Шахтёры, горняки и металлурги в скульптурных и мозаичных изображениях российского метро

А.В. Барановский, канд. экон. наук

Современное московское метро – не только самый популярный вид столичного транспорта, но и настоящий памятник архитектуры. Возводилось метро не просто как основа транспортной сети столицы, но еще и как серьезный идеологический проект. Метро было призвано стать «дворцом для народов», отражающим многонациональный состав страны. Поэтому, наверное, московский метрополитен стал самым красивым и необычным в мире – под землей возводились настоящие дворцы, в проектировании которых участвовали известные архитекторы и инженеры. Так, «Кропоткинская», по замыслу архитектора Алексея Душкина, напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке, с колоннами, подобными цветку Лотоса. Говорят, когда член Политбюро Лазарь Каганович, отвечавший за строительство метро (а в своё время оно носило его имя), узнал об этом сходстве, – был крайне возмущен. Однако А. Душкин успокоил его: «У них дворцы для фараонов, а у нас – для народа!».

В оформлении этих дворцов нашлось место скульптурам, мозаичным панно и фризам с шахтерами, метростроевцами, металлургами. 104 1104 2

И первое место в этом славном ряду принадлежит станции «Площадь Революции», открытой 13 марта 1938 года. Её арки украшены скульптурами М.Г. Манизера, отражающими путь СССР от революции, через гражданскую войну, до довоенного мирного строительства.

Так, в пятой арке этой станции мы видим стахановца с отбойным молотком и инженера. Основой для скульптуры стахановца послужил Михаил Павлович Крамской – один из самых талантливых учеников Манизера. Он был родом из Тагила, в котором известен как один из создателей городского Музея изобразительных искусств и художественно-графического факультета пединститута.

Скульптуры метростроевцев украшают ещё две станции Арбатско-Покровской линии московского метро. На «Бауманской» – между кварцитовыми полуколоннами – установлены восемь окрашенных под бронзу скульптур, автор которых В.А. Андреев. Одна из них – метростроевец с отбойным молотком.

В нише наземного павильона станции «Электрозаводская» мы видим уже целую скульптурную композицию «Метростроевцы». Это три каменные фигуры шахтеров-проходчиков, двое из них склонились над работой, присев на колени, третий представлен в полный рост. В ногах у метростроителей сложены их рабочие инструменты. Взмах молотка одного из метростроевцев создает впечатление, что работа вот-вот начнется вновь. Авторы композиции – скульптор Г.И. Мотовилов и архитекторы В.Г. Гельфрейх и И.Е. Рожин.

Теперь сядем в вагон и доедем до станции «Киевская радиальная» Арбатско-Покровской линии. Эта станция – одна из наиболее богато украшенных во всём Московском метро. Её украшают 25 фресок, посвященных теме жизни Советской Украины. На пилонах зала помещены 12 парных картин, на которых среди прочих мы видим сталеваров, сцену встречи цветами шахтеров, а также ветерана со Звездой Героя Социалистического труда с учеником ремесленного училища и молодым шахтёром.104 4

В эскалаторном зале размещён широкий мозаичный фриз, среди фигур которого – двое шахтёров с отбойными молотками.104 3

Перейдём на «Киевскую кольцевую». Пилоны зала украшают картины из смальтовой мозаики художника А.В. Малызина. Среди них «1905 год в Донбассе», на которой изображены рабочие на баррикадах, а на заднем плане виднеются терриконы и шахтные копры. Ещё одна картина называется «Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса».

Первая линия московского метро в 1935 г. соединила два известных парка – Культуры и отдыха имени Горького и Сокольники. Под крышей павильона входа метро станции «Сокольники» расположен узкий скульптурный барельеф, посвященный строителям метро. 104 5

Если от «Сокольников» доехать до «Комсомольской радиальной» и выйти на ней, то надо обратить внимание на боковую вогнутую стену аванзала. Там размещено огромное цветное майоликовое панно «Проходка шахты».

104 6 Автор его художник Евгений Евгеньевич Лансере, который лично спускался в шахту для создания эскизов к панно. На панно в хронологической последовательности технологии строительства изображен труд метростроевцев первой очереди метро. Лица всех персонажей майолики – разные, из чего можно сделать вывод, что художник писал портреты с реальных метростроевцев.

В торце станции «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии расположен переход на Калужско-Рижскую линию. Он украшен флорентийской мозаикой «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» работы Б.В. Покровского. Среди работников тыла мы видим шахтёра, металлурга и кузнеца.104 11

В Петербургском метрополитене тема «Металлурги, машиностроители и шахтеры» также получила отражение. Это – станция «Кировский завод», открытая 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена. Свое название станция получила из-за близости к территории Кировского завода. Тема оформления – развитие социалистической индустрии, которую олицетворяют барельефы с эмблемами электрификации, каменноугольной, нефтяной и металлургической отраслей промышленности. Станцию «Технологический институт – 1» украшают 24 барельефа выдающихся русских и советских ученых. Они расположены на колоннах подземного зала. Среди них представлен Александр Петрович Карпинский – известный геолог, основатель русской геологической школы.104 8

На станции «Нарвская» боковые стены пилонов центрального подземного зала украшают горельефы, отражающие труд людей разных профессий, в числе которых – «Метростроевцы», скульптора А.М. Игнатьева, и «Литейщики», скульптора П.А. Куликова. В Нижнем Новгороде в честь 35-летия начала строительства метрополитена – 17 декабря 2012 года в южном вестибюле станции «Ленинская» установлен памятный знак метростроевцам.104 9

Ключевые слова: шахтеры, горняки, мозаичные изображения, скульптуры, статуи, метро

Журнал "Горная Промышленность" №2 (138) 2018, стр.104