Развитие карьерных гидравлических экскаваторов АО «Уралмаш»

В 1977 г. был выпущен первый опытный образец гидравлического экскаватора завода «Уралмаш» с ковшом вместимостью 12 м3. В то время машины подобного класса зарубежных фирм находились в стадии разработки. Экспериментальные исследования и промышленная эксплуатация экскаватора проводились на разрезе «Кедровский» ПО «Кемеровоуголь». Испытания показали его бесспорные технологические преимущества перед канатными мехлопатами, которые особенно проявились при обрушении взорванной горной массы в забое и при селективной выемке полезных ископаемых.

Во время эксплуатации обнаружился ряд конструктивных недостатков (ковш совкового типа, недостаточная опорная база и т.д.), которые были учтены при изготовлении в 1984 г. сразу двух опытных образцов ЭГ-12А и ЭГ-20 с вместимостью ковшей соответственно 12 и 20 м3. Обе машины испытывались и эксплуатировались также на разрезе «Кедровский». В целом, испытания подтвердили прогрессивные технологические качества карьерных гидравлических экскаваторов. Правда, следует отметить, что в процессе эксплуатации обнаружился ряд трудностей, которые характерны при создании машин нового типа.

Но основной причиной того, что разрез «Кедровский» прекратил эксплуатацию экскаваторов, а завод не вышел на серийный или, хотя бы повторяемый выпуск машин, явилось отсутствие валютных средств на закупку импортного оборудования и запасных частей – рукавов высокого давления, насосов, гидромоторов, опорно-поворотных устройств.

Помимо отечественных, начиная с 1979 г., на карьерах комбината «Ураласбест» испытывались гидравлические экскаваторы 1000 СК французской фирмы POCLAIN с ковшом вместимостью 8.3 м3 и RH-75 немецкой фирмы ORENSTEIN&KOPPEL  с ковшом 8.1 м3. Испытания зарубежных машин еще раз подтвердили технологические преимущества гидравлических экскаваторов перед канатными.

В то же время выяснилось, что отечественная концепция карьерного гидравлического экскаваторостроения, ориентированная на создание машин с комбинированным (электрогидравлическим) приводом главных механизмов, просторной кабиной машиниста и кузовом, закрывающим механизмы на поворотной платформе, имеет значительные преимущества перед зарубежными фирмами, в конструкциях которых прослеживается влияние традиций универсальных строительных экскаваторов.

Электрический привод ходового и поворотного механизмов рабочего оборудования почти в два раза снижает удельную энергоемкость процесса экскавации по сравнению с испытанными зарубежными образцами. Кроме того, система электроснабжения парка оборудования разрезов и карьеров является наиболее привычным источником энергии для эксплуатационных служб.

Традиционный кузов позволяет обслуживать механизмы экскаватора в суровых климатических условиях большинства отечественных горных предприятий.

Опираясь на накопленный опыт и большой объем экспериментального материала, АО «Уралмаш» продолжает проектирование и создание карьерных гидравлических экскаваторов.

В начале 1997 г. завершится контрольная заводская сборка ЭГО-4А (обратная лопата с ковшом 4 м3) для угольщиков Приморья. К сожалению, ранее было остановлено производство другой четырехкубовой обратной лопаты ЭГО-4 для рудника в г. Хромтау (Казахстан) из-за неплатежеспособности заказчика. Обе машины по желанию потребителей оснащены автономным дизельным приводом.

Экскаватор ЭГО-4 предусматривает комплектацию изделиями отечественного производства и гидравлическую систему управления силовым гидроприводом. Мехлопата ЭГО-4А комплектуется импортным оборудованием и сервоэлектрической системой управления.

Имеются готовые рабочие проекты гидравлических экскаваторов ЭГ-15 и ЭГ-20Б (прямые лопаты с ковшами соответственно 15 и 20 м3) и обратной мехлопаты ЭГО-8 с ковшом 8 м3.

При появлении реального заказа проекты готовы к запуску в производство, поскольку вопросы как с импортными, так и с отечественными комплектующими сейчас практически решаемы и зависят лишь от возможностей финансирования.

На базе экскаватора ЭГО-4 разрабатывается прямая лопата ЭГ-6 с ковшами 5-8 м3. Проект предусматривает использование в качестве первичного как дизельного, так и электрического привода. Для увеличения технологических возможностей экскаватора проектируется вариант ковша с активными виброзубьями, позволяющими разрабатывать забой без предварительного рыхления.

Карьерные гидравлические экскаваторы АО «Уралмаш» по своему техническому уровню, в том числе, по рабочим параметрам в основном не уступают зарубежным образцам.

Например, сравнение уралмашевских гидроэкскаваторов ЭГ-20Б (прямая лопата) и ЭГО-4 (обратная лопата) с наиболее близкими по параметрам машинами соответственно РН2200 (HARNISCHFEGER) и EX1800 (HITACHI) показало, что ЭГ-20Б уступает в показателе «кубо-ковш», но несколько выигрывает по условию соответствия основных конструктивных характеристик оптимальным. ЭГО-4, напротив, значительно опережает ЕХ1800 в максимальной производительности на «кубо-ковш», но уступает в других показателях.

Освоенные заводом базовые модели карьерных гидравлических экскаваторов способны обеспечить высокопроизводительную работу горных предприятий в любом регионе с любыми горногеологическими и климатическими условиями.

Экономическое положение наших основных потребителей – горнодобывающих предприятий характеризуется спадом производства, низкой платежеспособностью, сокращением объемов добычи. Все это не способствует стремлению потенциальных заказчиков к обновлению и развитию своего экскаваторного парка.

Кроме того, большинство предприятий используют отечественные канатные мехлопаты, для обслуживания которых имеются развитые ремонтно-технические  службы. В основном, отсутствуют проблемы приобретения запасных частей и обучения обслуживающего персонала.

Уровень обслуживания гидравлических экскаваторов требует более высокой квалификации эксплуатационных и ремонтных служб и соответствующую ремонтную базу.

Перечисленные обстоятельства, видимо, являются основными причинами, тормозящими внедрение современных карьерных гидравлических экскаваторов в горнодобывающую промышленность России и СНГ.

В связи с этим АО «Уралмаш» ставит своей целью максимально удовлетворять требования заказчиков и готово оказывать содействие не только в изготовлении и поставке подходящих типоразмеров машин, но и в качественном сервисном обслуживании своей продукции с организацией и использованием для этих целей специальных региональных представительств.

Журнал "Горная Промышленность" №4 1996, стр.38