Культурное наследие горного дела: мифология и религиозные традиции горняков

Н.К. Гринько, горный инженер, проф, докт. техн. наук,

В.Д. Грунь, горный инженер, канд. техн. наук, член Союза писателей России,

В.Г. Лунев, горный инженер, канд. техн. наук.

В культурном наследии горного дела свое место занимают мифология и религиозные традиции. Недра Земли всегда были связаны с суевериями. Знаменитый французский писатель-фантаст Ж. Верн в романе «Черная Индия» задается вопросом – «...есть ли место более пригодное для козней и шуток духов, гномов, кобольдов и прочих актеров фантастических драм, чем глубокая, мрачная угольная шахта?» – и далее живописует демоническую среду, в которой добывается уголь под землей: – «В шахте случаются внезапные обвалы, взрывы, затопления горных выработок водой, хлынувшей неведомо откуда, случались,... внезапные выбросы угля и газа. В тишине, под мрачными сводами горной выработки, слабо освещаемой тусклым светом шахтерских ламп, настороженный слух рабочего, оставшегося в силу различных обстоятельств в одиночестве под землей, уловит и гулкие раскаты оседающих пород, и потрескивание древесной крепи, и шипение воздуха... Все эти загадочные явления суеверный шахтер, тем более еще не привыкший к шахте новичок, мог объяснить проявлением чего- то сверхъестественного и враждебного человеку».

Свойственные горному делу опасности с глубокой древности порождали не только суеверные страхи, но и набожность горнорабочих, почитавших особых святых покровителей – защитников их жизни и здоровья. Горняки нередко мечтали о вмешательстве сверхъестественных сил, способных отвести от природных опасностей, указать на рудоносную жилу, спасти от произвола хозяина рудника.

Немало литературных произведений, множество горняцких легенд связано с такими мифическими персонажами, как горные духи. Перед горняком они предстают в разном обличье в виде антропоморфных (человекоподобных), зооморфных и гибридных существ. В фольклоре ряда горнодобывающих стран, таких как Германия и Австрия, собирательным образом человекоподобного горного духа являлся Горный монах. По легендам, этот дух имел монашеское звание и при жизни трудился простым рудокопом на руднике, принадлежащем аббатству. Этот монах так мечтал остаться рудокопом навечно, что попросил на смертном одре у Всевышнего позволения пребывать в недрах до Судного дня, чтобы осуществлять божий надзор за правильным производством горных работ. Бог даровал ему это право.

По рассказам рудокопов Горный монах мог неожиданно появиться перед ними из стены забоя, держа в руке серебряную рудничную лампу. Когда Горный монах был в добром настроении и видел, что рудокопы трудятся усердно, то помогал им отбивать руду, нагружать вагонетки, спасал при обвалах и т.п.

Гномы в руднике

Гномы в руднике

Если же он видел, что горные работы ведутся хищнически или горняки трудятся без должного усердия, рудничная лампа Горного монаха светила ужасным огнем, глаза призрака метали молнии, и страх тогда пронизывал души рудокопов.

Горняки Польши страшно боялись встретиться с горным духом по имени Скарбник. В легендах Скарбник редко предстает ангелом-хранителем горняков, чаще всего – злым и расчетливым призраком. Горняки Чехии и Словакии почитали более доброго по характеру горного духа по имени Перкман (от немецкого термина «Bergmann» – горный человек). Перкман, чаще всего одетый в форму штейгера (черная шляпа, зеленый костюм с манжетами, черная обувь и белые чулки), также неожиданно мог предстать перед горнорабочими, и в зависимости от ситуации, задабривал их или разносил в пух и прах.

Шахтеры российского Донбасса, которые в большинстве своем вышли из крестьян, верили в существование горного духа, которого называли Шубин. Считается, что реальным прототипом мифического Шубина был горнорабочий-«газож ёг», который для выполнения своего крайне опасного ремесла облачался в овчинный тулуп, вывернутый мехом внутрь, с обезжиренной кожей (некое подобие шубы). К характерным приметам Шубина относились его склонность подшутить над шахтерами, неимоверная человеческая сила, доброта и щедрость к бедным и трудолюбивым шахтерам и, наоборот, мстительность к алчным хозяевам шахт и нерадивым шахтерам.

