Detroit Diesel Corporation расширяет свое присутствие в горнодобывающей промышленности

Корпорация «Detroit Diesel» (КДД) — одна из ведущих американских фирм, специализирующихся на проектировании и производстве дизельных и газовых двигателей малой, средней и большой мощности от 42 до 3 000 л.с. Предлагаемый компанией широкий ассортимент дизельных двигателей успешно используется на дорожных транспортных средствах (грузовые и легковые автомобили), туристических и рейсовых автобусах, в строительстве, в горнодобывающей промышленности, при добыче нефти и природного газа, в энергетике, для железнодорожных машин, в сельском хозяйстве, в морской и военной технике. С 1 января 1988 г. КДД является преемником фирмы «Детройт Дизель Аллисон» отделения концерна «Дженерал Моторс» (GM), которое занималось производством дизельных двигателей в течение более 50 лет. Годовой оборот Корпорации в настоящее время составляет 2.3 млрд. долларов. Контрольным пакетом акций КДД владеет компания «Пенске Корпорейшн. Инк.» с годовым оборотом 6 млрд. долларов.

Двухтактные двигатели

«Детройт дизель» стала известной, благодаря производству двухтактных двигателей, рассчитанных на тяжелый режим работы: серии 53 (60 - 400 л.с.), серии 71 (75 - 900 л.с.), серии 92 (260 - 1450 л.с.) и серии 149 (630 - 2500 л.с.). Во время Второй Мировой войны тысячи двигателей серии 71 концерна GM были поставлены в Россию в рамках поддержки из США. В настоящее время более чем в 150 странах мира работает около 800 тыс. двухтактных двигателей.

КДД осуществляет свою деятельность в мире посредством своих местных представителей (дистрибьюторов), в том числе в СНГ и России. B 1992 году в качестве дистрибьютора корпорации КДД была организована фирма «Новый Дизель», благодаря усилиям которой совместно с Корпорацией в настоящее время насчитывается несколько тысяч двигателей КДД, успешно работающих в российской промышленности, в том числе: 60% в нефтяной и газовой промышленности,20% в горнодобывающей промышленности и 20% в автомобильной промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, на железнодорожном транспорте и т.д.

Общее количество выпущенных двигателей серии 149 превышает 15 тысяч, из которых более 5000 работают на технике, эксплуатируемой более чем на 190 горнодобывающих предприятиях в разных уголках мира. В СНГ фирма «Новый Дизель» осуществляет техническую поддержку и обслуживание более 100 двигателей серии 149, которые находятся в эксплуатации на двухсоттонных самосвалах модели 7530 завода БелАЗ (мощность двигателя 2200 л.с.) в Кузбассе и Якутии, на роторных экскаваторах Крупп в Кемерово, на дизель-генераторах в Магадане и Ступино, на предприятиях нефтегазовой промышленности в Сургуте, Пурпе, Нефтеюганске, Томске, Оренбурге и т.д.

Разработка самосвала модели 7530 БелАЗ с двигателем 16V-149TIB, начавшаяся в 1990 году, была первым опытом в СНГ по совместной работе местного производителя транспортных средств с корпорацией КДД. Фирма «Новый Дизель» совместно с БелАЗ и КДД разработала проект модернизации двигателей, которые уже начали входить в эксплуатацию в «Кузбассразрезугле» и «Якутугле». В результате модернизации резко возрос ресурс двигателя этой модификации самосвала, а пользователи этих двигателей смогли в полной мере оценить преимущества систем контроля и электронной и автоматической диагностики (DDEC – Detroit Diesel Electronic Control.), которые вмонтированы в данный двигатель.

КДД была первой в мире компанией, использующей электронную систему контроля состояния дизельного двигателя, и уже работает четвертое поколение этой электроники (DDEC-IV). В настоящее время система DDEC установлена на 500 тыс. двигателей КДД.

Необходимо отметить работы по совместному сотрудничеству фирмы «Новый Дизель» и МЗКТ (Волат) г. Минск, в рамках которого были установлены новые силовые агрегаты (разработанные фирмой «Новый Дизель» на базе моторов серии 60 мощностью 470 л.с.) на четырех разных видах автомобилей (плетевоз, самосвал, бортовая машина, цистерна).

