Автоматическая система смазки - способ снижения простоев экскаваторов

А.И. Госманн, к.т.н., Lincoln GmbH (Германия);

Е.В. Елисеев, Д.Б. Коновалов, ООО «Линкольн Рус»

Внастоящее время развитие горных работ осуществляется в основном за счет открытого способа разработки месторождений полезных ископаемых, который из-за ряда преимуществ более перспективен, чем подземный. Открытая разработка месторождений характеризуется увеличением глубины карьеров, объемов перерабатываемой горной массы и коэффициента вскрыши, что обуславливает применение горного и горнотранспортного оборудования большой единичной мощности.

Развитие открытого способа связывается, в первую очередь, с реконструкцией и техническим переоснащением действующих предприятий и, как следствие, с вводом в эксплуатацию новых типов мощных и сверхмощных машин отечественного и зарубежного производства. Применение на карьерах такого дорогого оборудования значительно повышает требования к эффективности его эксплуатации и надежности, так как не планируемая остановка (аварийная и т.п.) такой машины приводит к значительному сокращению объема выпускаемой продукции.

Основной фактор, влияющий на стабильную работу оборудования, – качественное и своевременное техническое обслуживание, большая часть которого включает проведение смазочных работ узлов и механизмов. Как и в любой современной и высокотехнологичной технике своевременная и точно дозированная подача смазки служит залогом безотказной работы механизма.

Решение задачи по своевременности и точности подачи смазки обеспечивается использованием автоматических централизованных систем смазки (АЦСС) производства фирмы Lincoln.

Рис. 1 Смазка подшипников скольжения и качения опоры головных блоков

Рис. 1 Смазка подшипников скольжения и качения опоры головных блоков

Применение АЦСС позволяет не только повысить срок службы техники, но и значительно сократить время обслуживания.

С ноября 2008 года специалисты компании Lincoln и ООО «Гидролинк» работают над оснащением АЦСС шагающих экскаваторов компании «Востсибуголь», где в настоящее время этими системами оснащены три шагающих экскаватора: один – ЭШ 20.90 и два ЭШ 15.70. В ближайшее время планируется оснащение еще одного экскаватора ЭШ 20.90.

Применение систем смазки Lincoln дало возможность проводить смазку большинства точек в автоматическом или полуавтоматическом режимах.

Рассмотрим структуру и назначение каждого элемента системы смазки ЭШ 20.90. Данная система смазки состоит из трех отдельных контуров.

Первый контур АЦСС расположен на стреле и предназначен для смазки подшипников скольжения и качения опоры головных блоков (рис. 1). В состав АЦСС головных блоков входят распределители смазки с электронным датчиком контроля, фильтры смазки, защитный шкаф с насосом типа Р205 и электронагреватель с терморегулятором (рис. 2).

Рис. 2 Автоматическая централизованная система смазки (АЦСС) головных блоков

Рис. 2 Автоматическая централизованная система смазки (АЦСС) головных блоков

Второй контур АЦСС предназначен для подачи консистентной смазки типа «Литол» и работает в трех режимах.

Первый режим «Работа» используется во время работы экскаватора, второй – при шагании экскаватора и третий – для полуавтоматической смазки роликового опорно-поворотного круга. Переход на нужные режимы работы осуществляется при помощи шаровых кранов с концевыми выключателями.

При первом режиме смазка подается к подшипникам тяговых лебедок, лебедок подъема, редукторов поворота, опор главных блоков и центральной цапфы.

При использовании второго режима производится смазка точек трения главных и вспомогательных цилиндров механизма шагания.

Третий режим включается для полуавтоматической смазки подшипников роликов опорно-поворотного круга (рис. 3).

Рис. 3 Полуавтоматическая смазка подшипников роликов опорно!поворотного круга

Рис. 3 Полуавтоматическая смазка подшипников роликов опорно!поворотного круга:

  1.  – трубопровод для подвода смазки к шлангам для смазки роликового круга;
  2.  – смазочный шланг с быстроразъемным соединением, подключенный к масленке;
  3.  – масленка;
  4.  – фильтр;
  5.  – питатель SSV6

С помощью третьего контура АЦСС производится подача смазки типа «Графитная» (рис. 4):

  • на рельсы поворотного круга, методом копания;
  • на зубчатые шестерни механизма поворота, с помощью смазочных клиньев;
  • на зубчатые передачи лебедок подъема и тяговых лебедок, методом копания.

Подача смазки типа «Графитная»

Рис. 4 Подача смазки типа «Графитная»:
1 – насосная станция для смазки типа «Литол»;
2 – насосная станция для смазки типа «Графитная»;
3 – заправочный насос для смазки типа «Графитная»;
4 – кронштейн с трехходовыми шаровыми кранами и конечными выключателями

Управление всеми тремя контурами АЦСС осуществляется с помощью блока управления (рис. 5). Контрольные лампы работы АЦСС продублированы на пульте оператора экскаватора.

Емкости насосов имеют датчики нижнего и верхнего уровней, что позволяет производить заправку насосов второго и третьего контура из 200 литровых бочек в автоматическом режиме.

Рис. 5 Блок управления

Рис. 5 Блок управления

АЦСС обеспечивает смазку 69 точек трения в автоматическом режиме и 102 в полуавтоматическом режиме. Применение АЦСС позволило более чем в 5 раз снизить общие затраты времени на проведение смазочных работ – с 1.6 час. до 0.3 час. В процессе эксплуатации АЦСС позволила снизить расход смазки в 4 раза по отношению к рекомендациям завода-изготовителя, без снижения качества смазочного слоя.

Применение АЦСС позволяет дозировано и в срок обеспечивать точки трения смазочным материалом, что значительно увеличивает срок службы и повышает коэффициент технической готовности машины.

Журнал "Горная Промышленность" №2 2009