Опыт применения вагонных бесфундаментных весов на угольных предприятиях Печорского бассейна

Одной из важнейших задач для угольных предприятий является обеспечение максимально достоверного учета отгружаемого железнодорожным транспортом угля и предотвращение перегрузов сверх установленных нормативов железнодорожных полувагонов парка МПС.

Для решения указанной задачи на угольных предприятиях Печорского бассейна наметилась ориентация на применение вагонных бесфундаментных весов ВВБ модификации ВВБ-СД. Эти весы созданы на базе комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществленных институтом Гипроуглеавтоматизация при участии институтов МИИТ, ЦАГИ, ВКТИмонтажстроймеханизация. Весы обеспечивают выполнение весо-дозировочных и учетных операций в процессах погрузки угля в железнодорожные вагоны.

К безусловным достоинствам конструкции весов ВВБ-СД относятся отсутствие железобетонного основания, модульность конструкции и высокий уровень заводской готовности, позволяющие осуществлять их монтаж на действующих грузопогрузочных пунктах предприятий в кратчайшие сроки (до трех дней) и с минимальными капитальными затратами.

Опытный образец весов ВВБ-СД внедрен в 1994 г. на углесборочной станции «Воркута — Угольная» (ОАО «Воркутауголь»). Весы оснащены четырехсекционным комплексом грузоприемных устройств, а также оригинальными весоизмерительными датчиками и измерительной аппаратурой отечественного производства.

По результатам годичной эксплуатации опытного образца весов на станции «Воркута — Угольная», где ежедневно взвешиваются (с операциями дозировки угля) до 70 вагонов, институтом «Гипроуглеавтоматизация» при участии института «ВКТИ монтажстроймеханизация» и ООО «МИНТЕК» была проведена корректировка конструкторской документации, результатом которой явилось:

  • создание двухсекционного комплекса грузоприемных устройств, геометрические размеры которого увязаны с размерами ходовых частей полувагонов и обеспечивают перемещение загружаемого полувагона на 3 м, что позволяет осуществлять весовое дозирование в процессе заполнения его хвостовой части в пределах 8...12 тонн угля;
  • укомплектование весов весоизмерительными датчиками и электронными компонентами измерительной системы, производимыми фирмой «HOTTINGER BALDWIN MESSTECHIK» (Германия) и отличающимися высокой точностью при длительном (до трех лет) сроке фирменных гарантийных обязательств.

Головной образец весов (модификации ВВБ-СД) промышленной серии в 1996 г. сдан в эксплуатацию на углепогрузочном пункте ОАО «ГОФ Интинская». На этом образце представителями Российского центра испытаний и сертификации «Ростест — Москва» были проведены комплексные испытания весов двух модификаций (ВВБ-СД и ВВБ-Д) с целью утверждения типа. Результаты испытаний признаны положительными. На весы выдан Сертификат Госстандарта РФ.

С ноября 1997 г. второй образец весов ВВБ-СД эксплуатируется в составе углепогрузочного комплекса ОАО «Шахта Воргашорская». Зимой 1997/98 годов весы эксплуатировались при температурах до -47°С.

ТехниЧеские  характеристики весов

Весы вагонные бесфундаментные типа ВВБ предназначены для взвешивания грузовых четырехосных вагонов колеи 1520 мм и составов из них.

Весы выпускаются в двух модификациях:

  • ВВБ-СД — для взвешивания вагонов в следующих режимах: статическом, квазистатическом (во время загрузки), в движении без расцепки, а также для взвешивания составов в движении;
  • ВВБ-Д — для взвешивания в движении вагонов (кроме цистерн) без расцепки и составов из таких вагонов, а также из цистерн с жидкими грузами с кинематической вязкостью не менее 59 мм/с.

С помощью модификации ВВБ-СД выполняется повагонное взвешивание, а модификации ВВБ-Д — потележечное.

Принцип действия весов заключается в преобразовании сил тяжести, передаваемых каждой тележкой взвешиваемого вагона и воспринимаемых весоизмерительными тензорезисторными датчиками, в электрический аналоговый сигнал, преобразуемый с помощью электронных измерительных компонентов в цифровой вид и передаваемый в компьютер, посредством которого осуществляется формирование и отображение информации о результатах взвешивания.

Весы оснащаются грузоприемными устройствами (двумя — модификация ВВБ-СД или одним — модификация ВВБ-Д), каждое из которых содержит основание (сварную конструкцию) с закрепленными на нем четырьмя весоизмерительными тензорезисторными датчиками и две балки весового моста с   отрезками рельсового пути, опирающиеся по краям на указанные датчики и удерживаемые от горизонтальных смещений посредством системы регулируемых растяжек. Грузоприемные устройства оснащены также системой кожухов, препятствующих прямому проникновению пыли и атмосферных осадков в подбалочные пространства. Грузоприемные устройства встраиваются в действующий железнодорожный путь. Они монтируются на уплотненном песочно-щебеночном основании толщиной до 0,5 м. На рисунке показана схема привязки грузоприемных устройств.

На расстоянии до 100 м (по трассе кабеля) от грузоприемного устройства в отапливаемом помещении размещается блок измерительных компонентов, вход которого при помощи клеммных коробок и кабелей соединен с весоизмерительными датчиками, а выход подключен к компьютеру. Компьютер с принтером установлены на рабочем месте весовщика, которое может находиться в этом же помещении или в другом, расположенном на расстоянии до 1000 м (по трассе кабеля).

Рабочие места оператора погрузки и весовщика размещаются на предприятии либо в одном помещении, как на ГОФ «Интинская», либо в раздельных помещениях, как на шахте «Воргашорская», где на пульте оператора погрузки смонтировано дублирующее цифровое табло.

Перед началом загрузки очередной партии полувагонов весовщик вводит в память ПЭВМ данные о каждом полувагоне, зафиксированные на бортах кузова (инвентарный номер, масса тары, грузоподъемность, объем кузова — при необходимости), после чего подает команду на начало погрузки угля.

Оператор погрузки с помощью маневрового устройства (на ГОФ “Интинская” — лебедка, на шахте “Воргашорская” — электротягач) устанавливает первый полувагон под загрузочным устройством и дает команду на подачу угля. По достижении массы брутто полувагона заданного значения оператор погрузки подает команду на прекращение подачи угля в кузов, а затем он же или весовщик (в зависимости от организации управления) подает команду в измерительно-вычислительную систему весов на окончательное взвешивание полувагона и регистрацию результатов этого взвешивания.

За период эксплуатации на вышеназванных предприятиях (1.5 года эксплуатации, около 70 вагонов в сутки) не было ни одного часа простоя весов по техническим причинам, что характеризует их высокую надежность. 

Журнал "Горная Промышленность" №1 1998