Четырехтактные двигатели

После десятилетий выпуска двухтактных моторов КДД решила перейти на выпуск нового поколения четырехтактных двигателей, оснащенных системой электронного контроля DDEC.

Сегодня четырехтактные двигатели КДД производятся в США и местными заводами, получившими лицензию от КДД. В таблице 1 представлен диапазон мощностей четырехтактных двигателей КДД.

Серии 60 и 50

Четырехтактные шестицилиндровые рядные двигатели серии 60 были первыми дизельными двигателями в мире, рассчитанными на тяжелый режим работы, с интегрированным в них электронным управлением. Они характеризуются наличием электронных насос-форсунок и системы управления, всасывающими и выхлопными отверстиями укороченной конфигурации, нагнетательной системой воздушного охлаждения и поршнями с крейцкопфами из литого чугуна.

В этой серии имеются шестицилиндровые однорядные двигатели с рабочим объемом цилиндров 11,1; 12,7 и 14,0 литров и мощностью от 285 до 550 л.с. (в ближайшее время будет выпущен двигатель с объемом цилиндров 14 литров и 600 л.с), предназначенные для шоссейных транспортных средств, промышленности, морского транспорта и энергетики. За последние семь лет двигатели серии 60 были самые продаваемые в Северной Америке для тяжелого транспорта (табл. 2).

Двигатели серии 50 представляют собой четырехцилиндровую модификацию двигателей серии 60 и предназначены для туристических и рейсовых автобусов и грузовиков, а также для строительства и промышленности.

Электронные приборы, установленные на этих двигателях, могут регистрировать низкое давление масла, перегрев двигателей, утечку охлаждающей жидкости и другие параметры, обеспечивая более быструю диагностику неисправностей.

Двигатели серий 60 и 50 уже эксплуатируются в СНГ в горнодобывающей промышленности (Норильск, Мирный, Джезказган), в нефтяной и газовой промышленности (Сургут, Новый Уренгой), а также используются для других целей (Москва, Минск, Иркутск, Надым).

Следует отметить, что двигатели серий 50 и 60 в части требований к эммисии превосходят двигатели подобного типа других компаний (табл. 4).

Cерии 4000 и 2000

Четырехтактные двигатели этих серий были разработаны в середине 90-х годов в результате сотрудничества между КДД и MTU и начали выпускаться в США в 1997 году.

Эти двигатели являются более мощными по сравнению с двухтактными двигателями серии 92 и 149 и позволяют обеспечить большую экономию топлива и масла (замена только через каждые 500 моточасов). Они обладают очень большим моторесурсом (20000 часов минимум) в модификациях техники, работающей в промышленности, в морском транспорте, на железной дороге 

и электростанциях. К настоящему времени имеются модификации моторов 8V, 12V и 16V, общий выпуск которых уже составил 500 двигателей серии 2000 и 280 двигателей серии 4000 (первые эти двигатели работают в Нерюнгри). В таблице 3 представлены данные по использованию двигателей серии 4000.

Результаты проведенных сравнительных испытаний на количество потребляемого топлива при работе разных видов двигателей на некоторых карьерах приведены в табл. 5.

В соответствии с результатами испытаний многие пользователи изъявили желание произвести замену существующих моторов, которые уже находятся у них в эксплуатации, на моторы серии 4000, и сегодня около 25% всех продаж КДД двигателей этой серии производятся с этой целью.

Кроме того, новые двигатели характеризуются небольшим размером и сравнительно низким весом.

Так, например, самый тяжелый двигатель 16V — 4000 мощностью 2700 л.с. весит 6530 кг, а самый тяжелый двигатель 16V-2000 мощностью 1340 л.с — 2540 кг.

В настоящее время самую большую одноразовую сделку по закупке самосвалов для карьеров сделала индийская угольная компания Coal India, которая закупила у США 160 самосвалов Terex, оснащенных двигателями КДД серии 2000 мощностью 1205 л.с.

Журнал "Горная Промышленность" №4 1999