Многие легенды народов Европы повествуют о том, что отдельные её территории в древности были полностью заселены гномами. Однако под натиском людей им пришлось отступить и навсегда уйти в свои тайные подземные убежища.

Кобольд и рудокопы

Кобольд и рудокопы

Подземных горных духов, имеющих вид маленьких существ, похожих на карликов или стариков, которые водятся в местах, богатых драгоценными металлами и камнями, упоминает в своих трудах знаменитый горняк средневековья Георг Агрикола. Гномы, по преданиям, занимались добычей и хранением в недрах Земли драгоценных металлов и камней. Сходство ближайших минеральных родственников железа – кобальта и никеля, удивительным образом начинается с имен Кобольда и Никеля – прозвищ горных гномов в европейской мифологии. Кобольд был подземным карликом, который приноровился воровать драгоценный металл прямо из руды. Кобольдов упоминает И. Гёте в трагедии «Фауст»:

«...Кобольдам добрым мы родня; Хирурги гор, свой труд ценя. Сверлим мы их по мере сил, Пускаем кровь из рудных жил Металлы грудой копим мы И кличем ласково из тьмы. Чтоб бодрость путнику вдохнуть: «Счастливый путь! Счастливый путь!» В горняцкой мифологии Британских островов рудокопы и углекопы верили в горных духов «коблинай», которых еще называли «стуканцами». «Стуканцы» были чрезвычайно трудолюбивыми, и все время трудились как настоящие рудокопы: нагружали бадьи рудой и самоцветами, стучали кирками, бегали по штольням и пещерам, прятали добытые сокровища в укромных выработках. «Коблинай», постукивая своими крошечными молоточками по массиву горных пород, подсказывали добрым горнякам, где искать драгоценную жилу, или предупреждали об опасности обвалов. Недоброго горняка они могли закидать камнями, а то и запросто свернуть шею со злости.

 


С глубокой древности богатства земных недр почитались как божий дар. Многие тексты книг Священного писания – Библии – свидетельствуют о том, что горное дело и горняцкий труд – промысел Божий. В текстах Библии часто упоминаются такие металлы, как золото, серебро, железо, медь, олово, бронза (сплав меди и олова), известные человеку задолго до Рождества Христова. Поэтому эти шесть металлов называют «божественными». Библейский пророк Моисей, странствующий со своим народом по пустыне, призывая его уважать и хранить заповеди Господни, говорит своим ведомым: «И так храни заповеди Господа,... ибо Бог твой, ведет тебя в землю добрую,...в землю,...в которой без скудости будешь есть хлеб свой и ни в чем не будешь иметь недостатка,...в которой камни-железо, и из гор которой будешь высекать медь» (Второзаконие 8:9). Тем самым людям дается понимание, что без полезных ископаемых, их добычи и использования Земля не может считаться Обетованной.

Библейский кузнец Тубалкаин (работа итальянского скульптора Николы Пизано)

Библейский кузнец Тубалкаин
(работа итальянского скульптора Николы Пизано)

Библейскими сюжетами и мифологическими легендами овеяны родственные горному делу отрасли и профессии – металлургия и кузнечное дело. В Библии упоминается, что задолго до потопа родился искусный мастер во всякой медной и железной работе по имени Тубалкаин (кузнец из Тубала).

 


Служители религиозного культа сыграли важную роль в развитии горного дела. Особенно это было заметно в сред- невековой Европе. Монастыри в ту эпоху были единственными учреждениями, обладавшими прочной организационной основой. Аббаты и монахи были умелыми управителями и хозяйственниками, разбирались в аграрном деле и технических ремеслах. Пользуясь покровительством и защитой феодальной власти, монахи были не только господними слугами, но и активными проводниками достижений технического прогресса.

Среди монахов было немало любознательных, изобретательных и энергичных людей, и многие из них профессионально посвятили себя горному делу. Символ горняков – «перекрещенные молот и кирка» впервые появился на гербе монастыря в Берхтесгадене (Германия) в XII веке. Монахи этой обители получили право на добычу каменной соли и посвятили себя горному делу.

