­ст­но­го слоя со­став­ля­ет 700–750 еди­ниц по Вик­кер­су.

Прак­ти­че­с­ки все це­пи име­ют уд­ли­не­нный срок служ­бы бла­го­да­ря то­му, что при из­но­се с од­ной сто­ро­ны зве­нь­ев, цепь мож­но «вы­вер­нуть на­из­нан­ку», при этом не­из­но­шен­ные ча­с­ти зве­нь­ев об­ра­ща­ют­ся к до­ро­ге, и цепь при­об­ре­та­ет до­пол­ни­тель­ный ре­сурс хо­ди­мо­с­ти.

PEWAG со­би­ра­ет свои ЦПС из бо­лее чем 30-ти раз­лич­ных зве­нь­ев, ко­то­рые со­от­вет­ст­ву­ют прак­ти­че­с­ки лю­бым ус­ло­ви­ям дви­же­ния.

Адап­та­ция раз­ме­ра це­пей осу­ще­ств­ля­ет­ся пу­тем про­стых опе­ра­ций, «от мо­лот­ка».

Це­пи про­ти­во­сколь­же­ния, про­из­во­ди­мые PEWAG, с мак­си­маль­ной пол­но­той со­от­вет­ст­ву­ют об­ще­при­ня­тым тре­бо­ва­ни­ям. Мы мо­жем пред­ло­жить Вам цепь, ко­то­рая ус­т­ра­нит лю­бые фак­то­ры, ос­лож­ня­ю­щие ус­ло­вия дви­же­ния транс­пор­та на Ва­шем пред­при­я­тии.

Ти­по­ряд про­из­во­ди­мых це­пей пред­став­лен раз­лич­ны­ми их мо­де­ля­ми. Раз­ли­чия за­клю­ча­ют­ся в кон­ст­рук­ции от­дель­ных зве­нь­ев и спо­со­бах их со­еди­не­ния, что поз­во­ля­ет по­до­брать оп­ти­маль­ный ва­ри­ант це­пи в за­ви­си­мо­с­ти от ус­ло­вий её ра­бо­ты, ти­па ма­ши­ны и ха­рак­те­ра вы­пол­ня­е­мых ею опе­ра­ций.

Вы­би­рай­те, но луч­ше все­го зво­ни­те нам, мы по­мо­жем Вам сде­лать пра­виль­ный вы­бор.   

Журнал "Горная Промышленность" №3 2001