Сервис крупногабаритных шин на Михайловском ГОКе им. А.В. Варичева

Крупногабаритные шины (КГШ) — одна из крупных статей эксплуатационных расходов горного предприятия. Шины работают под экстремальными нагрузками, быстро изнашиваются, выходят из строя из-за порезов, проколов, отслаивания резины и других повреждений. КГШ никогда не отличались доступными ценами и лёгкостью покупки, но сегодня проблема с поставками из-за рубежа обострилась до предела и требования горных предприятий к организации шинного хозяйства значительно выросли.

Для сервиса КГШ требуются специалисты, производственное помещение, оснащённое крупногабаритным специальным оборудованием, техникой для монтажа-демонтажа колёс, а также транспортными и грузоподъёмными средствами. Не каждому горному предприятию под силу организовать собственный сервис необходимой квалификации, на выручку им приходят специализированные предприятия.

Группа компаний SP-Tyre предоставляет комплексные услуги по обслуживанию КГШ, начиная с поставок шин Triangle, шиномонтажных работ, ремонта КГШ с применением современных технологий и материалов, внедрению систем контроля давления и температуры в шинах. В 2020 году компания начала активное сотрудничество с Михайловским ГОКом.

О мерах по продлению срока эксплуатации КГШ и о сотрудничестве с Группой компанией SP-Tyre мы переговорили с Игорем Леонидовичем Крюковым, начальником АТУ АО «Михайловский ГОК им. А.В. Варичева».

Игорь Леонидович Крюков в 1998 г. закончил приборостроительный факультет, Курского государственного технического университета, по специальности «Инженер по электроснабжению промышленных предприятий».

С 2016 по 2020 гг. возглавлял дирекцию по развитию Бизнес Системы Михайловского ГОКа. В 2020 г. был назначен начальником автотракторного управления АО «Михайловский ГОК им. А.В. Варичева».

Расскажите о парке техники, шинах и условиях их эксплуатации на вашем предприятии.

– Автотракторное управление (АТУ) Михайловского ГОКа им. А.В. Варичева эксплуатирует более 130 единиц разнообразной карьерной техники. Прежде всего, это карьерные самосвалы грузоподъёмностью 130–240 т, а также большое количество вспомогательных механизмов: тяжёлые, средние и легкие бульдозеры, автогрейдеры, фронтальные погрузчики с объёмом ковша от 6 до 19 м3. Соответственно, и шины используются различной размерности, разных производителей. На самосвалах используем шины элитной категории, на вспомогательной технике – менее известных брендов, но не менее качественные в своей ценовой категории. Средний пробег шин варьируется от типоразмера, бренда шин и типа большегруза и может составлять от 65 до 100–120 тысяч км.

Особенности железорудного карьера и наших твёрдых руд оказывают влияние на сроки эксплуатации. Мы сталкиваемся с ускоренным износом протектора, бывают проколы и боковые порезы, но мы постоянно ведём работу в направлении повышения эффективности использования техники. По каждому повреждению шины проводим анализ, ищем корневую причину, разрабатываем мероприятия на будущее.

Какой ущерб ГОК несёт от преждевременного выхода КГШ из строя? Отправляете ли вы шины на восстановление?

– Затраты ощутимы. По статистике КГШ является второй по значимости статьей затрат на эксплуатацию и содержание большегрузных машин. Но, кроме прямых затрат на приобретение шин, каждый преждевременный выход из строя КГШ и, тем более, СКГШ – это значительная потеря объемов производства.

Что касается восстановления шин, нам не известны практики их широкого применения в условиях железорудных карьеров РФ. Возможно, надо посмотреть шире, изучить опыт зарубежных предприятий. Иногда проскакивает информация о подобных опытах, но достоверной информации о масштабном применении восстановленных шин у нас нет. Однако, ситуация меняется довольно быстро, появляются новые технологии, поэтому исключать такую возможность тоже нельзя.

Закупаете ли КГШ из-за рубежа? Какие меры предпринимаете для сохранения ресурса шин?

– Ранее мы закупали шины в Европе, Америке, Японии. Сегодня прорабатываем возможность приобретения КГШ на заводах Китая и Белоруссии. Работаем и над увеличением срока службы шин. Мы разработали ряд мероприятий, направленных на увеличение ходимости шин и снижение риска их повреждения. Это и проверенный метод ротации шин, использование шинного герметика, также наладили жёсткий контроль за давлением в шинах. Потенциальным способом решения данной проблемы является шинный аутсорсинг. На Михайловском ГОКе проводится подобный эксперимент – заключили договор с компанией на оказание данных услуг. Оплата за шины ведётся по фактическому грузообороту. Проект уже дал экономические результаты.

SP-Tyre

Также на Михайловском ГОКе реализована практика комиссионного еженедельного осмотра автодорог. Состояние технологических дорог всегда в приоритете. Так, проанализировав протяженность карьерных дорог и наши возможности по выделению малых самосвалов на отсыпку покрытия, приняли решение о переводе в хозяйственный транспорт отработавшего свой срок в карьере самосвала БЕЛАЗ грузоподъёмностью 130 т. Данное мероприятие позволило оперативно подвозить большие объёмы щебня в зону ремонта дорожного покрытия. Улучшение качества дорожного покрытия позволило в первый же месяц втрое сократить количество повреждений шин.