Иоганн Матезий

Иоганн Матезий

В истории горного дела известно имя монаха-горняка Й. Матезия (Johann Mathesij, 1504-1565). Богословские знания он получил в Германии, примкнув к движению М. Лютера, став впоследствии его другом и первым биографом. Позже (в 1532 г.) он перебрался в Богемию, город Йоахимсталь (ныне Яхимов), где вначале был ректором гимназии, а затем полностью посвятил себя пасторской деятельности.

В 1564 г. он написал «Книгу сарептских проповедей» («Sarepta oder Bergpostill»). В каждой из проповедей (у автора они именуются «псалмами») специальные знания по горному искусству, металлургии и геологии сопровождались авторскими трактовками библейских заповедей, живыми примерами из жизни горняков, народных легенд и верований. Фанатичная любовь Матезия к горному делу также проявлялась в сочинении духовных горняцких гимнов и песен.

В истории России также можно найти примеры специализации монахов в горном и металлургическом искусствах. Один из таких примеров: в 1644 г. на берегу реки Исеть на Урале (на территории нынешней Курганской области) был основан Далматовский Успенский монастырь, обитатели которого были заняты копкой руды и плавкой железа. В 1700 г. рядом с монастырем был построен старейший на Урале Каменский металлургический завод.

 


Согласно легенде, месторождение серебряных руд в чешском городе Кутна-Гора в XIII в. открыл монах по имени Антоний. Однажды, работая на монастырском винограднике, монах утомился и решил отдохнуть. Очнувшись от сна, он увидел рядом со своей головой выросшие из земли серебряные прутики. Монах обозначил это место монашеской рясой, которая на чешском языке имеет название «кутна », и сообщил об удивительной находке управителю монастыря. На месте прутиков было найдено месторождение серебра и основано шахтерское поселение, получившее название КутнаГора. Сегодня этот старинный горняцкий город входит в список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Основной достопримечательностью города является церковь Святой Барбары.

Святая великомученица Барбара (Варвара) Илиопольская считается самой почитаемой покровительницей горного дела во многих горнодобывающих странах. Её следует счи- тать «универсальной» покровительницей опасных профессий потому, что Святую Барбару чтили именно по профессиональному признаку. Святой великомученице Варваре католики и православные христиане молились об избавлении от неожиданных неприятностей, бед, болезней и от внезапной смерти.

Святая Варвара – покровительница горняков

Святая Варвара – покровительница горняков

У углекопов США до сих пор жива молитва, посвященная Святой Варваре: «Спускаясь в темные недра Земли, молю тебя – сладчайшая Барбара, отвести от меня беду, потому что я не тороплюсь преждевременно и, не будучи званным, предстать перед Богом!». Возрождение религиозных традиций у шахтеров современной России после длительного периода их забвения началось с официального признания православной церковью культа Святой Варвары. Сегодня она почитается как небесная покровительница горняков, артиллеристов, ракетчиков и пожарных. День памяти святой Варвары по православному календарю отмечается 17 декабря. С благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II заслуги работников горнодобывающего комплекса отмечаются Патриаршим знаком Святой Великомученицы Варвары двух степеней.

 


В отдельных горнодобывающих регионах Европы и остального христианского мира почитались и другие имена небесных покровителей горного дела и металлургии.

Рудокопы австрийских Альп в период расцвета меднорудного промысла (XV-XVI вв.) считали своим небесным покровителем св. Даниила. Они называли его библейским «пророком руды». Лик Cв. Даниила украшал устья штолен, ведущих в рудники. Рудокопы Богемии почитали св. Прокопия. Моравские и силезские горняки молились Cв. Якубу. Горняки Франции, Италии, Бельгии чтили св. Анну, Cв. Леонарда из Ноблака, Cв. Элигия. Рудокопы и углекопы Корнуолла (Великобритания) молились Cв. Пирану Корнуоллскому. В Российской империи в отдельных горнодобывающих регионах почитались свои небесные покровители рудокопов и углекопов.

