Путями юных горняков

В.Д. Грунь

В 1943 г. выдающийся русский писатель Иван Антонович Ефремов - горный инженер по первому образованию, ученый-палеонтолог, классик советской научной фантастики, работавший одно время в Геологическом музее АН - написал рассказ «Путями старых горняков», в котором замечательно выразил суть горного искусства. Позаимствовав идею названия рассказа, редакция журнала «Горная промышленность» начинает серию публикаций, посвященных воспитанию и подготовке будущих специалистов для отраслей горной промышленности. Подготовка кадров специалистов для минерально-сырьевого комплекса решается на разных уровнях - в сфере высшего и среднего образования, на корпоративном уровне и др. Интересный комплексный проект в области образовательно-просветительской деятельности осуществляется совместно Академией горных наук и Государственным геологическим музеем им. В.И. Вернадского. На базе музея создан Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля (совместно с НИТУ МИСиС, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, МГГРИ - РГГРУ им. С. Орджоникидзе, МИИГАиК), успешно сформирована коммуникационная площадка для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического, металлургического и нефтегазового профиля. В наших публикациях мы расскажем о наиболее интересных результатах деятельности Межвузовского академического центра навигации, не забывая при этом проекты и результаты подготовки юных «горнячков» в горнодобывающих регионах России.


Межвузовский академический центр навигации по специальностям горно-геологического профиля Государственного геологического музея им В.И. Вернадского по праву гордится одним из своих воспитанников – Башаровым Темуржоном. С 2015 г. (с 8 класса средней школы) Темуржон участвовал в конкурсных Проектах музея, достиг серьезных успехов и в конечном итоге поступил в 2018 г. РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. Темуржон Башаров родился в г. Самарканд Республики Узбекистон в 2000 г. В дошкольном возрасте его родители переехали в Россию, поселились в Москве. Практически вся школьная жизнь прошла в московской школе № 1191. Семья многодетная, отец занимается строительством, мать домохозяйка. Родной язык – русский.

На выбор серьезной будущей профессии оказала заметное влияние классный руководитель Темуржона, преподававшая географию. Педагог, далеко не безразличный к жизни своих учеников, была энтузиастом участия своих подопечных в различных образовательных проектах, организованных Департаментом образования г. Москвы.

Определенное влияние на профориентацию Темуржона оказал его родной дядя, работающий в «Надымгазстройдобыче». В 2015 г. Темуржон принял участие в ежегодном конкурсе проектов учащихся общеобразовательных учреждений «Богатство недр моей страны», учредителем которого является «Межвузовский академический центр навигации по специальности горно-геологического профиля» ГГМ РАН. Путями юных горняков

Разработанная Темуржоном интерактивная справочная карта «Добыча нефти на шельфе России» – уже из названия работы видны любовь автора к географии, а также влияние классного руководителя и его родного дяди – заняла призовое место при подведении итогов конкурса.Темуржон Башаров

В 2017 г. Темуржон стал лауреатом конкурсного проекта «В таланте все едины» Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН. Творческие успехи Темуржона, его общеобразовательная подготовка были отмечены в Департаменте образования г. Москвы – его даже пригласили выступить на одном из совещаний этого департамента в августе 2017 г.Темуржон Башаров

В 2018 г. Темуржон Башаров был награжден дипломом за участие в конкурсном Проекте общеобразовательных уч- реждений «Вырасти своего студента» Межвузовского академического центра навигации по специальностям горно-геологического профиля ГГМ РАН. За участие в этом конкурсе от имени ректора РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Темуржон был награжден набором искусно выполненных шахмат, что вообще удивительно – шахматы у молодежи сейчас, к сожалению, не в моде, однако эту ректорскую награду Темуржон воспринял как приглашение поступать в «Губкинский» институт. Выбор этого института оказался осознанным. Конечно, поступлению в институт также способствовал диплом Министра энергетики РФ А.В. Новака. В настоящее время Темуржон Башаров учится на первом курсе института, и сразу же целенаправленно включился в студенческий проект института. Проект, выполняемый сейчас Темуржоном, связан с деятельностью «Газпрома» и регионами его деятельности. Надеемся, что это не последняя встреча журнала «Горная промышленность с будущим специалистом нефтегазовой отрасли. Темуржон действительно обаятельный и всесторонне развитый молодой человек.099 4


Следующий сюжет посвящен совсем юному «горнячку » Борисову Максиму – ученику 5 класса (род. в 2007 г.), сыну шахтера. Пойдет ли он по стопам отца, покажет время. Не секрет, что профессия шахтера, некогда престижная, сейчас уже малопопулярна среди молодежи. Считается, что время профессиональных династий в такой сфере, как нелегкий и опасный шахтерский труд, уходит. Его отец Алексей Борисов, машинист гидравлического экскаватора, работает в ООО «Разрез Аршановский» в Хакасии. Он родился в шахтёрской семье: его родители работали на Иртышском руднике. С детства отец Максима увлекался техникой и эту любовь он прививает сыну Максиму.

Максим учится в МБОУ «Лицей» города Абакана. В 2016 г. этому образовательному учреждению был присвоен статус федеральной инновационной площадки (ФИП) по образовательной робототехнике. Этот статус присваивается в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Он позволяет организовывать и проводить конкурсы, фестивали и другие мероприятия по робототехнике.модель «роботизированного» экскаватора

Максим «изобретает» на этой площадке с момента ее открытия: он учится конструировать роботов, проводить испытания получившихся моделей и т.п. В 2017 г. на очередной конкурс, организованный школой, отец и сын представили модель «роботизированного» экскаватора. В качестве материалов использовались фанера, алюминий, ходовые части игрушек и…медицинские шприцы. В процессе конструирования и изготовления появилась идея заставить экскаватор двигаться. Идеальным решением была выбрана гидравлическая система из медицинских шприцов. Немного изобретательских усилий, и экскаватор задвигался.

Выполненная модель карьерного экскаватора была по достоинству оценена в школе, а также руководством разреза «Аршановский».Следующий сюжет посвящен совсем юному «горнячку » Борисову Максиму – ученику 5 класса

Максим еще ребенок, и на вопрос – кем он станет в будущем, отвечает – как и отец, машинистом экскаватора. Однако таланты юного «горнячка» проявляются не только в робототехнике. Максим показывает хорошие результаты в образовании, имеет различные грамоты, сертификаты и дипломы, такие как: дипломы за I место в III Международном конкурсе «Мириады открытий» проекта «Инфоурок» по математике, логике и литературному чтению**; грамота «Юный олимпиец », выданная Управлением культуры, молодежи и спорта Администрации г. Абакана за участие в городских соревнованиях; благодарственное письмо государственного учреждения Республики Хакасия «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева» за участие в республиканских фестивалях и конкурсах, сертификаты и грамоты всероссийского интеллектуального конкурса «Знаток» по литературе, русскому языку, математике и др. Максим увлекается игровыми видами спорта, такими как волейбол и футбол, посещает танцевальную школу по брейкингу «Dark Lights».

Ключевые слова: Подготовка специалистов для минерально-сырьевого комплекса

Журнал "Горная Промышленность" №1 (143) 2019, стр.99