Для исключения влаги в шинах, вызывающей разрушение корда и коррозию дисков, приобрели и установили на компрессорах осушители воздуха. Следим за равномерным износом шин и не допускаем, чтобы на одной оси стояли шины с разным износом протектора.

Для контроля давления используем системы Pressure Pro и МEMS. Сегодня ведём поиск наиболее оптимального варианта замещения.

Мы понимаем, что срок жизни шин во многом зависит от навыков водителей и операторов колёсных машин. Для привития навыков правильного вождения проводим стажировки. Специального обучения пока не проводим, но считаем перспективным направлением и важной зоной нашего развития.

SP-Tyre

Как организован шиномонтаж и ремонт шин на Михайловском ГОКе?

– Исторически так сложилось, что ремонт шин проводили своими силами, для чего есть достаточно оснащённый участок. Начиная с 2022 года мы отдали данную функцию на аутсорсинг.

Тендер выиграла компания SP-Tyre, которая завезла своё специализированное оборудование, комплектующие для ремонта шин. Персонал компании обучен и аттестован. На ремонт каждой шины предоставляют гарантию. Специалисты компании SP-Tyre полностью автономны, выезжают в карьер на собственной технике, контролируют работоспособность датчиков, проводят замеры протектора, составляют график ротации и т.д.

Сегодня специалисты SP-Tyre ведут подбор и обучение дополнительного персонала, чтобы в течение месяца мы передали им последнюю функцию – демонтаж и монтаж колёс на автосамосвалы.

SP-Tyre

Вы уже можете оценить результаты сотрудничества с компанией SP-Tyre?

– Это первый опыт предприятия по передаче данных работ на аутсорсинг, поэтому привести сравнительную аналитику мы не можем. Услуги SP-Tyre достаточны и соответствуют нашему техническому заданию, квалификация сотрудников и подход к работе не вызывают сомнения в профессионализме. Эффект виден: повысились такие показатели, как коэффициент технической готовности (КТГ) и коэффициент использования оборудования (КИО), значительно сократились связанные с шинами простои, что позволило перевезти дополнительный объём горной массы.

В заключение хотел бы добавить, что грамотно организованное шинное хозяйство с привлечением узкоспециализированной организации способно значительно сократить организационные и технические простои, повысить КТГ и КИО всего технологического парка, способствует снижению удельного расхода шин и топлива за счет организации ежесменного мониторинга давления в шинах. Это важная составляющая эффективности всего производственного процесса предприятия.

Беседовал Леонид Малютин


SP-Tyre

Группа компаний SP-TYRE – является сервисным провайдером по обслуживанию крупногабаритных шин. С 2013 года SP-TYRE интенсивно развивает компетенции и опыт в области квалифицированного сервисного сопровождения шинного хозяйства горнодобывающих предприятий. На сегодня SP-TYRE представлена на всей территории Российской Федерации и имеет постоянно действующие офисы в Москве и в Чите (Забайкальский край).

SP-TYRE применяет лучшие мировые практики и знания в области безопасных шиномонтажных работ с применением высокоточного и качественного оборудования. Сотрудники SP-TYRE обладают высоким уровнем компетенции и опытом в области квалифицированных шиномонтажных работ крупногабаритных шин. Сотрудники компании выполняют все шиномонтажные операции в соответствии технологическими регламентами, которые разработавыются и утверждаются SP-TYRE под конкретные условия работы.

На каждом сервисном участке сотрудники SP-TYRE выполняют самостоятельно сборку и своевременное обслуживание вентильного оборудования, проверку систем контроля давления в шинах и поверку измерительных приборов таких, как манометры и датчики давления.

В шиноремонтных работах применяются передовые технологии одноэтапного метода горячей вулканизации крупногабаритных шин с применением лучших материалов для ремонта производства Tip Top и Tap Rap. Это позволяет нам обеспечивать гарантированную ходимость ремонтируемых шин без существенного снижения эксплуатационных показателей шин.

Обеспечивая контроль за ключевыми эксплуатационными показателями шин – давлением и температурой, сервис-инженера контролируют данные показатели удаленно с помощью современных систем контроля за давлением и температурой через мобильное приложение, а также через систему диспетчерезации, что исключает человеческий фактор. Таким образом ведётся непрерывный контроль за работоспособностью самого оборудования и условиями эксплуатации шин, что существенно минимизирует риски преждевременного выхода шин из строя.

SP-TYRE это команда профессионалов, которые готовы обеспечить качественный и безопасный сервис шинного хозяйства любого горнодобывающего предприятия.

ООО «СП-Сервис»

129085, Москва, Звездный бульвар, д. 19, стр.1 пом. 908

тел.: +7 (495) 258-42-12 www.sp-tyre.ru

Журнал "Горная Промышленность" №2 / 2022, стр.