В далеком прошлом рудокопы Малой Азии и Греции почитали святого Макария Египетского. По преданиям, Макарий, живший в IV веке, родился в семье священника. В молодости ему довелось побывать добытчиком селитры. Когда родители Макария отошли к Господу, он раздал оставшееся имение на поминовение родителей, долгие годы прожил отшельником в Скитской пустыне (в северо-западной части Египта), где и просиял своими большими деяниями – он обладал даром вызывать к жизни умерших. По легендам, Макарий Египетский прожил около ста лет.

Традиция почитать Макария Египетского как покровителя горняков пришла в Россию в начале XIX века. В 1805 г. была открыта первая домовая церковь при Горном кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, которая была освящена его именем. В 1918 г. церковь была закрыта. В 1996 г. СанктПетербургский государственный горный институт был включен в свод особо ценных объектов культурного наследия России. В 2001 г. по инициативе ректора было принято решение о воссоздании домовой церкви преподобного Макария Египетского.

Святой Прокопий Устюжский

Святой Прокопий Устюжский

Считается, что кузбасский город углекопов Прокопьевск назван в честь святого праведного Прокопия Устюжского. Молились Св. Прокопию крепостные горняки золотых рудников Колывано-Воскресенского (Алтайского) горного округа. Святой Прокопий по происхождению был немцем католического вероисповедания, иностранным купцом, торговавшим в Новгороде. Пленившись красотой православного богослужения, он принял православие, раздал свое богатство нуждающимся и вступил иноком в обитель преподобного Варлаама Хутынского под Новгородом. Через некоторое время, избегая известности, он удалился в город Устюг. Здесь он избрал для себя трудный путь юродства Христа ради, т.е. притворился безумным, чтобы приобрести совершенное смирение. Так он стал первым юродивым на Руси. В легендах за Прокопием числится немало героических поступков, за которые он удостоился дара прозорливости. В 1290 г. святой предсказал сильную бурю с грозой и смерчем. А когда это стихийное бедствие приблизилось, он отвратил эту беду от города своими молитвами и город не пострадал. Умер праведный Прокопий в 1303 г. Московский Собор 1547 г. причислил праведного Прокопия к лику святых.

Горняки Урала почитали Святую Великомученицу Екатерину, в честь которой во времена правления российской императрицы Екатерины II были названы города Екатеринодар (Краснодар), Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Екатеринбург (бывший Свердловск), а также множество храмов и монастырей.

Святая Великомученица Екатерина

Святая Великомученица Екатерина

В 2005 г. из Москвы в уральский город Пермь была доставлена икона святителя Николая Чудотворца. В свое время эта икона более четырех столетий находилась в горняцком городе Соликамск (Пермская область), жители которого почитали этого святого своим покровителем. Жизнь и название этому городу горняков дала соль, которая начала здесь добываться в XV веке.

Святой Николай Чудотворец однажды сохранил жизнь православным шахтерам, только произошло это не в России, а в США. 19 декабря 1907 г. на одной из угольных шахт в штате Пенсильвания (CША) произошел мощный взрыв метана, в результате которого погибло 240 человек. Все погибшие шахтеры были эмигрантами из Венгрии, Италии и других европейских стран с католическим вероисповеданием. Однако в эту смену, как и в другие добычные смены, в шахте должно было работать более 400 человек. Так уж вышло, что катастрофа произошла в большой православный праздник – день Cв. Николая Чудотворца. В этот день отказались от заработка и не вышли на работу более 200 чел. – по национальности русинов.

Святой Николай Чудотворец

Святой Николай Чудотворец

Для них день поминовения Николая Чудотворца был святым праздником и они готовились принять участие в божественной литургии, во время которой и произошел мощный взрыв газа в шахте. Таким вот трагическим образом религиозное рвение спасло жизни сотен православных горняков. В 1910 г. рядом с шахтой на пожертвования шахтеров была построена церковь Св. Николая Чудотворца.

Внутренне убранство церкви Св. Николая Чудотворца в штате Пенсильвания (CША)

Внутренне убранство церкви Св. Николая Чудотворца в штате Пенсильвания (CША)

Ключевые слова: горный, традиции, религиозные, мифология, гномов, кобольдов, шахта

Журнал "Горная Промышленность" №5 (117) 2014, стр.88